05 июля 2024 г. |
Дело N А56-81194/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 июля 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Чуватиной Е.В., судей Сергеевой И.В., Филиппова А.Е.,
рассмотрев 26.06.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.11.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2024 по делу N А56-81194/2023,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Племенной завод Сосновское" адрес: 191186, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 32-34, лит. А, пом. 40Н, ОГРН 1057811870500, ИНН 7838330176 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области адрес: 191311, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, ОГРН 1037843045734, ИНН 7815027624 (далее - Управление Росреестра), от 02.08.2023 N КУВД/001/2023-15876354/9 об отказе в государственной регистрации прав и возложении на Управление Росреестра обязанности осуществить государственную регистрацию перехода права собственности на земельный участок с кадастровым номером 47:03:1208002:2093 от Общества к Балковой Екатерине Валерьевне на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 20.06.2020 N 20200620-329-Б-2093.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Балкова Екатерина Валерьевна.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.11.2023 требования Общества удовлетворены.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2024 данное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление Росреестра, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить решение от 14.11.2023 и постановление от 19.02.2024, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявления.
По мнению подателя жалобы, оспариваемое решение Управления Росреестра об отказе в государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок принято в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, в связи с чем не имелось правовых оснований для признания такого отказа незаконным.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В частности, в отзыве Общество указало, что оно являлось собственником земельного массива в Приозерском районе Ленинградской области, разделенного впоследствии на отдельные земельные участки, осуществляет на этом массиве строительство коттеджных поселков, которое состоит из таких этапов как строительство инфраструктуры (дорог, электросети, водопровода, газопровода), продажа земельных участков, соединенных между собой объектами инфраструктуры, передача инфраструктуры в собственность некоммерческой организации - садоводству, осуществляющей управление коттеджным поселком на основе членства из граждан, приобретших земельные участки; на указанной территории Обществом, начиная с 2014 года, осуществлено строительство пяти коттеджных поселков: Снегири, Сосновские озера-1, Сосновские озера-2, Сосновские озера Форест Лаундж, Taпио, обеспеченных инфраструктурой.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра поддержал доводы жалобы, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.
Балкова Е.В. считается извещенной в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о времени и месте судебного заседания, в связи с чем неявка ее представителя в суд в соответствии со статьей 284 того же Кодекса не препятствует рассмотрению жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество (продавец) и гражданка Российской Федерации Балкова Е.В. (покупатель) заключили договор купли-продажи недвижимого имущества от 20.06.2020 N 20200620-329-Б-2093 (далее - Договор), согласно которому продавец обязался передать в собственность покупателя, а покупатель принять и оплатить земельный участок площадью 1310 кв.м, с кадастровым номером 47:03:1208002:2093, находящийся по адресу: Ленинградская обл., Приозерский р-н, с видом разрешенного использования - "для дачного строительства" (далее - Участок).
Как указало Общество, покупатель исполнил обязанность по оплате стоимости Участка в полном объеме.
18.04.2023 стороны Договора обратились в Приозерский отдел Управления Росреестра с заявлениями о государственной регистрации перехода права собственности от продавца к покупателю в отношении Участка.
Уведомлением от 02.05.2023 N КУВД/001/2023-15876354/1 Управление Росреестра уведомило Общество о приостановлении государственной регистрации прав в отношении Участка. В качестве основания для приостановления регистрационных действий Управление Росреестра указало на следующие обстоятельства.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 01.03.2022 N 81 "О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации" (далее - Указ N 81) с 02.03.2022 установлен особый порядок осуществления (исполнения) сделок (операций), влекущих за собой возникновение права собственности на недвижимое имущество, осуществляемые (исполняемые) с иностранными лицами, связанными с иностранными государствами, которые совершают в отношении российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия (в том числе если такие иностранные лица имеют гражданство этих государств, местом их регистрации, местом преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности или местом преимущественного извлечения ими прибыли от деятельности являются эти государства), и с лицами, которые находятся под контролем указанных иностранных лиц, независимо от места их регистрации или места преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности.
Перечень иностранных государств и территорий, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц установлен распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.03.2022 N 430-р.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лица (далее - ЕГРЮЛ) участником/учредителем Общества является общество с ограниченной ответственностью "Свердловка 60" (ОГРН 1129847007344, ИНН 7806492960) с долей 100%, участником/учредителем которого, в свою очередь, является Ундина Трейдинг Лимитед (страна происхождения Кипр, доля - 100%).
