12 июля 2024 г. |
Дело N А56-129051/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Аникиной Е.А., Кудина А.Г.,
при участии от акционерного общества "Невский экологический оператор" Рябковой И.А. (доверенность от 27.12.2023 N 243), от товарищества собственников жилья "ЯрКое" Кригера А.С. (доверенность от 22.11.2023), Лариной И.Д. (председатель правления протокол N 09 от 10.04.2023),
рассмотрев 10.07.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Невский экологический оператор" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.08.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2024 по делу N А56-129051/2022,
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников жилья "ЯрКое", адрес: Санкт-Петербург, Ярославский пр., д.76/7, лит.А, ОГРН 1157847370856, ИНН 7802548041 (далее - ТСЖ "ЯрКое", истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к акционерному обществу "Невский экологический оператор", адрес: 195009, Санкт-Петербург, Арсенальная ул., д. 1, корп. 2, лит. А, пом. 1Н-23 (часть), ОГРН 1217800002826, ИНН 7804678913 (далее - Общество, региональный оператор, ответчик) об урегулировании разногласий, возникших между истцом и ответчиком при заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) от 30.12.2021 N 1264717-2022/ТКО, изложив пункты договора в следующей редакции (далее- Договор)
Пункт 4.1: Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" следующим способом: количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов, Стоимость услуг по настоящему договору рассчитывается по формуле: Р=У*Т, где Р- стоимость услуг оператора за месяц, V - объем контейнеров (определяется как произведение количества контейнеров, расположенных в месте накопления ТКО и количества раз вывозов указанных контейнеров Региональным оператором), вывезенных с мест накопления ТКО, рассчитанный в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 3 июня 2016 г. N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" за расчетный период, Т - цена на услуги по обращению с ТКО, указанная в п. 2.1. настоящего договора.".
Пункт 2 Приложения N 1 к Дополнительному соглашению N 1 от 30.12.2021: Информация о размещении мест сбора и накопления твердых коммунальных отходов (согласно следующим графам представленной таблицы):
Для места сбора и накопления отходов с идентификационным N 78036511: дата начала и характеристики КП- 01.01.2022; дата окончания и характеристик к КП- 31.12.2022; адрес ближайшего объекта - Костромской пр., д. 69/11; долгота -303145 39; широта -60,0266 73 0,36; объем контейнера Тип, материал - контейнер 0,36 м3 3; количество - 3 шт.
Для места сбора и накопления отходов с идентификационным N 78060479: дата начала и характеристики КП- 01.01.2022; дата окончания и характеристик к КП- 31.12.2022; адрес ближайшего объекта - Ярославский пр., д. 76/77; долгота -30,3153 74; широта - 60,0266 76 0,36; объем контейнера Тип, материал - контейнер с пластмассовый с крышкой 0,36 м3 3; количество - 3 шт.
Пункт 3 Приложения N 1 к Дополнительному соглашению N 1 от 30.12.2021 исключить.
Судом в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечен Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, адрес: 191123, Санкт-Петербург, ул. Чайковского, д.20, лит.В (далее - Комитет).
Решением суда от 11.08.2023 разногласия урегулированы следующим образом:
Пункт 4.1 изложен в редакции Регионального оператора.
Пункт 2 Приложения N 1 к Дополнительному соглашению N 1 от 30.12.2021 изложен в редакции ТСЖ.
Пункт 3 Приложения N 1 к Дополнительному соглашению N 1 от 30.12.2021 судом исключен.
Постановлением апелляционной инстанции от 19.02.2024, решение суда от 11.08.2023, оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Региональный оператор, ссылаясь на ошибочность выводов судов, не оспаривая принятую в его пользу редакцию пункта 4.1 Договора, просит отменить судебные акты в части исключения судом пункта 3 Приложения к Дополнительному соглашению N 1 от 30.12.2021 (как непосредственно взаимосвязанного с пунктом 4.1) и урегулирования разногласий по пункту 2 этого же Приложения принятого в редакции ТСЖ (в связи с неправильным установлением суда количества контейнеров по двум вышеназванным адресам).
Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы жалобы, а представители ТСЖ с доводами жалобы не согласились по основаниям, изложенным в отзыве.
Комитет, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, своих представителей для участия в нем не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в пределах доводов кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, АО "НЭО" присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО на территории города федерального значения Санкт-Петербурга.
Типовой договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами размещен Региональным оператором в свободном доступе 08.12.2021 на своем официальном сайте https:spb-neo.ru; дата начала действия договора с 30.12.2021.
Товарищество 14.03.2022 получило от Регионального оператора договор на оказание услуг по обращению с ТКО от 30.12.2021 N 1264717-2022/ТКО.
В связи с тем, что между ТСЖ (потребитель) и Обществом (Региональный оператор) возникли разногласия при заключении Договора на оказание услуг по обращению с ТКО для нужд истца, истец направил последнему подписанный со своей стороны протокол разногласий от 13.04.2022, который Обществом утвержден не был.
Основной причиной разногласий являлось то, что истцом (ТСЖ) предложено осуществлять коммерческий учет ТКО расчетным путем, исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО, а ответчиком (Региональным оператором) - исходя из норматива накопления ТКО.
Поскольку преддоговорный спор сторонами так и не был урегулирован, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском об изложении в своей редакции пункта 4.1 Договора и пункта 2 Приложения N 1 к Дополнительному соглашению N 1 от 30.12.2021, а также исключения пункта 3 этого же Приложения из текста Договора.
Суды двух инстанций применительно к необходимости принятия пункта 4.1 Договора в редакции Регионального оператора правомерно руководствовались положениями части 5 статьи 30, части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, абзацем вторым пункта 1, подпунктом "а" пункта 8 (1), пунктами 8 (1) - 8(20), подпунктом "е" пункта 25 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, пунктами 148(1) - 148 (49) и формулами 9(1) и 9(2) Приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 с внесенными Постановлением Правительства РФ от 27.02.2017 N 232 изменениями, дополняющими Правила разделом XV(1) "Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами", разделами 4, 5 и 6 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Санкт-Петербурга, утвержденного Распоряжением Комитета от 01.07.2022 N 371-р, позицией Верховного Суда РФ в определениях от 11.01.2024 N 307-ЭС23-21450 по делу N А56-66706/2022 и от 16.01.02024 N 307-ЭС23-21438 по делу N А56-64923/2022, разъяснениями пункта 12 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.12.2023.
Суды обоснованно изложили пункт 4.1 Договора в редакции Регионального оператора, предусматривающей определение объема оказанной коммунальной услуги по транспортированию ТКО расчетным путем, исходя из установленных нормативов накопления ТКО.
Данный вывод судов не является предметом оспаривания в суде кассационной инстанции.
Однако как поясняет податель жалобы, суды необоснованно исключили из Договора пункт 3 Приложения к Дополнительному соглашению N 1 от 30.12.2021, который регулирует расчет объема ТКО (по нормативу) в отношении объектов истца, с указанием конкретного норматива накопления в куб.м. (0,0792) на кв.м. жилой площади, поскольку его положения напрямую взаимосвязаны с пунктом 4.1 Договора, в редакции Регионального оператора предусматривающего способ коммерческого учета ТКО по нормативу накопления отходов.
При этом, в обжалуемых судебных актах позиция судов по данному пункту не отражена.
По мнению подателя жалобы, такое исключение является ошибкой и порождает неоднозначное, противоречивое и двоякое толкование положений Договора. Данный факт подтверждает обращение ТСЖ о невозможности осуществления сторонами расчетов исходя из норматива накопления ТКО в виду отсутствия в Договоре сведений относительно показателя расчетной единицы (кв.м жилой площади) в связи с чем оплата будет осуществляться истцом исходя из количества и объема контейнеров.
Общество также обращает внимание на некорректное установление судом количества контейнеров, необходимых для накопления ТКО (пункт 2 Приложения к Дополнительному соглашению N 1 от 30.12.2021).
