16 июля 2024 г. |
Дело N А56-69125/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 июля 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Жуковой Т.В., судей Кустова А.А., Серовой В.К.,
при участии от садоводческого некоммерческого товарищества "Отрадное" его председателя Быстрова С.Д. (выписка из ЕГРЮЛ от 15.07.2024) и Самсонова О.И. (доверенность от 25.03.2023), от акционерного общества "Петербургская сбытовая компания" Лузянина А.Ю. (доверенность от 19.12.2023 N 294/2023),
рассмотрев 15.07.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества "Отрадное" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.10.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2024 по делу N А56-69125/2023,,
УСТАНОВИЛ:
Садоводческое некоммерческое товарищество "Отрадное", адрес: 197730, Ленинградская обл., Всеволожский р-н, массив Белоостров, ИНН 4703028889, ОГРН 1034700575348 (далее - Товарищество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области о взыскании с акционерного общества "Петербургская сбытовая компания", адрес: 195009, Санкт-Петербург, ул. Михайлова, д. 11, ОГРН 1057812496818, ИНН 7841322249 (далее - Компания), 63 212 руб. 06 коп. в возмещение ущерба.
Решением от 24.10.2023 суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска.
Постановлением от 07.02.2024 апелляционный суд оставил решение от 24.10.2023 без изменения.
В кассационной жалобе Товарищество, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить решение от 24.10.2023 и постановление от 07.02.2024, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению подателя жалобы, гарантирующий поставщик несет перед потребителем ответственность за качество электрической энергии, а также за действия третьих лиц, обеспечивающих такую поставку; суды необоснованно указали, что требования Товарищества имеют деликтную природу; подлежала применению статья 547 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а статья 1064 ГК РФ не подлежала применению; как полагает кассатор, справка от 10.03.2023, письмо общества с ограниченной ответственностью "Комета" от 30.11.2021, письмо общества с ограниченной ответственностью "Петербургский завод измерительных приборов" свидетельствуют о наличии ущерба, факте повреждения электрооборудования и перепада напряжения; суды необоснованно не дали оценку представленным доказательствам, свидетельствующим о том, что повреждение приборов учета произошло в результате броска напряжения.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представители Товарищества поддержали доводы кассационной жалобы, а представитель Компании возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Компания (гарантирующий поставщик) и Товарищество (потребитель) 01.03.2007 заключили договор энергоснабжения от 01.03.2007 N 78250000250576 (далее - Договор) в отношении объекта по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский р-н, массив Белоостров, СНТ "Отрадное".
В рамках Договора гарантирующий поставщик обязался продавать электрическую энергию и мощность, самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией, а потребитель - оплачивать приобретаемую электрическую энергию и мощность и оказанные услуги, а также соблюдать режим потребления энергии и мощности, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением электрической энергии (пункт 1.1).
В обоснование требований Общество указал, что убытки возникли в результате произошедшей, по мнению истца, 24.11.2021 аварии на ПС-127 (подстанции) в поселке Белоостров, повлекшей 25.11.2021 выход из строя радиомодулей ЛАРТЕХ и цепей питания модулей у 17 приборов учета автоматизированной системы контроля и учета электроэнергии (АСКУЭ).
Не получив удовлетворения требований в порядке досудебного урегулирования спора (претензия от 19.08.2022 N 01-22/23), Товарищество обратилось в арбитражный суд с иском.
Суд первой инстанции признал исковые требования необоснованными по праву.
Суд апелляционной инстанции согласился с решением суда первой инстанции.
Проверив законность принятых судебных актов и обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Западного округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В рассматриваемом деле Товарищество вменяет Компании нарушение Компанией, являющейся гарантирующим поставщиком, обязательств по Договору, что привело, согласно позиции Товарищества, к возникновению у него убытков.
В соответствии с пунктом 1 статьи 542 ГК РФ качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения.
Под качеством электроэнергии понимается степень соответствия характеристик электрической энергии в данной точке электрической системы совокупности нормированных значений показателей качества электрической энергии - величин, характеризующих качество электроэнергии по одному или нескольким ее параметрам (ГОСТ Р 54130-2010. Национальный стандарт Российской Федерации. Качество электрической энергии. Термины и определения, утвержден приказом Росстандарта от 21.12.2010 N 840-ст).
За надежность обеспечения потребителей электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями отвечают лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, сбыт электрической энергии (мощности), оказание услуг по ее передаче (субъекты электроэнергетики) (статья 3, пункт 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике").
Так, в частности, в соответствии с пунктом 9 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения), гарантирующий поставщик, помимо прочего, обязан надлежащим образом исполнять обязательства перед потребителями (покупателями) электроэнергии.
Согласно пункту 15 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), в обязанности сетевой организации входит обеспечение передачи электроэнергии в точке поставки потребителя услуг, качество и параметры которой должны соответствовать обязательным нормативным требованиям.
В процессе энергоснабжения участвуют несколько лиц: производители электроэнергии, электросетевые и прочие инфраструктурные компании, сбытовые организации. В то же время потребитель электроэнергии (по крайней мере физическое лицо, потребляющее электроэнергию как коммунальный ресурс в бытовых целях), как правило, имеет правоотношения с одним лицом - гарантирующим поставщиком. В рамках договора энергоснабжения гарантирующий поставщик несет перед потребителем ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору, в том числе за действия сетевой организации, привлеченной для оказания услуг по передаче электрической энергии, а также других лиц, привлеченных для оказания услуг, которые являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям. При этом ответственность сетевой организации за надежность снабжения электроэнергией и ее качество находится в пределах границ балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации.
