08 июля 2024 г. |
Дело N А56-129989/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 июля 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Чуватиной Е.В., судей Сергеевой И.В., Филиппова А.Е.,
при участии от акционерного общества "Грандпроект" Попова А.А. (доверенность от 25.04.2024), от Комитета по инвестициям Санкт-Петербурга Губина А.А. (доверенность от 10.01.2024), от Правительства Санкт-Петербурга Махрова И.В. (доверенность от 19.12.2023),
рассмотрев 26.06.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Грандпроект" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.09.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2024 по делу N А56-129989/2022,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Грандпроект", адрес: 197374, Санкт-Петербург, ул. Савушкина, д. 89, лит. А, пом. 17-Н, оф. 39А, ОГРН 1207800169521 ИНН 7814784170 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Правительству Санкт-Петербурга, Комитету по инвестициям Санкт-Петербурга, адрес: 191144, Санкт-Петербург, Новгородская ул., д. 20, лит. А, пом. 2-Н, ОГРН 1047844000082, ИНН 7842005556 (далее - Комитет по инвестициям), Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Аварийно-спасательная служба по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на акваториях и выполнению ледокольных работ "Пиларн" адрес: 199004, Санкт-Петербург, 7-я линия В.О., д. 56-58, лит. А ОГРН 1237800019412, ИНН 7801721039 (далее - Учреждение), в котором с учетом уточнения заявленных требований, принятого судом в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просило:
- признать отсутствующим право постоянного бессрочного пользования Учреждения на земельный участок с кадастровым номером 78:34:0004444:1356, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, пос. Лисий Нос, Приморское ш., земельный участок 19А,
- обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Санкт-Петербургу, адрес: 191124, Санкт-Петербург, Красного Текстильщика ул., д. 10-12, ОГРН 1047833068931, ИНН 7801267400, исключить из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) регистрационную запись N 78:34:0004444:1356-78/011/2022-2 от 09.08.2022 о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности 191123, Санкт-Петербург, ул. Чайковского, д. 20, лит. В, ОГРН 1037828007030, ИНН 7815015523 (далее - Комитет по природопользованию), в отношении земельного участка с кадастровым номером 78:34:0004444:1356,
- признать незаконным распоряжение Комитета по инвестициям от 22.09.2022 N 703-р "Об отказе в предоставлении земельного участка без проведения торгов",
- обязать Правительство Санкт-Петербурга в течение 30 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу предоставить Обществу в аренду без проведения торгов земельный участок с кадастровым номером 78:34:0004444:1356 для размещения объекта водного спорта,
- взыскать с Правительства Санкт-Петербурга судебную неустойку в размере 50 000 руб. за каждый день просрочки исполнения решения суда.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга, адрес: 191144, Санкт-Петербург, Новгородская ул., д. 20, лит. А, пом. 2-Н ОГРН 1027809244561, ИНН 7832000076 (далее - КИО), и Комитет по природопользованию.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.09.2023 в удовлетворении требований Общества отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2024 данное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить решение от 04.09.2023 и постановление от 25.01.2024, принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении требований заявителя.
Податель жалобы считает, что оснований для возникновения у Комитета по природопользованию права постоянного (бессрочного) пользования в отношении земельного участка с кадастровым номером 78:34:0004444:1356 не имелось, а предоставление того же земельного участка Учреждению в период рассмотрения спора по настоящему делу являлось неправомерным и недобросовестным поведением участников процесса.
В отзывах на кассационную жалобу Правительство Санкт-Петербурга, Комитет по инвестициям и КИО просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы, а представители Правительства Санкт-Петербурга и Комитета по инвестициям возражали против ее удовлетворения.
Иные участвующие в деле лица извещены в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в силу статьи 284 того же Кодекса не препятствует рассмотрению жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании распоряжения КИО от 23.12.2015 N 141-рзу Комитету по природопользованию был предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок с кадастровым номером 78:34:0004444:1138, площадью 259 607 кв.м, находящийся по адресу: Санкт-Петербург, пос. Лисий Нос, Приморское ш., уч. 19, (юго-западнее д. 140, соор. 2, лит. А).
