22 июля 2024 г. |
Дело N А26-6615/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Васильевой Е.С., судей Журавлевой О.Р., Родина Ю.А.,
рассмотрев 22.07.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 16.10.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2024 по делу N А26-6615/2023,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Петрозаводского городского округа, адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Ленина, д. 2, ОГРН 1021000538481, ИНН 1001040505 (далее - Администрация), обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с исковым заявлением к Министерству финансов Республики Карелия, адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Ленина, д. 19, ОГРН 1031000011107, ИНН 1001040590 (далее - Министерство), о взыскании за счет казны Республики Карелия 36 635 477 руб. 33 коп. убытков, причиненных бюджету Петрозаводского городского округа в связи с предоставлением жилых помещений гражданам-инвалидам.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 16.10.2023, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2024, исковые требования Администрации удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на несоответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, а также на неправильное применение судами норм материального права и нарушение ими норм процессуального права, просит обжалуемые судебные акты отменить и принять новый судебный акт об отказе Администрации в удовлетворении требований.
Податель жалобы настаивает на том, что Администрацией в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не доказано наличие убытков и полагает, что предъявляемые убытки до момента отчуждения в собственность граждан жилья не могут возникнуть у Администрации. По мнению Министерства, расчет убытков Администрации с использованием статистических данных по категории "все типы квартир" является необоснованным и достоверность такого расчета Администрацией не доказана. Также необоснованным является и взыскание убытков в размере стоимости капитального ремонта жилых помещений сверх цены, поскольку в соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), собственник должен нести бремя содержания принадлежащего ему имущества, то есть в данном случае Администрация. Взыскание убытков в данном случае не является компенсацией возможных убытков Администрации, а приводит к неосновательному обогащению за счет Министерства и нарушает принцип эффективности расходования бюджетных средств.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьей 284 АПК РФ.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что вступившими в законную силу решениями Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 28.01.2022 по делу N 2-309/2022, от 08.12.2020 N 2-6419/2020, от 18.02.2021 по делу N 2-165/2021, от 13.11.2018 по делу N 2-7308/2018, от 20.08.2020 по делу N 2-4305/2020, от 26.09.2022 по делу N 2-2631/2022, от 11.02.2021 по делу N 2-1583/2021, от 06.07.2016 по делу N 2-6379/2016, от 23.04.2018 по делу N 2-2346/2018, от 19.10.2018 по делу N 2-6918/2018, от 06.11.2020 N 2-5939/2020, от 16.11.2017 по делу N 2-6892/2017, на Администрацию возложена обязанность предоставить гражданам Гущиной А.С., Ковыркову Р.А., Качанову И.В., Беляковой А.А., Вандуковой Е.Н., Малаевой Л.Г., Тимейко Ю.Ю., Киру О.В., Лукиной Е.Н., Корцовой К.Ю., Шмонину О.С., Копейченко Т.А., относящимся к категории инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, жилые помещения во внеочередном порядке в соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), и Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ).
Во исполнение указанных решений суда общей юрисдикции Администрация на основании постановлений от 21.12.2022 N 4198, от 01.04.2023 N 22, от 26.01.2023 N 191, от 28.03.2022 N 787, от 31.03.2022 N 843, от 09.02.2023 N 399, от 12.01.2022 N 14, от 01.02.2022 N 195, от 21.03.2022 N 673, от 13.04.2022 N 1018, от 27.05.2022 N 1500, от 28.07.2022 N 2247 вне очереди предоставила гражданам, имеющим право на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке, на праве социального найма жилые помещения - квартиры, заключив с гражданами договоры социального найма жилых помещений от 22.12.2022, от 07.02.2022 N 13-О, от 27.01.2023 N 4-О, от 31.03.2022 N 526-О, от 04.04.2022 N 535-О, от 15.02.2023 N 17-О, от 13.01.2022 N 458-О, от 04.02.2022 N 470-О, от 21.03.2022 N 512-О, от 02.06.2022, от 03.06.2022 N 596-О, от 08.08.2022 N 653-О.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Карелия средняя стоимость 1 кв. м на рынке вторичного жилья в городе Петрозаводске на дату заключения договоров составила в 1 квартале 2022 - 77 678 руб., во 2 квартале 2022 года - 77 906 руб., в 3 квартале 2022 года - 79 086 руб., в 4 квартале 2022 года - 80 131, в 1 квартале 2023 - 85 823 руб.
