25 июля 2024 г. |
Дело N А05-9632/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Мунтян Л.Б., Савицкой И.Г.,
при участии от Северного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Некрасова Д.С. (доверенность от 26.01.20224 N 09-01-01/884),
рассмотрев 16.07.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Северного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда Архангельской области от 17.11.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2024 по делу N А05-9632/2023,
УСТАНОВИЛ:
Северное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, адрес: 163069, город Архангельск, Троицкий проспект, дом 14, ИНН 2901127831, ОГРН 1042900024562 (далее - Управление), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к муниципальному унитарному предприятию Холмогорского муниципального округа Архангельской области "Холмогорская водоочистка", адрес: 164530, Архангельская область, село Холмогоры, улица Октябрьская, дом 47; ИНН 2923007312, ОГРН 1152901006774 (далее - Предприятие), о взыскании в доход федерального бюджета 9 672 888 руб. 29 коп. в возмещение вреда, причиненного недрам в результате самовольной добычи полезных ископаемых - подземных вод, осуществленной из 13 водозаборных скважин, расположенных в Холмогорском муниципальном округе Архангельской области.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: Администрация Холмогорского муниципального округа Архангельской области, адрес: 164530, Архангельская область, Холмогорский район, село Холмогоры, набережная имени Горончаровского, дом 21 (далее - Администрация), муниципальное унитарное предприятие муниципального образования "Холмогорский муниципальный район" "Холмогорский Водоканал", адрес: 164530, Архангельская область, Холмогорский район, село Холмогоры, Октябрьская улица, дом 36 (далее - МУП "Холмогорский Водоканал").
Решением суда первой инстанции от 17.11.2023 в иске отказано.
Постановлением апелляционного суда от 07.03.2024 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, просит решение и постановление отменить, требование удовлетворить.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы, изложенные в жалобе.
Иные участвующие в деле лица о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия, что не противоречит норме части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, определением Арбитражного суда Архангельской области от 04.10.2018 принято к производству заявление МУП "Холмогорский Водоканал" о признании его несостоятельным (банкротом), возбуждено производство по делу о банкротстве должника. Определением Арбитражного суда Архангельской области от 30.10.2018 в отношении МУП "Холмогорский Водоканал" введено наблюдение. Временным управляющим утвержден Мешалкин Сергей Николаевич. Решением Арбитражного суда Архангельской области от 26.04.2019 (резолютивная часть от 25.04.2019) МУП "Холмогорский Водоканал" признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника открыто конкурсное производство. Определением суда от 23.05.2019 конкурсным управляющим утвержден Мешалкин Сергей Николаевич.
Учитывая указанные обстоятельства, на основании распоряжения от 01.07.2019 N 840 "О передаче имущества в хозяйственное ведение" Администрация передала в хозяйственное ведение Предприятия имущество (акт приема-передачи от 01.07.2019 N 33), в том числе насосную станцию первого подъема (скважины N 1, 2, 3, 4), объем 220 куб. м, площадь четырех строений 38,4 кв. м; буровую скважину с водопроводом, назначение - буровая скважина с водопроводом, протяженность 1 224 м, год ввода в эксплуатацию - 1985, адрес: Архангельская область, Холмогорский район, муниципальное образование "Холмогорское", деревня Анашкино, кадастровый номер 29:19:161301:140, реестровый номер 468.
На основании распоряжения Администрации от 07.08.2019 N 975 "О передаче имущества в хозяйственное ведение" Предприятию в хозяйственное ведение передано имущество (акт приема-передачи от 07.08.2019 N 39), в том числе буровая скважина, год ввода в эксплуатацию 1973, адрес: Архангельская область, Холмогорский район, муниципальное образование "Матигорское", поселок Малая Товра; буровая скважина 1-Р, назначение - сооружения водозаборные, глубина 31 м, год ввода в эксплуатацию 2004, адрес: Архангельская область, Холмогорский район, муниципальное образование "Копачевское", деревня Копачево, кадастровый номер 29:19:070701:424; буровая скважина б/н, назначение - сооружения водозаборные, глубина 36 м, год ввода в эксплуатацию 1978, адрес: Архангельская область, Холмогорский район, деревня Пятково, кадастровый номер 29:19:070801:192; буровую скважину N 1353, назначение - сооружения водозаборные, глубина 35 м, год ввода в эксплуатацию 1977, адрес: Архангельская область, Холмогорский район, муниципальное образование "Копачевское", поселок Орлецы, кадастровый номер 29:19072801:335; буровую скважину N 337, назначение - сооружения водозаборные, глубина 57 м, год ввода в эксплуатацию 1969, адрес: Архангельская область, Холмогорский район, муниципальное образование "Копачевское", деревня Ичково, кадастровый номер 29:19:073701:257; буровую скважину N 380, назначение - сооружения водозаборные, глубина 53 м, год ввода в эксплуатацию 1969, адрес: Архангельская область, Холмогорский район, муниципальное образование "Копачевское", деревня Ступино, кадастровый номер 29:19:073401:108; артезианскую скважину N 1354, назначение - сооружения водозаборные, адрес: Архангельская область, Холмогорский район, муниципальное образование "Копачевское", деревня Ступинские Карьеры.