Согласно сведениям ЕГРН 10.02.2016 произведена государственная регистрация права собственности Санкт-Петербурга и права постоянного (бессрочного) пользования Комитета по природопользованию в отношении названного земельного участка.
В дальнейшем распоряжением КИО от 03.08.2022 N 1584-рзк в соответствии со схемой осуществлено перераспределение земель и земельного участка с кадастровым номером 78:34:0004444:1138, находящихся в государственной собственности.
В результате перераспределения образованы два земельных участка - площадью 85 295 кв.м по адресу: Санкт-Петербург, пос. Лисий Нос, Приморское ш., земельный участок 19, и площадью 174 094 кв.м по адресу: Санкт-Петербург, пос. Лисий Нос, Приморское ш., земельный участок 19а, с видом разрешенного использования - "для размещения причалов и стоянок водного транспорта".
Названные земельные участки площадью 85 295 кв.м и 174 094 кв.м 09.08.2022 поставлены на кадастровый учет с присвоением им кадастровых номеров 78:34:0000000:9255 и 78:34:0004444:1356 соответственно, с указанием вида разрешенного использования - "для размещения причалов и стоянок водного транспорта".
Одновременно с осуществлением кадастрового учета в ЕГРН были внесены записи о государственной регистрации права собственности Санкт-Петербурга и права постоянного (бессрочного) пользования Комитета по природопользованию на участки.
Общество обратилось в Комитет по инвестициям с заявлением от 17.08.2022 о предоставлении ему в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 78:34:0004444:1356 для размещения объекта водного спорта на основании подпункта 3 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Распоряжением от 22.09.2022 N 703-р Комитет по инвестициям отказал Обществу в предоставлении земельного участка без проведения торгов на основании пунктов 2 и 14 статьи 39.16 ЗК РФ, сославшись на то, что испрашиваемый земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования иному лицу (Комитету по природопользованию), на несоответствие цели использования участка, указанной в заявлении - "для размещения объекта водного спорта" - виду разрешенного использования участка, указанному в ЕГРН, - "для размещения причалов и стоянок водного транспорта".
В дальнейшем распоряжением КИО от 19.04.2023 N 71-рзу на основании заявлений Комитета по природопользованию и Учреждения принят отказ Комитета по природопользованию от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 78:34:0004444:1356, названный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование Учреждению для использования в уставных целях без права возведения объектов недвижимости.
Согласно сведениям ЕГРН 26.04.2023 произведена государственная регистрация права постоянного (бессрочного) пользования Учреждения в отношении земельного участка с кадастровым номером 78:34:0004444:1356.
Общество, полагая, что правовых оснований для возникновения у Учреждения права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 78:34:0004444:1356, образованный согласно распоряжению КИО от 03.08.2022 N 1584-рзк, не имелось, считая, что последующее предоставление этого участка Учреждению в постоянное (бессрочное) пользование имеет признаки недобросовестного поведения органов исполнительной власти Санкт-Петербурга, ссылаясь на неправомерность отказа Комитета по инвестициям в предоставлении Обществу спорного участка в аренду без проведения торгов, обратилось в арбитражный суд с требованиями по настоящему делу.
Суды первой и апелляционной инстанций не установили наличия правовых оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований.
Кассационная инстанция, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемые судебные акты не подлежат отмене в связи со следующим.
По смыслу статьи 198 АПК РФ во взаимосвязи с нормами статьи 201 того же Кодекса основаниями для признания незаконным действий, решений и ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, являются несоответствие такого действий, решений и актов закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение этими действиями, решениями и актами прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 этой статьи.
Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка юридическим лицам в соответствии с распоряжением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов при условии соответствия указанных объектов, инвестиционных проектов критериям, установленным законами субъектов Российской Федерации.
Распоряжением Губернатора Санкт-Петербурга от 21.07.2015 N 12-рг определено, что предоставление земельных участков юридическим лицам в аренду без проведения торгов для размещения объектов социально-культурного назначения, осуществляется при условии соответствия указанных объектов критериям, установленных в пунктах 4 - 6 статьи 8 Закона Санкт-Петербурга от 26.05.2004 N 282-43 "О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства, реконструкции и приспособления для современного использования" (далее - Закон N 282-43).