Из пункта 30 Основных положений следует, что гарантирующий поставщик в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации имеет право обратного требования (регресса) к лицам, за действия (бездействия) которых он несет ответственность перед потребителем по договору энергоснабжения.
Таким образом, законодательство об электроэнергетике, во-первых, обязывает гарантирующего поставщика урегулировать с потребителями все вопросы электроснабжения, формально не вовлекая в эти правоотношения иных лиц (пункты 9, 14, 28, 69 Основных положений).
Во-вторых, законодательство обязывает гарантирующего поставщика нести перед потребителями ответственность за качество поставленного энергоресурса в том числе и за действия (бездействие) прочих лиц, задействованных в энергоснабжении.
И, наконец, в-третьих, выдерживая баланс интересов субъектов электроэнергетики, законодательство об электроэнергетике предоставляет гарантирующему поставщику право возместить свои убытки, связанные с претензиями потребителей по качеству, посредством регрессного требования к лицу, на котором лежит риск причинения убытков потребителю в том числе и за их случайное причинение (определение Верховного Суда Российской Федерации от 02.09.2020 N 303-ЭС20-6012).
Кроме того, пунктом 6.12 Договора предусмотрено, что за неправомерное нарушение режима подачи энергии гарантирующий поставщик обязан возместить потребителю причиненный реальный ущерб.
Таким образом, выводы судов о ненадлежащем ответчике сделаны с нарушением положений законодательства об электроэнергетике.
Вместе с тем указанные выводы не привели к вынесению неверных судебных актов по существу спора в связи со следующим.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Возмещение убытков в соответствии со статьями 15, 393 ГК РФ является мерой гражданско-правовой ответственности за причинение вреда, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств.
Заявитель, при обращении с требованием о возмещении убытков, должен доказать факты ненадлежащего исполнения ответчиком договорных обязательств, причинения ему убытков, причинную связь между допущенным ответчиком нарушением и возникшими убытками, а также их размер.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Должник, опровергающий доводы кредитора относительно причинной связи между своим поведением и убытками кредитора, не лишен возможности представить доказательства существования иной причины возникновения этих убытков.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).
Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
Суд округа согласился с выводами судов первой и апелляционной инстанции, что Товариществом не представлена необходимая совокупность относимых и допустимых доказательств в подтверждение оснований для возложения ответственности за возникший вред на Общество.
Не доказан факт аварии в зоне ответственности сетевой организации, равно как исполнение Товариществом обязанностей по Договору в части уведомления Общества об аварии (пункту 2.3.17, 2.3.22).
Суды дали верную оценку представленной Товариществом справке, составленной 10.03.2023 председателями Товарищества, СНТ "Приречное", "Лесное" и "Речное", указав, что она составлена спустя более года после предполагаемого события и не может являться надлежащим доказательством факта аварии 24.11.2021 и наличия перепадов напряжений по фазам.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что повреждение имущества произошло вследствие нарушений гарантирующим поставщиком надежности энергоснабжения или качества электрической энергии, что вменяемые Товариществом нарушения возникли в границах балансовой принадлежности сетевой организации, что возможный перепад напряжения возник не на объектах электросетевого хозяйства Товарищества.
Суды не посчитали такими доказательствами письмо завода-изготовителя приборов учета электрической энергии - общества с ограниченной ответственностью "Петербургский завод измерительных приборов" и письмо общества с ограниченной ответственностью "Комета" от 30.11.2021.
При этом не отражение в судебных актах всех имеющихся в деле доказательств не свидетельствует об отсутствии их надлежащей судебной проверки и оценки.
Поскольку факт аварии Товарищество в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относимыми и допустимыми доказательствами не подтвердило, суды правомерно указали на отсутствие причинно-следственной связи факта предположительной аварии и понесенными убытками и доказательств вызова Компании на составление акта от 23.06.2022.
Таким образом, несмотря на верное утверждение Товарищества об ответственности гарантирующего поставщика перед потребителем за качество электрической энергии, а также за действия третьих лиц, обеспечивающих такую поставку, поскольку факт аварии не доказан, суды правомерно отказали в удовлетворении исковых требований.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов о недоказанности факта аварии, не подтверждают существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для отмены или изменения судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, которые являются безусловными основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, судом округа не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.10.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2024 по делу N А56-69125/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества "Отрадное" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Жукова |
Судьи |
Т.В. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"И, наконец, в-третьих, выдерживая баланс интересов субъектов электроэнергетики, законодательство об электроэнергетике предоставляет гарантирующему поставщику право возместить свои убытки, связанные с претензиями потребителей по качеству, посредством регрессного требования к лицу, на котором лежит риск причинения убытков потребителю в том числе и за их случайное причинение (определение Верховного Суда Российской Федерации от 02.09.2020 N 303-ЭС20-6012).
...
Возмещение убытков в соответствии со статьями 15, 393 ГК РФ является мерой гражданско-правовой ответственности за причинение вреда, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств.
...
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
...
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 июля 2024 г. N Ф07-6826/24 по делу N А56-69125/2023