Распоряжением Администрации от 05.03.2021 N 232 из хозяйственного ведения Предприятия изъято имущество, в том числе насосные станции первого подъема (скважины N 1, 2, 3, 4).
Распоряжением Администрации от 18.03.2021 N 286 в хозяйственное ведение Предприятия по акту о приеме-передаче от 05.04.2021 N 10 передано имущество, в том числе: насосная станция 1 подъема (скважина), назначение - сооружения коммунального хозяйства, площадь застройки 17,1 кв. м, год ввода в эксплуатацию 2011, адрес: Архангельская область, Холмогорский район, муниципальное образование "Матигорское", кадастровый номер 29:19:210101:252; насосная станция 1 подъема (скважина), назначение - сооружения коммунального хозяйства, площадь застройки 17,3 кв. м, год ввода в эксплуатацию 2011, адрес: Архангельская область, Холмогорский район, муниципальное образование "Матигорское", кадастровый номер 29:19:210101:253; насосная станция 1 подъема (скважина), назначение - сооружения коммунального хозяйства, площадь застройки 17,4 кв. м, год ввода в эксплуатацию 2011, адрес: Архангельская область, Холмогорский район, муниципальное образование "Матигорское", кадастровый номер 29:19:210101:254; насосная станция 1 подъема (скважина), назначение - сооружения коммунального хозяйства, площадь застройки 17,1 кв. м, год ввода в эксплуатацию 2011, адрес: Архангельская область, Холмогорский район, муниципальное образование "Матигорское", кадастровый номер 29:19:210101:255.
Постановлением Администрации от 19.07.2019 N 99 Предприятие наделено статусом гарантирующей организации по водоснабжению и водоотведению на территории населенных пунктов муниципальных образований "Холмогоркое" и "Матигорское".
Согласно информации Агентства по тарифам и ценам Архангельской области, расположенной на официальном сайте в сети Интернет, постановлением Агентства от 26.09.2019 N 55-в/7 в редакции постановлений от 17.12.2019 N 82-в/8, от 12.11.2020 N 57-в/5 Предприятию на территории муниципального образования "Матигорское" в период с 01.01.2021 по 30.06.2021 предоставлен тариф населению по водоснабжению 72,73 руб./куб. м, в период с 01.07.2021 по 31.12.2021 предоставлен тариф населению по водоснабжению 75 руб./куб. м; на территории муниципального образования "Холмогорское" в период с 01.01.2021 по 30.06.2021 - тариф населению по водоснабжению 76,26 руб./куб. м, в период с 01.07.2021 по 31.12.2021 предоставлен тариф населению по водоснабжению 77 руб./куб. м.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц лицензия на право пользования недрами у Предприятия отсутствует. Основной вид деятельности: 36.00. Забор, очистка и распределение воды. По состоянию на 24.03.2022 Предприятие зарегистрировано 31.07.2015, является действующим, основным видом экономической деятельности является забор, очистка и распределение воды.
По сведениям Межрайонной ИФНС России N 3 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Предприятие не предоставляло налоговые декларации по водному налогу за 3-ий, 4-ый квартал 2019 года, за 2020 и 2021 годы.
В соответствии с представленной Предприятием справкой от 01.02.2022 N 17/2 объем потребления холодной воды за 2021 год составил: село Холмогоры - 132 505,58 куб. м; село Матигоры - 46 146,7 куб. м; деревня Копачево - 2 435,5 куб. м; деревня Пятково - 831,2 куб. м; деревня Ичково - 111,2 куб. м; деревня Ступино - 11,9 куб. м; деревня Орлецы - 62,9 куб. м, всего объем добытой воды за 2021 года составил 182 104,98 куб. м; формой N 2-ТП (водхоз) за 2021 год объем добытой воды - 250 000 куб. м.