Таким образом, расходы на приобретение жилых помещений составили 35 278 271 руб. 43 коп., в том числе по договорам социального найма жилого помещения Гущиной А.С. - 2 664 355 руб. 75 коп. (площадь фактического предоставленного жилого помещения 33,25 кв. м), Ковыркову Р.А. - 2 995 222 руб. 70 коп. (34,9 кв. м), Качанову И.В. - 2 686 259 руб. 90 коп. (31,3 кв. м), Беляковой А.А. - 3 946 042 руб. 40 коп. (50,8 кв. м), Вандуковой Е.Н. - 152 986 руб. 10 коп. (32,1 кв. м), Малаевой Л.Г. - 3 804 561 руб. 22 коп. (52,7 кв. м), Тимейко Ю.Ю. - 2 780 872 руб. 40 коп. (35,8 кв. м), Киру О.В. - 3 363 561 руб. (45,2 кв. м), Лукиной Е.Н. - 4 816 036 руб. (62 кв. м), Карцовой К.Ю. - 1 563 520 руб. 16 коп. (26,4 кв. м), Шмонину О.С. - 2 399 504 руб. 80 коп. (30,8 кв. м), Копейченко Т.А. - 2 728 467 руб. (34,5 кв. м).
Кроме того, общая сумма расходов на выполнение работ по капитальному ремонту жилых помещений, предоставленных Ковыркову Р.А. и Качанову И.В., составила 1 357 205 руб. 90 коп.
Полагая, что расходы местного бюджета на приобретение жилых помещений, а также на выполнение работ по капитальному ремонту жилых помещений, подлежат компенсации за счет средств бюджета Республики Карелия, Администрация направила в адрес Министерства претензию от 27.04.2023 с требованием возмещения убытков.
Поскольку указанная претензия была оставлена Министерством без удовлетворения, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, удовлетворил исковые требования Администрации в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, приходит к следующему.
Статьей 12 ГК РФ к способам защиты гражданских, в том числе имущественных, прав отнесено возмещение убытков. Следовательно, защите в рамках гражданско-правового регулирования подлежат имущественные права и публично-правовых образований. При этом привлечение к гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков другого публично-правового образования положениями пункта 6 статьи 8 и статьи 15 ГК РФ не исключается.
В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Одной из мер социальной поддержки, оказываемых инвалидам и семьям, имеющих детей-инвалидов, в соответствии со статьями 17 и 28.2 Закона N 181-ФЗ определено предоставление жилых помещений в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В силу положений пункта 4 части 1 статьи 51, пункта 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, страдающих тяжелыми формами заболеваний, отнесены к числу лиц, которым жилые помещения из государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются вне очереди.
Частью 3 статьи 49 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Таким образом, инвалидам по договорам социального найма предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 49 ЖК РФ категориям граждан, указанным в части 3 данной статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 17 Закона N 181-ФЗ инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Из системного толкования статей 17, 28.2 Закона N 181-ФЗ и с учетом разъяснений, изложенных в пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", следует, что обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Указанный подход согласуется с правовой позицией, изложенной в пункте 12 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.04.2016.
С учетом изложенного, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии у субъекта Российской Федерации (Республики Карелия) обязанности по возмещению как затрат Администрации в сумме 35 278 271 руб. 43 коп. на предоставление жилья льготной категории граждан, предусмотренной Законом N 181-ФЗ, так и расходов на оплату работ по капитальному ремонту передаваемых гражданам помещений в сумме 1 357 205 руб. 90 коп., в отсутствие передачи муниципальному образованию соответствующих государственных полномочий, а также финансовых и материальных средств, необходимых для реализации этих полномочий.
