03 июля 2024 г. |
Дело N А56-81214/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 июля 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Филиппова А.Е., судей Власовой М.Г. и Чуватиной Е.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Племенной завод Сосновское" Вечтомовой О.Д. (доверенность от 01.12.2023), от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области Ксенза А.Н. (доверенность от 09.01.2024),
рассмотрев 27.06.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.11.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2024 по делу N А56-81214/2023,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Племенной завод Сосновское", адрес: 191186, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 32-34, лит. "А", пом. 40Н, ОГРН 1057811870500, ИНН 7838330176 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, адрес: 191311, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, ОГРН 1037843045734, ИНН 7815027624 (далее - Управление), об отказе в государственной регистрации прав и обязании Управления осуществить государственную регистрацию перехода права собственности на земельный участок с кадастровым номером 47:03:1208003:14 от Общества к гражданину Российской Федерации Синенко Галине Сергеевне на основании заключенного между ними договора от 05.02.2021 N 20210205-256-В-14 купли-продажи недвижимого имущества.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Синенко Галина Сергеевна.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.11.2023 требования Общества удовлетворены.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2024 решение от 14.11.2023 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить решение от 14.11.2023 и постановление от 13.02.2024, принять новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявления.
Податель жалобы считает, что по смыслу Градостроительного кодекса Российской Федерации необходимым основанием для наделения лица статусом застройщика является объект капитального строительства, расположенный на земельном участке, в отношении которого необходимо осуществить работы, направленные на изменение его основных характеристик путем строительства, реконструкции и капитального ремонта.
По мнению Управления, представленные Обществом в материалы дела договоры подряда и выполнение по ним работ, не свидетельствуют о том, что такие работы были осуществлены на спорном земельном участке.
Кроме того, податель жалобы отмечает, что как таковым строительством коттеджных поселков Общество не занимается, а основная его деятельность направлена на получение прибыли от продажи земельных участков и сдачи в аренду нежилых помещений.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Как пояснил заявитель в отзыве, Общество, вопреки позиции Комитета о том, что оно не осуществляет деятельность по строительству и не обладает статусом застройщика, являясь собственником земельного массива в Приозерском районе Ленинградской области, разделенного впоследствии на отдельные земельные участки, осуществляет на этом массиве строительство коттеджных поселков, которое состоит из таких этапов как:
- строительство инфраструктуры (дорог, электросети, водопровода, газопровода);
- продажа земельных участков, соединенных между собой объектами инфраструктуры;
- передача инфраструктуры в собственность некоммерческой организации - садоводству, осуществляющей управление коттеджным поселком на основе членства из граждан, приобретших земельные участки.
На указанной территории Обществом, начиная с 2014 года, осуществлено строительство пяти коттеджных поселков: Снегири, Сосновские озера-1, Сосновские озера-2, Сосновские озера Форест Лаундж, Taпио, обеспеченных инфраструктурой.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель Общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы, просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Синенко Г.С. надлежаще извещена о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, однако своих представителей в судебное заседание не направила, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) Общество зарегистрировано на территории Российской Федерации в качестве юридического лица 09.08.2005.
Единственным участником Общества является общество с ограниченной ответственностью "Свердловка 60" (ИНН 7806492960), единственным участником которого, в свою очередь, является юридическое лицо по законодательству Республики Кипр - "Ундина Трейдинг Лимитед".
Общество (продавец) и гражданин Российской Федерации Синенко Г.С. (покупатель) заключили договор от 05.02.2021 N 20210205-256-В-14 купли-продажи недвижимого имущества (далее - Договор), согласно которому продавец обязался передать в собственность покупателя, а покупатель - принять и оплатить земельный участок 256 площадью 698 кв. м, расположенный по адресу: Ленинградская обл., Приозерский р-н, тер. массива Снегиревка, дачное некоммерческое партнерство "Сосново", кадастровый номер 47:03:1208003:14 (далее - Участок).
Покупатель исполнил свое обязательство по оплате Участка, что подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями и справкой Общества от 17.04.2023.
Стороны 18.04.2023 обратились в Гатчинский отдел Управления с заявлениями о государственной регистрации права собственности, в которых просили зарегистрировать переход права собственности в отношении Участка к покупателю.
