18 июля 2024 г. |
Дело N А56-44522/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Аникиной Е.А., Толкунова В.М.,
при участии от Администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области Сумериной И.А. (доверенность от 25.12.2023 N 7640/2023), от Комитета по природным ресурсам Ленинградской области Рожен Ю.А. (доверенность от 09.01.2024 N 1/2024-1),
рассмотрев 17.07.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2024 по делу N А56-44522/2023,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Бокситогорского муниципального района Ленинградской области, адрес: 187650, Ленинградская обл., Бокситогорский р-н, Бокситогорск, Социалистическая ул., 9, ОГРН 1024700507523, ИНН 4701001377 (далее - Администрация), обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области, адрес: 191124, Санкт-Петербург, пл. Растрелли, д. 2, стр. 1, ОГРН 1077847192609, ИНН 7842354966 (далее - Комитет), об обязании Комитета внести изменения в государственный лесной реестр (далее - ГЛР, Реестр), исключив из Реестра сведения о наличии городских лесов на землях населенных пунктов Бокситогорского муниципального района.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, адрес: 191311, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, ОГРН 1037843045734, ИНН 7815027624 (далее - Управление Росреестра) и Федеральное агентство лесного хозяйства, адрес: 113184, Москва, Пятницкая ул., 59/19, ОГРН 1047796366298, ИНН 7705598840, в лице его территориального органа Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному Федеральному округу (далее - Департамент).
Решением от 08.09.2023 суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил и обязал Комитет внести испрашиваемые Администрацией изменения в ГЛР.
Постановлением апелляционной инстанции от 29.03.2024, решение суда от 08.09.2023 отменено, в удовлетворении иска Администрации отказано.
В кассационной жалобе Администрация просит постановление апелляционной инстанции от 29.03.2024 отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции. Как на обоснование необходимости внесения испрашиваемых изменений, направленных на устранение недостоверности сведений ГЛР, указывает на то, что вопреки доводам суда выписки из генеральных планов муниципальных образований, входящих в состав Бокситогорского муниципального района Ленинградской области были приобщены к исковому заявлению. Тогда как ответчики по запросу Администрации достоверную и исчерпывающую информацию о наличии городских лесов на землях населенных пунктов, не предоставили. По мнению подателя жалобы, поскольку документы, подтверждающие площадь лесных участков, качественные и экономические характеристики лесов, материалы лесоустройства, либо сведения о конкретном местоположении лесов на землях населенных пунктов в границах образования Бокситогорский муниципальный район отсутствуют, эти обстоятельства являются достаточными для внесения соответствующих изменений в ГЛР.
Представители Департамента, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ). От Департамента поступил отзыв на жалобу, в котором его податель не согласился с доводами жалобы и просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы жалобы, а представитель Комитета с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, согласно ГЛР по состоянию на 01.01.2018 (форма N 3-ГРЛ) на территории Бокситогорского муниципального района имеется 526 га городских лесов, по целевому назначению - защитные, в том числе занятые лесными насаждениями (покрытые лесной растительностью) - 457 га.
Администрация письмом от 15.11.2018, основываясь на письмах Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу от 06.09.2018 N 8704/05 "Об исполнении подпункта "б" пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 28.12.2016 N ПР-2563" и Комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области от 08.10.2018 N 01-08- 1014/2018, размещенной на официальном сайте Комитета Формой N 3-ГЛР "Состав земель лесного фонда и земель иных категорий, на которых расположены леса" запросила у Комитета сведения о составе земель населенных пунктов Бокситогорского городского поселения, на которых расположены городские леса, о площади таких лесов, их количественных, качественных и экономических характеристиках, о наличии материалов о лесоустройстве, основаниях внесения городских лесов в Форму N 3-ГЛР.
Письмом от 10.12.2018 Комитет сообщил, что располагает лишь сведениями ГЛР об объеме городских лесов, расположенных на территории Бокситогорского муниципального района Ленинградской области, иная информация у Комитета отсутствует.
Комитет также проинформировал письмом от 13.03.2023 N 02-4131/2023 главы администраций муниципальных образований Ленинградской области о необходимости организации работ по составлению планов-графиков создания лесничеств, расположенных на землях населенных пунктов. Дополнительно Комитет разъяснил, что данные государственного учета лесного фонда по состоянию на 01.01.2017 формировались до передачи органам исполнительной власти отдельных полномочий в области лесных отношений, специальные мероприятия по определению площади и местоположения лесов, расположенных на землях населенных пунктов, при включении данных в государственный лесной реестр не проводились, вместе с тем перечень документов, установленный Приказом Минприроды России от 11.11.2013 N 496, не содержит документов, на основании которых орган государственной власти субъекта Российской Федерации исключает сведения о лесах в случаях отсутствия информации об их местоположении.
Администрация, не обладая сведениями о наличии городских лесов на территории муниципального образования и выявив их отсутствие на генеральных планах муниципальных образований, обратилась в суд с требованием внести соответствующие изменения об их отсутствии в ГЛР.
Суд первой инстанции, придя к выводу о необоснованном включении в Реестр сведений о наличии 526 га городских лесов на землях населенных пунктов Бокситогорского муниципального района, удовлетворил требования Администрации в полном объеме.
Апелляционный суд, при повторном рассмотрении дела, получив ответ на запрос от Бокситогорского лесничества (филиал ЛОГКУ "Ленобллес") и Федерального агентства лесного хозяйства, указал на отсутствие в рассматриваемом случае правовых и фактических оснований для удовлетворения иска.
Выводы апелляционного суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям искового производства.
Согласно статье 1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс, Кодекс) лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются в том числе, на следующих принципах: сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; сохранения лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения; улучшение качества лесов; использование лесов по целевому назначению, определяемому в соответствии с видами лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса (часть 1 статьи 10 Лесного кодекса).
