02 июля 2024 г. |
Дело N А56-85177/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Алешкевича О.А., Соколовой С.В.,
при участии от акционерного общества "Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области" Кононенко О.В. (по доверенности от 09.01.2024), от садоводческого некоммерческого товарищества "Бабино-1" Рублевой Т.А. (по доверенности от 06.02.2024),
рассмотрев 01.07.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества "Бабино-1" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.12.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2024 по делу N А56-85177/2023,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области", адрес: 188800, Ленинградская обл., г. Выборг, ул. Кривоносова, д. 13, пом. 28, ОГРН 1084704002360, ИНН 4704077078 (далее - Компания, региональный оператор), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с садоводческого некоммерческого товарищества "Бабино-1", адрес: 188670, Ленинградская обл., Всеволожский р-н, тер. СНТ Бабино-1, стр. 61А, ОГРН 1044700556053, ИНН 4703021570 (далее - Товарищество), 67 574,39 руб. задолженности за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) за период с 01.01.2023 по 31.07.2023.
Решением от 19.12.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 22.03.2024, иск удовлетворен в полном объеме.
В кассационной жалобе Товарищество просит отменить решение и постановление и отказать в удовлетворении иска. Податель жалобы считает, что законных оснований для взыскания начисленных сумм у регионального оператора не имеется, поскольку спорная задолженность фактически образовалась в результате неоплаты документально не подтвержденных доначислений, произведенных истцом.
В судебном заседании представитель Товарищества поддержала доводы кассационной жалобы, а представитель Компании возразила против удовлетворения жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Компания является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Ленинградской области и с 01.10.2019 приступила к деятельности на территории Всеволжского района Ленинградской области.
По результатам рассмотрения заявки Товарищества региональный оператор подготовил и направил потребителю письмом проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО от 01.11.2019 N 7411ЮО-5/04-20 (далее - Договор). В предлагаемом потребителю для подписания варианте Договора предусматривался порядок учета объема и (или) массы ТКО расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО в отношении объектов, указанных в Приложении N 1.
В приложении N 1 к Договору указан объем контейнера - 6 м3, количество контейнеров - 2, периодичность вывоза - по заявке потребителя.
До настоящего времени подписанный со стороны Товарищества договор в адрес регионального оператора не поступал.
Ссылаясь на оказание Обществу услуг в период с 01.01.2023 по 31.07.2023, отсутствие полной их оплаты потребителем, региональный оператор обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, установив, что расчет платы осуществляется исходя из объема ТКО, фактически вывезенных региональным оператором в соответствующий период, удовлетворил требования Компании в заявленном размере.
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что судебные акты подлежат отмене на основании следующего.
Правоотношения в сфере обращения с отходами регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.
Согласно пункту 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Согласно пункту 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
Правила обращения с ТКО и типовой договор на оказание услуг по обращению с ТКО, правила коммерческого учета объема и (или) массы ТКО утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 24.6, пункт 5 статьи 24.7, пункт 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 утверждены Правила N 1156, которые устанавливают порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО, заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО, а также форма Типового договора; постановлением от 03.06.2016 утверждены Правила N 505, регулирующие порядок учета объема (или) и массы ТКО.
В силу пункта 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и пункта 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ условия Типового договора, Правила N 505, 1156 являются обязательными для региональных операторов по обращению с ТКО и собственников ТКО при заключении и исполнении публичных договоров на оказание услуг по обращению с ТКО.
В случаях, когда в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты (пункт 1 статьи 445 ГК РФ).
Основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО является заявка потребителя либо предложение регионального оператора о заключении договора (пункт 8(4) Правил N 1156).
Правилами N 1156 предусмотрены специальные порядок заключения договоров по обращению с ТКО и сроки для направления потребителем региональному оператору возражений (протокола разногласий) относительно предложенного региональным оператором проекта договора.
Существенными условиями заключаемого договора в силу пункта 25 Правил N 1156 являются планируемый объем и (или) масса транспортируемых твердых коммунальных отходов, состав таких отходов, периодичность и время вывоза ТКО, способ коммерческого учета количества ТКО, места их приема и передачи, маршрут в соответствии со схемой обращения с отходами.
Подпунктом "б" пункта 13 Правил N 1156 предусмотрено, что потребитель обязан обеспечивать учет объема (или) и массы ТКО в соответствии с Правилами N 505.
Коммерческий учет ТКО для собственников ТКО предусмотрен Правилами N 505 с применением альтернативных способов учета объема ТКО.