В свою очередь, пункт 4 статьи 8 Закона N 282-43 критерием отнесения объекта социально-культурного назначения, предоставляемого без торгов, является отнесение объектов к объектам, размещаемым на основании видов разрешенного использования земельного участка, в частности "спорт", "культурное развитие", "обеспечение научной деятельности".
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьями 39.14 - 39.17 ЗК РФ.
Этот порядок предполагает обращение заинтересованного лица в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка, рассмотрение такого заявления уполномоченным органом, проверку наличия или отсутствия оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, принятие по заявлению решения, совершение уполномоченным органом указанных в статье 39.17 ЗК РФ действий.
Согласно пункту 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 того же Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и направляет принятое решение заявителю.
В Санкт-Петербурге порядок рассмотрения заявлений о предоставлении земельных участков, в том числе без проведения торгов, определен Положением о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства, реконструкции и проведения работ по приспособлению для современного использования, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.07.2015 N 656 (далее - Положение).
Согласно разделу 5 Положения Комитет по инвестициям и подведомственное ему Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение "Управление инвестиций" после поступления заявления направляют соответствующие запросы в отраслевые органы, после получения заключений которых Комитет по инвестициям при наличии оснований для отказа в предоставлении земельного участка без проведения торгов, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации или Законом N 282-43, принимает решение об отказе и направляет потенциальному инвестору копию такого решения (пункт 5.6.1 Положения), при отсутствии оснований для отказа в предоставлении земельного участка без проведения торгов - осуществляет подготовку соответствующего проекта постановления Правительства Санкт-Петербурга (пункт 5.6.2.2 Положения).
В соответствии со статьей 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в частности, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 названного Кодекса (пункт 2), если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (пункт 14).
Как установили суды и подтверждается материалами дела, на дату обращения Общества с заявлением о предоставлении ему в аренду земельного участка с кадастровым номером 78:34:0004444:1356 этот земельный участок являлся объектом зарегистрированного за Комитетом по природопользованию права постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" под государственной регистрацией права на недвижимое имущества понимается юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Согласно части 5 той же статьи государственная регистрация права в ЕГРН является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в ЕГРН право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Как разъяснено в пункте 52 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22), поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
Зарегистрированное на дату обращения Общества с заявлением от 17.08.2022 о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 78:34:0004444:1356, так и на дату принятия Комитетом по инвестициям решения от 22.09.2022, право постоянного (бессрочного) пользования Комитета по природопользованию на этот участок не было оспорено в установленном порядке, соответственно, у Комитета по инвестициям имелось предусмотренное пунктом 2 статьи 39.16 ЗК РФ основание для отказа в предоставлении Обществу в аренду испрашиваемого земельного участка.
При этом суд кассационной инстанции отмечает, что предъявление Обществом требования об обязании Управления Росреестра исключить из ЕГРН запись о государственной регистрации прав Комитета по природопользованию на земельный участок с кадастровым номером 78:34:0004444:1356 также не свидетельствует о том, что это право оспорено в установленном порядке (пункт 52 Постановления N 10/22).
Отклоняя доводы Общества относительно нарушения его прав при осуществлении государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования Комитета по природопользованию на земельный участок с кадастровым номером 78:34:0004444:1356, суды верно указали, что Общество правообладателем названного участка не является, и что участок с кадастровым номером 78:34:0004444:1356 площадью 174 094 кв.м образован в соответствии со статьей 11.2 ЗК РФ из земельного участка площадью 259 607 кв.м, предоставленного Комитету по природопользованию в постоянное (бессрочное) пользование еще в 2015 году (задолго до обращения Общества с заявлением от 17.08.2022), и земель государственной собственности.
В соответствии с абзацем третьим пункта 2 статьи 7 ЗК РФ основной или условно разрешенный вид разрешенного использования земельного участка считается выбранным со дня внесения сведений о соответствующем виде разрешенного использования в ЕГРН.