Так в иске ТСЖ просит (и суд принял это) определить количество контейнеров по Костромскому пр., д. 69/11 - в количестве 3 шт., по Ярославскому пр., д. 76/77 - тоже 3 шт.
Между тем, информация о количестве контейнеров в пункте 2 приложения N 1 к Дополнительному соглашению указана Региональным оператором в соответствии с утвержденной 15.06.2022 (в редакции от 16.02.2024 N 310Р) Распоряжением Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и экологической безопасности Территориальной схемой обращения с отходами производства и потребления (далее - ТСО), согласно которой необходимое количество контейнеров по адресу: Костромскому пр., д. 69/11 - 4 шт., а по Ярославскому пр., д. 76/77 - 6 шт.
Как утверждает Общество, именно такое количество контейнеров, обеспечивающих надлежащее санитарное содержание контейнерной площадки и вывоз ТКО и было предусмотрено в Договоре в редакции Регионального оператора (по адресу: Костромской пр., д. 69/11 - 4 шт., по адресу: Ярославский пр., д. 76/77 - 6 шт.).
В судебных актах отсутствует обоснование принятия судами позиции истца по пункту 2 приложения N 1 к Дополнительному соглашению N 1 от 30.12.2021.
Согласно части 2 статьи 65 АПК РФ обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
В процессе подготовки дела к судебному разбирательству судья определяет предмет доказывания, достаточность представленных доказательств. Если судья установит, что представленных доказательств недостаточно для подтверждения требований истца или возражений ответчика либо они не содержат иных необходимых данных, восполнить которые стороны не могут, он вправе предложить сторонам представить дополнительные доказательства. В случаях, когда представление дополнительных доказательств лицом, участвующим в деле, затруднительно, суд на основании частей 4, 6 статьи 66 АПК РФ истребует их, о чем выносится соответствующее определение.
Все означенные выше сомнения и вопросы (относительно решения редакции пунктов 2 и 3 Приложения N 1 к Дополнительному соглашению N 1 от 30.12.2021) требуют разрешения применительно к критериям их законности, обоснованности.
Принимая во внимание изложенное, выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, не соответствуют имеющимся в деле доказательствам, при рассмотрении настоящего дела не установлены все фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для принятия правильного решения по существу. По делу требуются дополнительное исследование и повторная оценка доказательств. При указанных недостатках судебные акты в обжалуемой части нельзя оставить в силе. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора по существу (статья 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ), поэтому необходимо новое рассмотрение дела в суде первой инстанции (пункт 3 части 1 статьи 287 АПК РФ).
При новом рассмотрении дела суду надлежит повторно сформировать предмет доказывания, полно, всесторонне и объективно установить все значимые обстоятельства дела, оценить представленные участниками спора доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, после чего принять законное и обоснованное решение и распределить судебные расходы.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 3 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.08.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2024 по делу N А56-129051/2022 отменить в части урегулирования разногласий по пунктам 2 и 3 приложения N 1 к договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 30.12.2021 N 1264717-2022/ТКО.
В указанной части дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
В остальное части судебные акты оставить без изменения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды двух инстанций применительно к необходимости принятия пункта 4.1 Договора в редакции Регионального оператора правомерно руководствовались положениями части 5 статьи 30, части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, абзацем вторым пункта 1, подпунктом "а" пункта 8 (1), пунктами 8 (1) - 8(20), подпунктом "е" пункта 25 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, пунктами 148(1) - 148 (49) и формулами 9(1) и 9(2) Приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 с внесенными Постановлением Правительства РФ от 27.02.2017 N 232 изменениями, дополняющими Правила разделом XV(1) "Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами", разделами 4, 5 и 6 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Санкт-Петербурга, утвержденного Распоряжением Комитета от 01.07.2022 N 371-р, позицией Верховного Суда РФ в определениях от 11.01.2024 N 307-ЭС23-21450 по делу N А56-66706/2022 и от 16.01.02024 N 307-ЭС23-21438 по делу N А56-64923/2022, разъяснениями пункта 12 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.12.2023."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 июля 2024 г. N Ф07-7311/24 по делу N А56-129051/2022