Уведомлением от 02.05.2023 N КУВД/001/2023-15876148/1 Управление приостановило государственную регистрацию прав в отношении Участка.
В указанном уведомлении Управление, ссылаясь на указы Президента Российской Федерации от 01.03.2022 N 81 "О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации" (далее - Указ N 81) и от 05.03.2022 N 95 "О временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами", сообщило сторонам, что сделки (операции), влекущие за собой возникновение права собственности на недвижимое имущество с лицами, связанными с государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, могут осуществляться (исполняться) на основании разрешений, выдаваемых Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации (далее - Подкомиссия); с целью проведения регистрационных действий Управление также указало Обществу на необходимость представления документов, подтверждающих раскрытие информации о контроле над ними российскими юридическими или физическими лицами налоговым органам Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В свою очередь Общество в мае и июне 2022 года направляло в Департамент финансовой политики Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) письма с приложением заявления о выдаче разрешения на осуществление (исполнение) сделки (операции), по которой Общество также являлось продавцом земельного участка.
В ответ на обращения заявителя Департамент в письмах от 15.06.2022 N 05-07-13/556478 и от 15.07.2022 N 05-04-20/68312 сообщил, что в соответствии с разъяснениями, содержащимися в выписке из протокола заседания Подкомиссии от 05.05.2022 N 43, Подкомиссией принято единогласное решение разрешить без ограничения срока резидентам - юридическим лицам, являющимся застройщиками в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, которые находятся под контролем иностранных лиц, связанных с иностранными государствами, которые совершают в отношении российских юридических и физических лиц недружественные действия, осуществление (исполнение) сделок (операций) с резидентами, влекущих за собой возникновение права собственности на недвижимое имущество.
Уведомлением от 02.08.2023 N КУВД-001/2023-15876148/9 Управление сообщило заявителям об отказе в государственной регистрации прав в связи с истечением срока приостановления регистрационных действий и неустранением причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации.
Посчитав отказ в государственной регистрации прав незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии совокупности обстоятельств для удовлетворения требований Общества.
Суд кассационной инстанции, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемые судебные акты не подлежат отмене в связи со следующим.
В силу положений статей 198 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, связанные с государственным кадастровым учетом объектов недвижимости и государственной регистрацией прав на объекты недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки (пункт 2).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 Указа N 81 в качестве дополнительной временной меры экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации с 02.03.2022 установлен особый порядок осуществления (исполнения) резидентами следующих сделок (операций) с иностранными лицами, связанными с иностранными государствами, которые совершают в отношении российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия (в том числе если такие иностранные лица имеют гражданство этих государств, местом их регистрации, местом преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности или местом преимущественного извлечения ими прибыли от деятельности являются эти государства), и с лицами, которые находятся под контролем указанных иностранных лиц, независимо от места их регистрации или места преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности (далее - лица иностранных государств, совершающих недружественные действия): сделки (операции) по предоставлению лицам иностранных государств, совершающих недружественные действия, кредитов и займов (в рублях), за исключением случаев, если предоставление кредитов и займов запрещено в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации; сделки (операции), влекущие за собой возникновение права собственности на ценные бумаги и недвижимое имущество, осуществляемые (исполняемые) с лицами иностранных государств, совершающих недружественные действия.
Согласно подпункту "б" того же пункта Указа N 81 сделки (операции), предусмотренные подпунктом "а" этого пункта и пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 28.02.2022 N 79 "О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций", могут осуществляться (исполняться) на основании разрешений, выдаваемых Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации и при необходимости содержащих условия осуществления (исполнения) таких сделок (операций).
Во исполнение Указа N 81 постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2022 N 295 утверждены Правила выдачи Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации разрешений в целях реализации дополнительных временных мер экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации и иных разрешений, предусмотренных отдельными указами Президента Российской Федерации, а также реализации иных полномочий в указанных целях (далее - Правила).
Так, Правилами, в частности, утвержден порядок выдачи разрешений на осуществление (исполнение) сделок, влекущих за собой возникновение права собственности на недвижимое имущество.