Согласно пункту 3.1.5 Правил землепользования и застройки Санкт-Петербурга, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 N 524, вид разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства считается измененным со дня внесения в ЕГРН сведений о таком виде разрешенного использования, что также соотносится с положениями пункта 2 статьи 7 ЗК РФ и свидетельствует о необходимости выбора правообладателем конкретного вида разрешенного использования для земельного участка из числа предусмотренных соответствующим градостроительным регламентом путем внесения сведений о таком виде разрешенного использования в ЕГРН.
В данном случае в соответствии со сведениями ЕГРН испрашиваемый Обществом земельный участок с кадастровым номером 78:34:0004444:1356 имеет вид разрешенного использования "для размещения причалов и стоянок водного транспорта".
Как правильно указал суд первой инстанции, поскольку выбор вида разрешенного использования участка осуществляет собственник земельного участка, при подаче заявлений о предоставлении земельного участка потенциальным инвесторам следует руководствоваться именно тем видом разрешенного использования, который установлен собственником, а не теми видами разрешенного использования, которые потенциально допустимы на данном участке, и в связи с этим признал обоснованным отказ в предоставлении Обществу земельного участка применительно также и к пункту 14 статьи 39.16 ЗК РФ.
Поскольку Санкт-Петербург, как собственник испрашиваемого земельного участка, установил вид разрешенного использования участка "для размещения причалов и стоянок водного транспорта", у Общества отсутствует право требования предоставления ему участка в иных целях, и соответственно оспариваемым распоряжением Комитета по инвестициям права и законные интересы Общества не нарушены.
В соответствии с правовой позицией, сформулированной в пункте 3 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2(2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.07.2018, требование о признании права собственности на недвижимое имущество отсутствующим может быть удовлетворено, если оно заявлено владеющим собственником в отношении не владеющего имуществом лица, право которого на это имущество было зарегистрировано незаконно, и данная регистрация нарушает право собственника, которое не может быть защищено предъявлением иска об истребовании имущества из чужого незаконного владения.
Поскольку правообладателем земельного участка с кадастровым номером 78:34:0004444:1356 Общество не является, оснований полагать, что его права нарушены фактом государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования Учреждения на этот участок, не имеется. Потенциальная заинтересованность Общества в предоставлении ему этого участка (при отсутствии у него права требовать такового) не является достаточным основанием для оспаривания вещного права Учреждения, которому соответствующий земельный участок предоставлен в соответствии с положениями статьи 39.9 ЗК РФ.
Как установили суды, предоставление Учреждению земельного участка с кадастровым номером 78:34:0004444:1356 произведено при выражении волеизъявления Комитета по природопользованию на прекращение его права постоянного (бессрочного) пользования названным участком и обусловлено необходимостью использования участка в целях осуществления деятельности и размещения опорного пункта базирования аварийно-спасательной техники и природоохранного флота Учреждения для несения аварийно-спасательной готовности, и в связи с этим обоснованно посчитали, что такое предоставление участка не свидетельствует о наличии в действиях уполномоченных органов признаков злоупотребления правом.
С учетом изложенного суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных Обществом требований.
При таком положении предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.09.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2024 по делу N А56-129989/2022, оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Грандпроект" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Чуватина |
Судьи |
Е.В. Чуватина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с правовой позицией, сформулированной в пункте 3 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2(2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.07.2018, требование о признании права собственности на недвижимое имущество отсутствующим может быть удовлетворено, если оно заявлено владеющим собственником в отношении не владеющего имуществом лица, право которого на это имущество было зарегистрировано незаконно, и данная регистрация нарушает право собственника, которое не может быть защищено предъявлением иска об истребовании имущества из чужого незаконного владения.
Поскольку правообладателем земельного участка с кадастровым номером 78:34:0004444:1356 Общество не является, оснований полагать, что его права нарушены фактом государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования Учреждения на этот участок, не имеется. Потенциальная заинтересованность Общества в предоставлении ему этого участка (при отсутствии у него права требовать такового) не является достаточным основанием для оспаривания вещного права Учреждения, которому соответствующий земельный участок предоставлен в соответствии с положениями статьи 39.9 ЗК РФ."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 8 июля 2024 г. N Ф07-5610/24 по делу N А56-129989/2022