Предприятие 01.02.2022 сообщило Управлению, что недропользование с целью добычи подземных вод выполняется им во исполнение обязанностей гарантирующей организации по водоснабжению на территории муниципальных образований "Холмогорское", "Матигорское". Статусом гарантирующей организации по водоснабжению наделено постановлением Администрации от 19.07.2019 N 99.
Администрация 21.03.2022 сообщила, что распоряжением от 28.10.2020 N 1392 передала в хозяйственное ведение Предприятия водозаборную скважину, год завершения строительства 1982, адрес: Архангельская область, Холмогорский район, муниципальное образование "Холмогорское", деревня Ильино, реестровый номер 482/6, кадастровый номер 29:19:161101:129 (акт приема-передачи здания (сооружения) от 02.11.2020 N 46).
Управление 23.06.2023 направило Предприятию претензию с требованием в течение 30 дней со дня получения письма возместить вред, причиненный недрам, в размере 9 672 888 руб. 29 коп.
Претензия оставлена Предприятием без удовлетворения.
Полагая, что данный вред подлежит возмещению ответчиком, Управление обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела, и признали исковые требования Управления не подлежащими удовлетворению в связи с недоказанностью истцом причинения вреда окружающей среде в результате осуществления ответчиком деятельности по добыче подземных вод в отсутствие на то соответствующей лицензии.
Такой вывод суды обосновали следующим: осуществление ответчиком подлежащей лицензированию деятельности по добыче воды при отсутствии лицензии не повлекло того вреда, который могло бы повлечь прекращение предприятием деятельности по водоснабжению населения и иных лиц в Холмогорском районе Архангельской области; прекращение Предприятием добычи питьевой воды из артезианских скважин оказало бы существенное влияние на жизнедеятельность населенных пунктов и могло вызвать ухудшение санитарно-эпидемиологического состояния в указанных населенных пунктах, привести к невозможности снабжения питьевой водой населения и иных потребителей.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции считает вывод судов двух инстанций о недоказанности Управлением факта причинения вреда недрам, истощения водных запасов в результате добычи подземных вод в отсутствие лицензии, неверным ввиду следующего.
Пунктом 1 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) предусмотрено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (пункт 3 статьи 77 Закона N 7-ФЗ).
Исходя из абзаца четвертого статьи 1 Закона N 7-ФЗ недра, поверхностные и подземные воды относятся к компонентам природной среды.
Согласно статье 1.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1) недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.
Статьей 51 Закона N 2395-1 также установлено, что лица, причинившие вред недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Порядок расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Такой порядок расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, определен Правилами N 564.
Добыча полезных ископаемых является одним из видов пользования недрами (пункт 3 статьи 6 Закона N 2395-1).
В силу статьи 11 Закона N 2395-1 предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Статьей 12 Закона N 2395-1 установлены также требования к содержанию лицензии, определены ее неотъемлемые составные части, которые должны содержать в том числе, данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами; указание границ участка недр, предоставляемого в пользование; указание границ территории, земельного участка или акватории, выделенных для ведения работ, связанных с пользованием недрами; сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу); условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, земельными участками, акваториями; согласованный уровень добычи полезных ископаемых, а также попутных полезных ископаемых (при наличии), предельный объем накопленной добычи полезных ископаемых, установленный в соответствии с проектной документацией на разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых; условия выполнения требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды.
Таким образом, в целях обеспечения использования недр в общих интересах, предотвращения ущерба правам и свободам, жизни и здоровью граждан, окружающей среде и в целях создания условий для минимизации и восполнения связанного с недропользованием негативного воздействия, оказываемого на окружающую среду, федеральный законодатель правомочен ввести разрешительный порядок допуска к соответствующей экономической деятельности и определить правовой режим ее осуществления, основанный на преобладании императивного метода регулирования (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 08.11.2018 N 2795-О).
Закон N 2395-1 определяет правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24.06.2014 N 1314-О).
Императивный метод регулирования пользования недрами проявляется необходимостью получения заинтересованными лицами специального государственного разрешения - лицензии.
Нарушение разрешительного порядка пользования природными ресурсами, использование недр без передачи их в пользование в соответствии с требованиями закона и на определенных лицензией условиях является противоправным поведением и согласно статье 77 Закона N 7-ФЗ, статье 51 Закона N 2395-1 влечет обязанность возместить вред государству, размер которого определяется в соответствии с Правилами N 564.
