Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 июля 2024 г. N Ф07-6464/24 по делу N А56-81169/2023
01 июля 2024 г. |
Дело N А56-81169/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 июня 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Маркина С.Ф., судей Рудницкого Г.М., Сапоткиной Т.И.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Племенной завод Сосновское" Пыльнова А.А. (доверенность от 01.12.23), от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области Ксенза А.Н. (доверенность от 09.01.2024 N 896),
рассмотрев 26.06.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.11.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2024 по делу N А56-81169/2023,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Племенной завод Сосновское", адрес: 191186, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 32-34, лит. А, пом. 40Н, ОГРН 1057811870500, ИНН 7838330176 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным оформленного уведомлением от 16.08.2023 N КУВД-001/2023-17824142/11 отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, адрес: 191311, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, ОГРН 1037843045734, ИНН 7815027624 (далее - Управление), в государственной регистрации прав и об обязании Управления осуществить государственную регистрацию перехода права собственности на земельный участок с кадастровым номером 47:03:1208003:94 от Общества к Бродачу Михаилу Александровичу на основании заключенного между ними договора купли-продажи недвижимого имущества от 29.08.2022 N 20220829-26-В-94.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.11.2023, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2024, требования Общества удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит решение от 14.11.2023 и постановление от 19.02.2024 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению Управления, суды пришли к неверному выводу, что Общество соответствует статусу застройщика по смыслу Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Грк РФ), а также в нарушение положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не указали, какому нормативному правовому акту не соответствует принятое Управлением решение об отказе в государственной регистрации прав.
Управление указывает, что по смыслу норм ГрК РФ необходимым основанием для наделения лица статусом застройщика является объект капитального строительства, расположенный на земельном участке, в отношении которого необходимо осуществить работы, направленные на изменение его основных характеристик путем строительства, реконструкции и капитального ремонта. Однако, как считает податель жалобы, судами не принято во внимание, что государственной регистрации подлежал земельный участок, в отношении которого не осуществлялось строительство, реконструкция или капитальный ремонт объекта капитального строительства, а также не велось инженерных изысканий, работ по подготовке проектной документации для строительства, реконструкции, капитального ремонта.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными, а также ходатайствует о приобщении дополнительных документов к материалам дела.
Суд округа отказывает в приобщении к материалам кассационного производства представленных совместно с отзывом на кассационную жалобу дополнительных документов, поскольку в силу части 1 статьи 286, части 2 статьи 287 АПК РФ, с учетом разъяснений, содержащихся в абзацах втором и третьем пункта 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", сбор и оценка дополнительных доказательств не входят в компетенцию суда округа. В связи с тем, что поступившие документы представлены в суд округа в электронном виде, оснований для их возврата на бумажном носителе не имеется.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Общества просил оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество (продавец) и гражданин Российской Федерации Бродач Михаил Александрович (покупатель) заключили договор купли-продажи недвижимого имущества от 29.08.2022 N 20220829-26-В-94 (далее - Договор), согласно которому продавец обязался передать в собственность покупателя, а покупатель - принять и оплатить земельный участок площадью 1228 кв.м, расположенный по адресу: 188730, Ленинградская область, Приозерский р-н, тер. массив Снегиревка, ДНП Сосново, уч. 26, кадастровый номер 47:03:1208003:94 (далее - Участок).
Покупатель надлежащим образом исполнил свое обязательство по оплате стоимости земельного участка, что подтверждается в том числе справкой, представленной Обществом в материалы дела.
Согласно пункту 3.1.2 Договора продавец обязан предоставить в Управление документы в отношении сторон и земельного участка, необходимые для регистрации перехода права собственности на Участок.
Во исполнение своей обязанности продавец обратился в Управление с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности в отношении земельного участка к покупателю.
Уведомлением от 16.05.2023 N КУВД-001/2023-17824142/3 Управление сообщило продавцу о приостановлении государственной регистрации прав в отношении Участка со ссылкой на Указ Президента Российской Федерации от 01.03.2022 N 81 "О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации" (далее - Указ N 81) и Указ Президента Российской Федерации от 05.03.2022 N 95 "О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами" (далее - Указ N 95), которыми установлен особый порядок осуществления (исполнения) сделок (операций), влекущих за собой возникновение права собственности на недвижимое имущество, осуществляемые (исполняемые) с иностранными лицами, связанными с иностранными государствами, которые совершают в отношении российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия (в том числе, если такие иностранные лица имеют гражданство этих государств, местом их регистрации, местом преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности или местом преимущественного извлечения ими прибыли от деятельности являются эти государства), и с лицами, которые находятся под контролем указанных иностранных лиц, независимо от места их регистрации или места преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности.
Согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) участником Общества с долей 100% является ООО "Свердловка 60" (ОГРН 1129847007344, ИНН 7806492960), единственным участником которого в свою очередь является Ундина Трейдинг Лимитед (страна происхождения Кипр).
Как указало Управление в уведомлении от 16.05.2023, с учетом пункта 12 Указа N 95 Обществу с целью проведения регистрационных действий необходимо представить в регистрирующий орган в пакете документов также документы, подтверждающие раскрытие информации о контроле над ними российскими юридическими или физическими лицами налоговым органам Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Общество направило обращения в Министерство финансов Российской Федерации с просьбой подтвердить, что в связи с наличием статуса застройщика Обществу не требуется получать разрешение на совершение сделок с недвижимым имуществом, либо выдать соответствующее разрешение.
В ответ на обращения заявителя Департамент финансовой политики Министерства финансов Российской Федерации письмами от 15.06.2022 N 05-07-13/556471, от 15.07.2022 N 05-04-20/68312 разъяснил, что лицам, являющимся застройщиками в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и находящимся под контролем иностранных лиц, совершающих недружественные действия, подкомиссией Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации выдано разрешение, действующее без ограничения срока на исполнение сделок, влекущих возникновение права собственности на недвижимое имущество.