Как указало Управление Росреестра в уведомлении от 02.05.2023, Обществу с целью проведения регистрационных действий необходимо представить в регистрирующий орган в пакете документов также документы, подтверждающие раскрытие информации о контроле над ними российскими юридическими или физическими лицами налоговым органам Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Уведомлением от 02.08.2023 N КУВД/001/2023-15876354/9 Управление Росреестра сообщило Обществу об отказе государственной регистрации прав в связи с истечением срока приостановления государственной регистрации прав и не устранением причин, препятствующих ее осуществлению.
Полагая данный отказ в государственной регистрации права незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, кассационная инстанция считает, что обжалуемые судебные акты не подлежат отмене в связи со следующим.
В силу положений статей 198 и 201 АПК РФ для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, связанные с государственным кадастровым учетом объектов недвижимости и государственной регистрацией прав на объекты недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки (пункт 2).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 Указа N 81 в качестве дополнительной временной меры экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации с 02.03.2022 установлен особый порядок осуществления (исполнения) резидентами следующих сделок (операций) с иностранными лицами, связанными с иностранными государствами, которые совершают в отношении российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия (в том числе если такие иностранные лица имеют гражданство этих государств, местом их регистрации, местом преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности или местом преимущественного извлечения ими прибыли от деятельности являются эти государства), и с лицами, которые находятся под контролем указанных иностранных лиц, независимо от места их регистрации или места преимущественного ведения ими хозяйственной деятельности (далее - лица иностранных государств, совершающих недружественные действия): сделки (операции) по предоставлению лицам иностранных государств, совершающих недружественные действия, кредитов и займов (в рублях), за исключением случаев, если предоставление кредитов и займов запрещено в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации; сделки (операции), влекущие за собой возникновение права собственности на ценные бумаги и недвижимое имущество, осуществляемые (исполняемые) с лицами иностранных государств, совершающих недружественные действия.
Согласно подпункту "б" того же пункта Указа N 81 сделки (операции), предусмотренные подпунктом "а" этого пункта и пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 28.02.2022 N 79 "О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций", могут осуществляться (исполняться) на основании разрешений, выдаваемых Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации (далее - Комиссия) и при необходимости содержащих условия осуществления (исполнения) таких сделок (операций).
Во исполнение Указа N 81 постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2022 N 295 утверждены Правила выдачи Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации разрешений в целях реализации дополнительных временных мер экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации и иных разрешений, предусмотренных отдельными указами Президента Российской Федерации, а также реализации иных полномочий в указанных целях (далее - Правила).
Так, Правилами, в частности, утвержден порядок выдачи разрешений на осуществление (исполнение) сделок, влекущих за собой возникновение права собственности на недвижимое имущество.
В соответствии с пунктом 13 Правил разрешением Комиссии на осуществление (исполнение) сделки (операции), разрешением Комиссии на осуществление (исполнение) сделки (операции), содержащим условия осуществления (исполнения) такой сделки (операции), отказом в выдаче разрешения Комиссии на осуществление (исполнение) сделки (операции) является оформленное уполномоченным органом решение подкомиссии, в состав которой входят по одному представителю от Администрации Президента Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, Центрального банка Российской Федерации и которая возглавляется руководителем уполномоченного органа (далее - Подкомиссия).
Пунктом 16 Правил предусмотрено, что Подкомиссия вправе принимать решения о выдаче разрешения Комиссии на осуществление (исполнение) сделки (операции) неопределенному кругу лиц.
Вместе с тем сообщением от 26.05.2022 N 05-06-10/ВН-26829 Министерство финансов Российской Федерации опубликовало выписку из протокола заседания Подкомиссии от 05.05.2022 N 43 (далее - Протокол N 43), согласно которой ей принято единогласное решение разрешить без ограничения срока резидентам - юридическим лицам, являющимся застройщиками в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, которые находятся под контролем иностранных лиц, связанных с иностранными государствами, которые совершают в отношении российских юридических и физических лиц недружественные действия, осуществление (исполнение) сделок (операций) с резидентами, влекущих за собой возникновение права собственности на недвижимое имущество.