Исходя из положений пункта 2 названных Правил, вредом, причиненным недрам, признается вред, повлекший утрату запасов полезных ископаемых, вызванный в том числе, самовольным пользованием недрами.
Данный правовой подход выражен в определении Верховного Суда Российской Федерации от 28.01.2021 N 310-ЭС20-15694.
В рассматриваемом случае из материалов дела следует и Предприятием не отрицается факт добычи подземных вод, во исполнение обязанностей гарантирующей организацией по водоснабжению на территории муниципальных образований "Холмогорское" и "Матигорское" в отсутствие лицензии, а равно установления в действиях Предприятия состава (вины) инкриминируемого ему деяния по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ (пользование недрами без лицензии на право пользования недрами) о чем Управлением вынесено постановление от 24.03.2022 N 03-02/2022.
Следовательно, при самовольной (безлицензионной) добыче подземных вод, содержащихся в недрах, являющихся государственной собственностью, Предприятием совершено правонарушение, в результате которого причинен вред недрам, подлежащий взысканию. Иной вывод судов о недоказанности факта причинения Предприятием вреда недрам является ошибочным.
Необходимо учитывать, что добыча Предприятием подземных вод осуществлялась с 2019 года, при этом доказательств принятия с указанного времени мер к своевременному получению лицензии на право пользования недрами в материалы дела не представлено.
Применительно к рассматриваемому случаю следует отметить длительность бездействия Предприятия по получению лицензий на добычу природного ресурса, поскольку имущество, в том числе скважины, закреплены за Предприятием еще в 2019 году.
Получение таких лицензий не предполагает значительных финансовых затрат.
Примененный судами подход ведет к ситуации, когда организации, осуществляющие водоснабжение населения и объектов социально-бытового назначения путем использования скважин в отсутствие лицензии на добычу подземных вод, в любом случае полностью освобождаются от возмещения причиненного вреда недрам, в том числе и при неисполнении ими своих обязанностей по оформлению лицензии на право пользования недрами.
С учетом вышеизложенного, поскольку судами допущены существенные нарушения норм материального права, обжалуемые судебные акты на основании части 1 статьи 288 АПК РФ подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции (пункт 3 части 1 статьи 287 АПК РФ). По делу требуется дополнительное исследование и повторная оценка доказательств.
При новом рассмотрении дела суду надлежит учесть изложенное, в соответствии с требованиями статей 71, 168 АПК РФ установить все имеющие значение для правильного разрешения спора обстоятельства и оценить доказательства, представленные участвующими в деле лицами в обоснование своих доводов и возражений (в том числе особо обратить внимание на правильность произведенного Управлением на основании Правил N 564 расчета причиненного вреда, поскольку в судебных актах данному вопросу надлежащее внимание не уделено); на основании подлежащих применению норм материального и процессуального права принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.11.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2024 по делу N А05-9632/2023 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Архангельской области.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Нарушение разрешительного порядка пользования природными ресурсами, использование недр без передачи их в пользование в соответствии с требованиями закона и на определенных лицензией условиях является противоправным поведением и согласно статье 77 Закона N 7-ФЗ, статье 51 Закона N 2395-1 влечет обязанность возместить вред государству, размер которого определяется в соответствии с Правилами N 564.
Исходя из положений пункта 2 названных Правил, вредом, причиненным недрам, признается вред, повлекший утрату запасов полезных ископаемых, вызванный в том числе, самовольным пользованием недрами.
Данный правовой подход выражен в определении Верховного Суда Российской Федерации от 28.01.2021 N 310-ЭС20-15694.
В рассматриваемом случае из материалов дела следует и Предприятием не отрицается факт добычи подземных вод, во исполнение обязанностей гарантирующей организацией по водоснабжению на территории муниципальных образований "Холмогорское" и "Матигорское" в отсутствие лицензии, а равно установления в действиях Предприятия состава (вины) инкриминируемого ему деяния по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ (пользование недрами без лицензии на право пользования недрами) о чем Управлением вынесено постановление от 24.03.2022 N 03-02/2022."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 июля 2024 г. N Ф07-5082/24 по делу N А05-9632/2023
Хронология рассмотрения дела:
03.03.2025 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-9932/2024
19.11.2024 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-9632/2023
25.07.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-5082/2024
07.03.2024 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-10412/2023
17.11.2023 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-9632/2023