Вместе с тем сообщением от 26.05.2022 N 05-06-10/ВН-26829 Министерство финансов Российской Федерации опубликовало выписку из протокола заседания Подкомиссии от 05.05.2022 N 43, согласно которой ею принято единогласное решение разрешить без ограничения срока резидентам -юридическим лицам, являющимся застройщиками в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, которые находятся под контролем иностранных лиц, связанных с иностранными государствами, которые совершают в отношении российских юридических и физических лиц недружественные действия, осуществление (исполнение) сделок (операций) с резидентами, влекущих за собой возникновение права собственности на недвижимое имущество.
При рассмотрении дела суды установили, что Общество на принадлежащих ему земельных участках, расположенных в Приозерском районе Ленинградской области вблизи дер. Снегиревки, на основании договоров подряда, в которых оно выступает в качестве заказчика, осуществляет строительство линейных объектов: дорог, сетей электроснабжения, водоснабжения и газоснабжения.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, заключив, что такие действия по строительству Общество осуществляет для инженерно-технического обеспечения земельных участков на указанной территории, в том числе, участка, являющегося предметом Договора, суды применительно к установленным по делу обстоятельствам посчитали, что Общество по смыслу пункта 16 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации является застройщиком.
С учетом изложенного, установив, что при обращении в регистрирующий орган сторонами сделки были представлены все документы, необходимые для осуществления регистрационных действий, а также приняв во внимание содержащееся в выписке из протокола заседания Подкомиссии от 05.05.2022 N 43 разрешение без ограничения срока действия юридическим лицам, являющимся застройщиками по законодательству Российской Федерации, осуществлять сделки, влекущие за собой возникновение права собственности на недвижимое имущество, суды правомерно признали требования Общества обоснованными и удовлетворили заявление.
Суд кассационной инстанции полагает необходимым дополнительно отметить, что в ходе судебного разбирательства Общество обращало внимание судов на то, что Управление в период действия Указа N 81 неоднократно осуществляло во внесудебном порядке государственную регистрацию прав по иным сделкам, заключенным между Обществом и гражданами Российской Федерации, в отношении земельных участков, расположенных на территории массива Снегиревка, дачное некоммерческое партнерство "Сосново", тем самым фактически признавая возможность регистрации аналогичных договоров без получения дополнительных разрешений Подкомиссии на совершение сделки и без предоставления налоговым органам информации о контроле над организацией российскими юридическими или физическими лицами. При этом Управление каких-либо возражений на указанные доводы не представило; объяснений относительного причин такого непоследовательного поведения не привело.
При рассмотрении дела судами установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана правовая оценка, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
Доводы кассационной жалобы не опровергают правомерности выводов судов первой и апелляционной инстанций, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов и принятия по делу судом кассационной инстанции нового судебного акта.
С учетом изложенного кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.11.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2024 по делу N А56-81214/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Е. Филиппов |
Судьи |
М.Г. Власова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Во исполнение Указа N 81 постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2022 N 295 утверждены Правила выдачи Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации разрешений в целях реализации дополнительных временных мер экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации и иных разрешений, предусмотренных отдельными указами Президента Российской Федерации, а также реализации иных полномочий в указанных целях (далее - Правила).
Так, Правилами, в частности, утвержден порядок выдачи разрешений на осуществление (исполнение) сделок, влекущих за собой возникновение права собственности на недвижимое имущество.
Вместе с тем сообщением от 26.05.2022 N 05-06-10/ВН-26829 Министерство финансов Российской Федерации опубликовало выписку из протокола заседания Подкомиссии от 05.05.2022 N 43, согласно которой ею принято единогласное решение разрешить без ограничения срока резидентам -юридическим лицам, являющимся застройщиками в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, которые находятся под контролем иностранных лиц, связанных с иностранными государствами, которые совершают в отношении российских юридических и физических лиц недружественные действия, осуществление (исполнение) сделок (операций) с резидентами, влекущих за собой возникновение права собственности на недвижимое имущество.
...
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, заключив, что такие действия по строительству Общество осуществляет для инженерно-технического обеспечения земельных участков на указанной территории, в том числе, участка, являющегося предметом Договора, суды применительно к установленным по делу обстоятельствам посчитали, что Общество по смыслу пункта 16 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации является застройщиком."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 июля 2024 г. N Ф07-6310/24 по делу N А56-81214/2023