Доводы Министерства о необоснованности расчета исковых требований Администрации исходя из статистических сведений по категории "все типы квартир" являлись предметом исследования судов и были правомерно отклонены с учетом следующего.
В силу статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Возмещение убытков в полном размере означает, что в результате их возмещения кредитор должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы обязательство было исполнено надлежащим образом.
Как разъяснено в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 25), применяя статью 15 ГК РФ, следует учитывать, что по общему правилу лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Возмещение убытков в меньшем размере возможно в случаях, предусмотренных законом или договором в пределах, установленных гражданским законодательством.
В пункте 12 Постановления N 25 также разъяснено, что по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. По смыслу пункта 1 статьи 15 ГК РФ в удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению.
Суды, приняв во внимание бездействие Республики Карелия, выразившееся в неисполнении своих обязанностей по предоставлению жилых помещений инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, вставшим на учет после 01.01.2005, в не предоставлении межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета в целях реализации Администрацией полномочий по предоставлению жилых помещений инвалидам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, и семьям, имеющим детей-инвалидов, пришли к обоснованному выводу, что невыполнение Республикой Карелия в лице Министерства установленной законом обязанности по финансированию обеспечения жилым помещением инвалидов в рамках бюджетных правоотношений, повлекло за собой возникновение у муниципального образования Петрозаводского городского округа убытков, взыскание которых регулируется нормами гражданского законодательства.
В отношении цены жилых помещений в целях установления стоимости затрат Администрации по приобретению квартир гражданам, указанным в исковом заявлении, действует установленный пунктом 1 статьи 15 ГК РФ принцип возмещения как причиненных, так и подлежащих несению убытков в полном объеме и для определения цены компенсации должны учитываться фактически понесенные расходы в пределах рыночных цен в размере, достаточном для предоставления Администрацией жилых помещений с тождественными характеристиками.
Размер, заявленных Администрацией ко взысканию убытков, проверен судами первой и апелляционной инстанций и признан обоснованным, поскольку для определения цены компенсации должны учитываться расходы в пределах рыночных цен в размере, достаточном для приобретения и предоставления указанной выше категории граждан квартир с соответствующими характеристиками.
Оснований для применения при расчете убытков сведений о стоимости 1 кв. м квартир "низкого качества" на вторичном рынке города Петрозаводска судами не установлено.
Судами также учтено, что Министерством не опровергнуты доводы Администрации о том, что исходя из качественных характеристик каждой из квартир и многоквартирных домов, в которых данные квартиры находятся, спорные квартиры необходимо отнести к категории квартир улучшенного качества, в связи с чем применение статистических сведений по категории "все типы квартир" является допустимым.
Апелляционный суд обоснованно отклонил довод Министерства о необходимости исчисления размера компенсации убытков на основании данных Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации из расчета норматива средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по Республике Карелия (приказы Минстроя России от 28.09.2021 N 699/пр, от 29.09.2020 N 557/пр, от 28.09.2021 N 699/пр, от 26.02.2021 N 94/пр, от 07.06.2021 N 358/пр), поскольку согласно подпункту 5.2.38 пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1038 "О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации" акты Минстроя России об определении норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилья по субъектам Российской Федерации подлежат применению для расчета размеров социальных выплат для всех категорий граждан, которым указанные социальные выплаты предоставляются на приобретение (строительство) жилых помещений за счет средств федерального бюджета.