Вместе с тем уведомлением от 16.08.2023 N КУВД-001/2023-17824142/11 Управление сообщило об отказе в государственной регистрации прав в связи с истечением срока приостановления регистрационных действий и неустранением причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации прав.
Посчитав отказ в государственной регистрации прав незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций признали требования Общества обоснованными по праву.
Суд кассационной инстанции, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемые судебные акты не подлежат отмене в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, связанные с государственным кадастровым учетом объектов недвижимости и государственной регистрацией прав на объекты недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Пунктом 2 части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ установлено, что к заявлению о государственном кадастровом учете прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета.
В силу части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Согласно части 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Как установлено судами, Участок принадлежит на праве собственности Обществу, учредителем которого является ООО "Свердловка 60". При этом учредителем ООО "Свердловка 60" с долей 100 % является Ундина Трейдинг Лимитед, страна происхождения Кипр, включенный в перечень иностранных государств и территорий, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.03.2022 N 430-р.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 Указа N 81 в качестве дополнительной временной меры экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации с 02.03.2022 установлен особый порядок осуществления (исполнения) резидентами сделок (операций), влекущих за собой возникновение права собственности на ценные бумаги и недвижимое имущество, с иностранными лицами, связанными с иностранными государствами, которые совершают в отношении российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия (в том числе, если такие иностранные лица имеют гражданство этих государств, местом их регистрации, местом преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности или местом преимущественного извлечения ими прибыли от деятельности являются эти государства), и с лицами, которые находятся под контролем указанных иностранных лиц, независимо от места их регистрации или места преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности.
Согласно подпункту "б" пункта 1 Указа N 81 сделки (операции), предусмотренные подпунктом "а" настоящего пункта и пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 28.02.2022 N 79 "О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций", могут осуществляться (исполняться) на основании разрешений, выдаваемых Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации и при необходимости содержащих условия осуществления (исполнения) таких сделок (операций).
Во исполнение Указа N 81 Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2022 N 295 утверждены Правила выдачи Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации разрешений в целях реализации дополнительных временных мер экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации и иных разрешений, предусмотренных отдельными указами Президента Российской Федерации, а также реализации иных полномочий в указанных целях (далее - Правила).
Так, Правилами, в частности, утвержден порядок выдачи разрешений на осуществление (исполнение) сделок, влекущих за собой возникновение права собственности на недвижимое имущество.
Сообщением от 26.05.2022 N 05-06-10/ВН-26829 Министерство финансов Российской Федерации опубликовало выписку из протокола заседания подкомиссии Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации от 26.05.2022 N 43 (далее - протокол N 43), согласно которой подкомиссией принято единогласное решение разрешить без ограничения срока резидентам - юридическим лицам, являющимся застройщиками в соответствии с ГрК РФ, которые находятся под контролем иностранных лиц, связанных с иностранными государствами, которые совершают в отношении российских юридических и физических лиц недружественные действия, осуществление (исполнение) сделок (операций) с резидентами, влекущих за собой возникновение права собственности на недвижимое имущество.
В соответствии с пунктом 16 статьи 1 ГрК РФ застройщик - это физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.
Приняв во внимание и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалах дела договоры подряда на проведение различных работ по формированию инфраструктурных объектов для создания единого коттеджного поселка из принадлежащих Обществу на праве собственности земельных участков суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о возможности отнесения Общества к категории застройщиков по смыслу статьи 1 ГрК РФ.
Как верно отметил суд апелляционной инстанции, поскольку Общество, местом регистрации которого согласно сведениям ЕГРЮЛ является Российская Федерация, не относится к лицам, указанным в пункте 12 Указа N 95, у Управления отсутствовали правовые основания требовать от Общества в уведомлении о приостановлении государственной регистрации прав от 16.05.2023 документы, подтверждающие раскрытие информации о контроле над ними российскими юридическими или физическими лицами налоговым органам Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
С учетом положений части 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ и принимая во внимание содержащееся в выписке из протокола N 43 разрешение без ограничения срока действия юридическим лицам, являющимся застройщиками по законодательству Российской Федерации, осуществлять сделки, влекущие за собой возникновение права собственности на недвижимое имущество, а также представленные заявителем доказательства ведения им хозяйственной деятельности в качестве застройщика, суды обоснованно удовлетворили требования Общества.
Доводы Управления, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают правомерности выводов судов, а лишь выражают несогласие с ними; фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств; нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.11.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2024 по делу N А56-81169/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.Ф. Маркин |
Судьи |
С.Ф. Маркин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как верно отметил суд апелляционной инстанции, поскольку Общество, местом регистрации которого согласно сведениям ЕГРЮЛ является Российская Федерация, не относится к лицам, указанным в пункте 12 Указа N 95, у Управления отсутствовали правовые основания требовать от Общества в уведомлении о приостановлении государственной регистрации прав от 16.05.2023 документы, подтверждающие раскрытие информации о контроле над ними российскими юридическими или физическими лицами налоговым органам Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
С учетом положений части 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ и принимая во внимание содержащееся в выписке из протокола N 43 разрешение без ограничения срока действия юридическим лицам, являющимся застройщиками по законодательству Российской Федерации, осуществлять сделки, влекущие за собой возникновение права собственности на недвижимое имущество, а также представленные заявителем доказательства ведения им хозяйственной деятельности в качестве застройщика, суды обоснованно удовлетворили требования Общества."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 июня 2024 г. N Ф07-6464/24 по делу N А56-81169/2023