К защитным лесам относятся леса, которые являются природными объектами, имеющими особо ценное значение, и в отношении которых устанавливается особый правовой режим использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов (часть 1 статьи 111 Кодекса). В силу пункта 5 части 2 названной статьи в перечень защитных лесов входят городские леса.
Частями 1 и 3 статьи 116 Кодекса, предусмотрено, что к городским лесам относятся леса, расположенные на землях населенных пунктов. Изменение границ земель, на которых располагаются городские леса, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается.
По правилам статьи 81 Лесного кодекса к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений относятся, в том числе отнесение лесов к защитным лесам (за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 82 настоящего Кодекса).
Государственный реестр в силу части 1 статьи 91 Лесного кодекса представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах.
В государственном лесном реестре содержится документированная информация, в том числе о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса; о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах, об их границах; об особо защитных участках лесов, об их границах, о зонах с особыми условиями использования территорий (часть 2 статьи 91 Кодекса).
Внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение осуществляются на основании документов, перечень, формы и порядок подготовки которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 2.1 статьи 91 Кодекса).
На основании части 9 данной статьи ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, по формам и в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В развитие указанных норм права приказом Минприроды России от 11.11.2013 N 496 утвержден Перечень, формы и порядок подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение (далее - Перечень N 496).
Также Приказом Минприроды России от 27.07.2020 N 491 утвержден Порядок ведения государственного лесного реестра (далее - Порядок N 491), согласно пункту 12 которого изменение документированной информации, внесенной в государственный лесной реестр, осуществляется на основании решения уполномоченного органа, осуществляющего ведение государственного лесного реестра, в случаях:
- выявления несоответствия документированной информации о количественных, качественных и иных характеристиках лесов и лесных ресурсов в границах лесных участков, содержащейся в государственном лесном реестре, их фактическому состоянию;
- обнаружения ошибки уполномоченным органом, осуществляющим ведение государственного лесного реестра, поступления в указанный уполномоченный орган заявления об ошибке от лиц и органов, указанных в пункте 8 настоящего Порядка, или решения суда об устранении ошибки, вступившего в законную силу.
Следовательно, законодательством Российской Федерации в области ведения ГЛР предусмотрены конкретные обстоятельства, которые являются основаниями для внесения изменений в Реестр (выявление несоответствия либо обнаружение ошибки).
При их наличии уполномоченный орган, осуществляющий ведение государственного лесного реестра, осуществляет исключение сведений из документированной информации, внесенной в государственный лесной реестр, путем внесения соответствующих изменений в соответствии с пунктом 12 настоящего Порядка, в случаях, предусмотренных частями 6, 7 статьи 4.6 Федерального закона от 4.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (пункт 13 Порядка N 491).
К документам, являющимся основаниями для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменения, как следует из подпункта 2.1.3 пункта 2.1 Перечня N 496, относится акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию (форма 3).
Основанием для оформления указанного акта и внесения в него документированной информации является различная первичная документация, перечень которой приведен в пункте 2.2 данного Перечня, в частности, к таким документам относятся решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти Российской Федерации в области лесных отношений (пункт 2.2.2), решения органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (пункт 2.2.3), лесоустроительная документация (пункт 2.2.9), судебные акты (пункт 2.2.10).
Акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию составляется в случае выявления несоответствия документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре, о количественных, качественных и иных характеристиках лесов и лесных ресурсов в границах лесных участков их фактическому состоянию (пункт 4.3 Перечня N 496).
Исходя их положений пункта 2.1.3 и пункта 2.1 Перечня (в которых закреплено, что к документам, являющимся основаниями для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменения, относится акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию (форма 3)), апелляционным судом установлено, что Администрацией такой акт не представлен, равно как не представлено доказательств проведения натурного обследования с вызовом на то уполномоченного органа, т.е. Администрацией до обращения с настоящим заявлением в суд процедура определения количества лесного фонда, находящегося на территории Бокситогорского муниципального района, не проведена.
Данный факт податель жалобы не отрицает, обусловив свои требования исключительно отсутствием информации о наличии городских лесов на спорных территориях, тогда как такое основание в пункте 12 Порядка N 491 не поименовано.
С учетом изложенного, доказательств, свидетельствующих о наличии установленных законом оснований для исключения спорных лесных участков из Реестра, Администрацией не представлено, как следствие, определенная для испрашиваемого исключения процедура не соблюдена, законные основания для рассмотрения вопроса о возможном исключении городских лесов из Реестра, отсутствуют.
В силу изложенного, суд апелляционной инстанций сделал правомерный вывод об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения постановления апелляционной инстанции.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.03.2024 по делу N А56-44522/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"К документам, являющимся основаниями для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменения, как следует из подпункта 2.1.3 пункта 2.1 Перечня N 496, относится акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию (форма 3).
...
Исходя их положений пункта 2.1.3 и пункта 2.1 Перечня (в которых закреплено, что к документам, являющимся основаниями для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменения, относится акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию (форма 3)), апелляционным судом установлено, что Администрацией такой акт не представлен, равно как не представлено доказательств проведения натурного обследования с вызовом на то уполномоченного органа, т.е. Администрацией до обращения с настоящим заявлением в суд процедура определения количества лесного фонда, находящегося на территории Бокситогорского муниципального района, не проведена.
Данный факт податель жалобы не отрицает, обусловив свои требования исключительно отсутствием информации о наличии городских лесов на спорных территориях, тогда как такое основание в пункте 12 Порядка N 491 не поименовано."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 июля 2024 г. N Ф07-8939/24 по делу N А56-44522/2023