Кроме того, отклоняя доводы Министерства о необоснованности требований Администрации о взыскании стоимости работ по проведению капитального ремонта в передаваемых жилых помещениях, со ссылками на положения статьи 210 ГК РФ (проведение капитального ремонта относится к обязанностям собственника помещения - Администрации), суды правомерно отметили, что выполнение Администрацией как собственником обязанностей по содержанию принадлежащего ему имущества - жилых помещений (в том числе выполнение ремонтных работ, работ по перепланировке) не исключает обязанность Министерства возместить понесенные в связи с такими работами расходы, поскольку согласно вынесенным решениям судов об обязании предоставить гражданам жилые помещения, предметом данных обязательств является передача гражданам в натуре таких жилых помещений, которые должны соответствовать санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, а также в отдельных случаях специальным требованиям. Ремонтные работы и переустройство в жилых помещениях, предоставленных Ковыркову Р.А. и Качанову И.В., производились с целью приведения высвободившегося муниципального жилья в надлежащее санитарное и технически исправное состояние (в подтверждение фактических расходов на проведение работ по капитальному ремонту спорных квартир на сумму 1 357 205 руб. 90 коп. Администрация представила муниципальные контракты на выполнение работ по капитальному ремонту жилых помещений, локальные сметы, акты о приемке выполненных работ по форме КС-2, платежные поручения на оплату выполненных работ в указанной сумме).
При таких обстоятельствах, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно удовлетворили в полном объеме требования Администрации о возмещении убытков в размере 36 635 477 руб. 33 коп. за счет средств бюджета Республики Карелия.
Оснований не согласиться с выводами судов по доводам кассационной жалобы суд кассационной инстанции не усматривает.
Несогласие Министерства с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что судами неправильно применены нормы материального права к конкретным установленным фактическим обстоятельствам дела и (или) нарушены требования процессуального законодательства.
Суды полно и объективно исследовали все фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права судами не допущено, в связи с чем суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных актов.
При таких обстоятельствах, кассационная жалоба Министерства не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 16.10.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2024 по делу N А26-6615/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Республики Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.С. Васильева |
Судьи |
Е.С. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Апелляционный суд обоснованно отклонил довод Министерства о необходимости исчисления размера компенсации убытков на основании данных Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации из расчета норматива средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по Республике Карелия (приказы Минстроя России от 28.09.2021 N 699/пр, от 29.09.2020 N 557/пр, от 28.09.2021 N 699/пр, от 26.02.2021 N 94/пр, от 07.06.2021 N 358/пр), поскольку согласно подпункту 5.2.38 пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1038 "О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации" акты Минстроя России об определении норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилья по субъектам Российской Федерации подлежат применению для расчета размеров социальных выплат для всех категорий граждан, которым указанные социальные выплаты предоставляются на приобретение (строительство) жилых помещений за счет средств федерального бюджета.
Кроме того, отклоняя доводы Министерства о необоснованности требований Администрации о взыскании стоимости работ по проведению капитального ремонта в передаваемых жилых помещениях, со ссылками на положения статьи 210 ГК РФ (проведение капитального ремонта относится к обязанностям собственника помещения - Администрации), суды правомерно отметили, что выполнение Администрацией как собственником обязанностей по содержанию принадлежащего ему имущества - жилых помещений (в том числе выполнение ремонтных работ, работ по перепланировке) не исключает обязанность Министерства возместить понесенные в связи с такими работами расходы, поскольку согласно вынесенным решениям судов об обязании предоставить гражданам жилые помещения, предметом данных обязательств является передача гражданам в натуре таких жилых помещений, которые должны соответствовать санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, а также в отдельных случаях специальным требованиям. Ремонтные работы и переустройство в жилых помещениях, предоставленных Ковыркову Р.А. и Качанову И.В., производились с целью приведения высвободившегося муниципального жилья в надлежащее санитарное и технически исправное состояние (в подтверждение фактических расходов на проведение работ по капитальному ремонту спорных квартир на сумму 1 357 205 руб. 90 коп. Администрация представила муниципальные контракты на выполнение работ по капитальному ремонту жилых помещений, локальные сметы, акты о приемке выполненных работ по форме КС-2, платежные поручения на оплату выполненных работ в указанной сумме)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 июля 2024 г. N Ф07-8882/24 по делу N А26-6615/2023