02 июля 2024 г. |
Дело N А56-23394/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Алешкевича О.А., Аникиной Е.А.,
при участии от некоммерческой организации "Фонд-Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" Черноштановой Н.И. (доверенность от 29.12.2023),
рассмотрев 02.07.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Жилищно-строительного кооператива N 663 на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.10.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2024 по делу N А56-23394/2023,
УСТАНОВИЛ:
Жилищно-строительный кооператив N 663, адрес: 195257, Санкт-Петербург, улица Вавиловых, 4, 1, ОГРН 1027802520162 (далее - Кооператив), обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании распоряжения Администрации Калининского района Санкт-Петербурга, адрес: 195009, Санкт-Петербург, набережная Арсенальная, дом 13/1, ОГРН 1027802508271, (далее - Администрация), от 07.12.2022 N 1096-р.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Некоммерческая организация "Фонд-Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах", адрес: 191023, Санкт-Петербург, площадь Островского, дом 11, ОГРН 1137800010413 (далее - Фонд) и Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга, адрес: 195112, Санкт-Петербург, Малоохтинский проспект, дом 68, литера "А", ОГРН 1037867000115 (далее - Инспекция).
Решением от 13.10.2023 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Постановлением апелляционного суда от 20.02.2024 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Кооператив, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение и постановление отменить.
В судебном заседании представитель Фонда, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов, просил в удовлетворении жалобы Кооператива отказать.
Иные участвующие в деле лица о времени и месье судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия, что не противоречит норме части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге, утвержденную постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18.02.2014 N 84, в 2014 году включены две части многоквартирного дома в Санкт-Петербурге по адресу:
- ул. Вавиловых, д. 4, корп. 1, лит. А (кв. 1-208);
- ул. Вавиловых, д. 4, корп. 1, лит. А (кв. 209-235).
Управление указанными секциями осуществлялось двумя управляющими организациями:
- в части многоквартирного дома "кв. 1-208" - Кооперативом;
- в части многоквартирного дома "кв. 209-235" - ООО "ЖКС N 2 Калининского района".
Распоряжениями Администрации от 03.09.2014 N 633-р и от 23.12.2014 N 946-р в перечень МКД, собственники которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта, включен МКД по адресу: Санкт-Петербург, Вавиловых ул., д. 4, корп. 1 лит. А (кв. 1-208) и (кв. 209-235). Администрацией принято решение о формировании фонда капитального ремонта на счете Фонда.
В соответствии с протоколом общего собрания собственников помещений в МКД N 1 от 09.11.2015 (кв. 1-208) принято решение об изменении способа формирования фонда капитального ремонта МКД, а именно собственниками помещений в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрано его формирование на специальном счете. Владельцем специального счета выбран Кооператив.
Региональным оператором в 2016 году в соответствии с Региональной программой в части МКД (Вавиловых ул., д. 4, корп. 1, литера А (кв. 209-235) проведены работы по разработке проектной документации и капитальному ремонту лифта на сумму 1 688 936,86 руб.
Распоряжением Администрации от 27.06.2017 N 431-р внесены изменения в распоряжения N 633-р, согласно которому МКД по адресу Вавиловых ул., д. 4, корп. 1, лит. А (кв. 1-208) исключен из приложения к распоряжению N 633-р.
Во исполнение требований действующего законодательства об управлении одной управляющей организацией МКД по адресу: Санкт-Петербург, Вавиловых ул., д. 4, корп. 1, лит. А, собственники помещений в МКД приняли решение об управлении МКД Кооперативом (протокол общего собрания собственников помещений от 15.05.2018 N 1).
На общем собрании собственников помещений в МКД принято решение, оформленное протоколом от 07.05.2020 N 1, о формировании фонда капитального ремонта общего имущества в МКД на специальном счете Кооператива. Данное решение собственников реализовано не было, поскольку по состоянию на 2020 год в Региональной программе учтены части упомянутого многоквартирного дома, а не многоквартирный дом единым объектом.
В ответ на представленный протокол об изменении способа формирования фонда капитального ремонта Инспекция письмом от 28.08.2020 N 08-11-12522/20-0-1 сообщила, что МКД будет включен в "Реестр специальных счетов, владельцами которых являются ТСЖ, ЖК, УК и региональный оператор" после погашения задолженности по оплате оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.01.2022 N 15 в Региональную программу внесены изменения: строка "Вавиловых ул., д. 4, корп. 1, лит. А (кв. 1-208)" изложена в редакции "Вавиловых ул., д. 4, корп. 1, литера А", строка "Вавиловых ул., д. 4, корп. 1, литера А (кв. 209-235)" исключена из Региональной программы.
Таким образом, при актуализации Региональной программы данные в отношении МКД объединены и многоквартирный дом по адресу: Санкт-Петербург, Вавиловых ул., д. 4, корп. 1, лит. А учтен единым объектом.