При заключении с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственник ТКО вправе выбрать один из двух способов коммерческого учета: исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, либо исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах их накопления (пункты 5 и 6 Правил N 505).
В рассматриваемом случае региональный оператор, получив в установленном порядке заявку Товарищества, направил в его адрес проект Договора, составленный в соответствии с Типовым договором, предусматривающий способ коммерческого учета ТКО, исходя из количества и объема контейнеров.
Товарищество оплачивало услуги по обращению с ТКО исходя из количества и объема контейнеров.
Разногласия сторон возникли относительно определения объема ТКО, складированного рядом с контейнером и (или) превышающего объем контейнера, и последующего доначисления стоимости оказанных услуг.
Разрешая спор, суды обоснованно признали доказанным факт оказания региональным оператором предъявленных к оплате услуг по обращению с ТКО в заявленный в иске период.
Удовлетворяя иск регионального оператора, суды исходили из того, что расчет начислений обоснованно произведен исходя из фактического объема ТКО, вывезенных региональным оператором в соответствующий период.
Как следует из материалов дела и сторонами не оспаривается, количество вывезенных контейнеров фиксировалось в маршрутном журнале по оказанию услуги обращения ТКО, подтверждалось фотофиксацией; объем ТКО вне контейнеров (складированный рядом с контейнером и образовавшийся в случае переполнения контейнера) измерялся путем перегруза в освободившиеся контейнеры и определялся "визуально".
Вместе с тем, произвольное определение объема перевезенных ТКО зарождает обоснованные сомнения в достоверности расчета заявленного объема оказанной услуги и соответствующих притязаний Компании.
В настоящем случае бремя доказывания оказания услуг в большем объеме, нежели оплаченном ответчиком, возлагается на истца.
Между тем надлежащих доказательств документальной фиксации объемов отходов, вывезенных и учтенных региональным оператором, материалы дела не содержат.
Применительно к обстоятельствам правоотношений сторон по настоящему спору не следует и согласование условия о расчете стоимости оказанных услуг исходя из фактической массы вывезенных ТКО из данных контейнеров. Порядок определения фактической заполненности всех 2 контейнеров на момент приезда спецтехники истца для оказания услуг, сторонами не предусмотрен; условия, позволяющие достоверно установить количество вывезенных ТКО из контейнеров ответчика, как ранее отмечено, отсутствуют.
В рассматриваем деле также не представлено каких-либо доказательств составления и направления Товариществу актов о нарушении им обязательств, о переполнении контейнерного оборудования или образовании мест несанкционированного размещения отходов на площадке, и свидетельствующих, в частности, о возможном увеличении расчетного объема ТКО и превышении платы за оказанные услуги.
Фактическое удорожание стоимости оказанных услуг региональный оператор объясняет отсутствием разумных оснований невозможности осуществления расчетов с применением выбранного потребителем порядка осуществления учета ввиду недостаточной емкости контейнера, несоответствия выбранной периодичности вывоза ТКО фактическим условиям их образования, однако правовые основания для их перерасчета не приводит.
С учетом изложенного, без исследования указанных обстоятельств выводы судов о правильности определения фактического объема ТКО, вывезенных региональным оператором в соответствующий период, и удовлетворении исковых требований являются преждевременными.
При таких обстоятельствах принятые судебные акты подлежат отмене, а поскольку для принятия обоснованного и законного судебного акта требуются исследование и оценка представленных в материалы дела доказательств, что невозможно в арбитражном суде кассационной инстанции в силу его полномочий, настоящее дело в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежит направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
При новом рассмотрении суду первой инстанции следует учесть изложенное, с соблюдением принципа распределения бремени доказывания, предусмотренным частью 1 статьи 65 АПК РФ, установить все фактические обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, и дать надлежащую оценку всем доводам сторон, после чего принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.12.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2024 по делу N А56-85177/2023 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Председательствующий |
Е.А. Аникина |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Правила обращения с ТКО и типовой договор на оказание услуг по обращению с ТКО, правила коммерческого учета объема и (или) массы ТКО утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 24.6, пункт 5 статьи 24.7, пункт 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ).
...
В силу пункта 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и пункта 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ условия Типового договора, Правила N 505, 1156 являются обязательными для региональных операторов по обращению с ТКО и собственников ТКО при заключении и исполнении публичных договоров на оказание услуг по обращению с ТКО.
В случаях, когда в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты (пункт 1 статьи 445 ГК РФ)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 июля 2024 г. N Ф07-7997/24 по делу N А56-85177/2023