При рассмотрении дела суды установили, что Общество на принадлежащих ему земельных участках, расположенных в Приозерском районе Ленинградской области вблизи дер. Снегиревка, на основании договоров подряда, в которых оно выступает в качестве заказчика, осуществляет строительство линейных объектов: дорог, сетей электроснабжения, водоснабжения и газоснабжения.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, заключив, что такие действия по строительству Общество осуществляет для инженерно-технического обеспечения земельных участков на указанной территории, в том числе, Участка, являющегося предметом Договора, суды применительно к установленным по делу обстоятельств посчитали, что Общество по смыслу пункта 16 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации является застройщиком.
Суды отметили, что Общество обращалось в Подкомиссию с заявлением от 21.06.2022 исх. N 21062022-2 о выдаче разрешения на осуществление (исполнение) сделки (операции) или группы сделок (операций) в связи с совершением Обществом и гражданкой Российской Федерации Артемьевой Ниной Владимировной договора купли-продажи земельного участка, расположенного на территории массива Снегиревка, ДНП Сосново.
В указанном заявлении Общество ссылалось на то, что осуществляет деятельность на территории Ленинградской области по строительству/созданию коттеджных поселков: Снегири, Сосновские озера-1, Сосновские озера-2, Сосновские озера Forest lounge, Tapio, озеро Равнинское.
В ответ на указанное заявление Департамент финансовой политики Министерства финансов Российской Федерации в письме от 15.07.2022 N 05-04-20/68312 сообщил Обществу о том, что в данном случае необходимо руководствоваться Протоколом N 43.
Управление Росреестра не представило какие-либо доказательства, подтверждающие, что сделки, заключенные Обществом с Артемьевой Н.В. и Балковой Е.В., не являются для Общества аналогичными.
Суд кассационной инстанции полагает необходимым дополнительно отметить, что Общество в ходе судебного разбирательства обращало внимание судов на то, что Управление Росреестра в период действия Указа N 81 неоднократно осуществляло во внесудебном порядке государственную регистрацию прав по сделкам, заключенным между Обществом и гражданами Российской Федерации, в отношении земельных участков, расположенных на территории массива Снегиревка, ДНП Сосново, тем самым фактически признавая возможность осуществления регистрационных действия без получения дополнительных разрешений. При этом Управление Росреестра каких-либо возражений на указанные доводы не представило, объяснений относительно причин такого непоследовательного поведения регистрирующего органа не привело.
Учитывая изложенное и установив, что при обращении в регистрирующий орган сторонами сделки были представлены документы, необходимые для осуществления регистрационных действий, а также приняв во внимание обстоятельства, связанные с обращением Общества в уполномоченный орган по вопросу согласования сделки по отчуждению земельного участка в пределах той же территории застройки, и ответом уполномоченного органа на такое обращение со ссылкой на содержащееся в выписке из Протокола N 43 разрешение, суды применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела правомерно признали требования Общества обоснованными и удовлетворили заявление.
При рассмотрении дела судами установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
Доводы кассационной жалобы не опровергают правомерности выводов судов первой и апелляционной инстанций, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов и принятия по делу судом кассационной инстанции нового судебного акта.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.11.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2024 по делу N А56-81194/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Чуватина |
Судьи |
Е.В. Чуватина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 16 Правил предусмотрено, что Подкомиссия вправе принимать решения о выдаче разрешения Комиссии на осуществление (исполнение) сделки (операции) неопределенному кругу лиц.
Вместе с тем сообщением от 26.05.2022 N 05-06-10/ВН-26829 Министерство финансов Российской Федерации опубликовало выписку из протокола заседания Подкомиссии от 05.05.2022 N 43 (далее - Протокол N 43), согласно которой ей принято единогласное решение разрешить без ограничения срока резидентам - юридическим лицам, являющимся застройщиками в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, которые находятся под контролем иностранных лиц, связанных с иностранными государствами, которые совершают в отношении российских юридических и физических лиц недружественные действия, осуществление (исполнение) сделок (операций) с резидентами, влекущих за собой возникновение права собственности на недвижимое имущество.
...
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, заключив, что такие действия по строительству Общество осуществляет для инженерно-технического обеспечения земельных участков на указанной территории, в том числе, Участка, являющегося предметом Договора, суды применительно к установленным по делу обстоятельств посчитали, что Общество по смыслу пункта 16 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации является застройщиком.
...
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.11.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2024 по делу N А56-81194/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 июля 2024 г. N Ф07-6718/24 по делу N А56-81194/2023