В связи с отсутствием решения о выбранном способе формирования фонда капитального ремонта в спорном МКД (единый объект) Администрацией издано распоряжение от 07.12.2022 N 1096-р о внесении изменений в распоряжение Администрации от 03.09.2014 N 633-р, дополнив приложение к распоряжению пунктом 1210 следующего содержания: Вавиловых ул., д. 4, корп. 1, лит. А.
Кооператив не согласился с распоряжением Администрации, в связи с чем обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суды двух инстанций не усмотрели правовых и фактических оснований для удовлетворения заявления Кооператива.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции (часть 2 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации; далее - ЖК РФ).
В силу части 3 статьи 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете;
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
Частью 4 статьи 175 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме вправе осуществлять формирование фонда капитального ремонта только на одном специальном счете. На специальном счете могут аккумулироваться средства фонда капитального ремонта собственников помещений только в одном многоквартирном доме.
Согласно пункту 1 статьи 46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколом общего собрания в соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28.01.2019 N 44/пр "Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор".
В рассматриваемом деле суды установили, что на общем собрании собственников помещений в МКД принято решение, оформленное протоколом N 1 от 07.05.2020, о формировании фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по адресу: Санкт-Петербург, Вавиловых ул., д. 4 корп. 1, литера А, на специальном счете Кооператива.
Суды указали, что решение собственников от 07.05.2020 реализовано не было, поскольку по состоянию на 2020 год в Региональной программе учтены части упомянутого многоквартирного дома, а не многоквартирный дом единым объектом.
В силу части 2 статьи 168 ЖК РФ региональная программа капитального ремонта включает в себя, в частности, перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта РФ, за исключением домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. Таким образом, Жилищный кодекс РФ не предусматривает возможность включения в региональную программу капитального ремонта части дома.
Суды констатировали, что в 2022 году при актуализации Региональной программы данные в отношении многоквартирного дома объединены и учтен многоквартирный дом по адресу: Санкт-Петербург, Вавиловых ул., д. 4, корп. 1, лит. А (далее - МКД) единым объектом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 173 ЖК РФ не допускается изменение способа формирования фонда капитального ремонта в случае, если имеется задолженность по оплате оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. При наличии задолженности, подлежащей погашению за счет средств фонда капитального ремонта, смена способа формирования фонда возможна лишь при условии полного ее погашения.
Суды, оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, установили, что региональным оператором в 2016 году в соответствии с Региональной программой в части МКД (Вавиловых ул., д. 4, корп. 1, литера А (кв. 209-235)) проведены работы по разработке проектной документации и капитальному ремонту лифта на сумму 1 688 936,86 руб.
Поскольку у собственников МКД на момент вынесения оспариваемого распоряжения имелась задолженность, подлежащая погашению перед Фондом, по оплате оказанных услуг и выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД, суды заключили, что погашение задолженности после вынесения оспариваемого распоряжения не свидетельствует о его незаконности.
В соответствии с пунктом 3.13.7 Положения об администрации района, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.12.2017 N 1098, полномочия по принятию решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в установленном порядке не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не реализован, и в иных случаях, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, возложены на районные администрации Санкт-Петербурга.
Принимая во внимание изложенное, суды обоснованно заключили, что распоряжение Администрации вынесено ей в соответствии с нормами действующего законодательства и в рамках предоставленных ей полномочий.
Довод подателя жалобы о том, что при наличии решения общего собрания обязан перечислять денежные средства на специальный счет Фонда отклоняется кассационной инстанцией, поскольку Кооператив при отсутствии задолженности по оплате оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме не лишен возможности представить в орган государственного жилищного надзора уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем МКД способе формирования фонда капитального ремонта с приложением документов в порядке части 1 статьи 172 ЖК РФ.
Несогласие подателя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судами положений законодательства Российской Федерации, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения норм названного законодательства, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Переоценка доказательств в полномочия суда кассационной инстанции не входит (статьи 286 и 287 АПК РФ, пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
Поскольку фактические обстоятельства установлены судами первой и апелляционной инстанций на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, в том числе предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судами не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.10.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2024 по делу N А56-23394/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу Жилищно-строительного кооператива N 663 - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 3.13.7 Положения об администрации района, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.12.2017 N 1098, полномочия по принятию решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в установленном порядке не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не реализован, и в иных случаях, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, возложены на районные администрации Санкт-Петербурга.
...
Довод подателя жалобы о том, что при наличии решения общего собрания обязан перечислять денежные средства на специальный счет Фонда отклоняется кассационной инстанцией, поскольку Кооператив при отсутствии задолженности по оплате оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме не лишен возможности представить в орган государственного жилищного надзора уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем МКД способе формирования фонда капитального ремонта с приложением документов в порядке части 1 статьи 172 ЖК РФ.
...
Переоценка доказательств в полномочия суда кассационной инстанции не входит (статьи 286 и 287 АПК РФ, пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции")."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 июля 2024 г. N Ф07-4934/24 по делу N А56-23394/2023