26 июля 2024 г. |
Дело N А56-70812/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Аникиной Е.А., Толкунова В.М.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Леноблинжиниринг" Жигулиной Е.В. (доверенность от 10.02.2023 N 1),
рассмотрев 24.07.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Леноблинжиниринг" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.11.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2024 по делу N А56-70812/2023,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Леноблинжиниринг", адрес: 192007, Санкт-Петербург, Курская ул., д. 21, лит. Б, пом. 9-Н, ком. 43,ОГРН 1197847179980, ИНН 7816699160 (далее - ООО "Леноблинжиниринг", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным распоряжения Комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области, адрес: 191311, Санкт-Петербург, Суворовский пр., д.67, ОГРН 1147847555107, ИНН 7842018964 (далее - Комитет) от 19.07.2023 N Л2589 "Об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Ленинградской области и возврате заявления и документов заявителю" и от 05.07.2023 N Л2233 "О внесении изменений в реестр лицензий Ленинградской области".
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Южная Долина", адрес: 188645, Ленинградская обл., г. Всеволожск, ул. Доктора Сотникова, д.3, кв.39, ОГРН 1194704024426, ИНН 4703170204 (далее - ООО "УК "Южная долина").
Решением суда от 16.11.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 19.03.2024, в удовлетворении заявленных ООО "Леноблинжиниринг" требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Леноблинжиниринг" просит отменить судебные акты, принять по делу новое решение и восстановить нарушенные права и законные интересы заявителя. Податель жалобы, указывая на представление Комитету оригинала протокола от 31.05.2023 о выборе Общества в качестве управляющей компании, настаивает на отсутствии законных оснований как в отказе во внесении сведений об Обществе в реестр лицензий Ленинградской области (далее - Реестр) по спорному многоквартирному дому (МКД), так и внесении таких сведений в отношении ООО "УК "Южная долина".
Представители Комитета, ООО "УК "Южная долина", надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель ООО "Леноблинжиниринг" поддержал доводы кассационной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, ООО "Леноблинжиниринг" направило 06.06.2023 в Комитет заявление о внесении изменений в реестр лицензий Ленинградской области в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, город Мурино, Воронцовский бульвар, дом 19, корпус 1 (далее - МКД), на основании решений общего собрания собственников помещений, оформленных протоколом от 31.05.2023 (заявление размещено в ГИС ЖКХ, получено почтой - 07.06.2023)
Комитетом проведена проверка сведений и документов и 19.07.2023 вынесено распоряжение N Л2589 об отказе ООО "Леноблинжиниринг" во внесении изменений в реестр лицензий Ленинградской области, возврате заявления и документов на основании подпунктов "а", "б" пункта 9 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр (далее- Порядок N 938/пр), в связи с несоответствием заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "а" и "б" пункта 5 названного Порядка (отсутствие в Комитете подлинников решений общего собрания собственников помещений, оформленных протоколом от 31.05.2023, по причине их отправки в Следственное управление по Ленинградской области, а также ввиду имеющегося в Комитете решения о выборе собственниками помещений МКД в качестве управляющей организации - ООО "УК "Южная Долина", оформленного протоколом от 20.06.2023.
Относительно спорного МКД, 22.06.2023 ООО "УК "Южная Долина" также обратилось в Комитет с заявлением о внесении изменений в Реестр в связи с принятием собственниками решений общего собрания собственников помещений, оформленных протоколом от 20.06.2023, о выборе ее в качестве управляющей организации.
Распоряжением Комитета от 05.07.2023 N Л2233 принято решение о внесении изменений в реестр лицензий Ленинградской области - включении МКД в Реестр, деятельность по управлению которыми осуществляет ООО "УК "Южная Долина" с 01.08.2023.
Не согласившись с этими распоряжениями, ООО "Леноблинжиниринг" обжаловало их в судебном порядке.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и указали на правомерность оспариваемых распоряжений (с тем содержанием и обоснованием, которые установлены судом).
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства (статьи 198, 200, 201 АПК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, согласно которому лицензирование осуществляют органы государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (пункт 2); лицензирующий орган формирует и ведет реестр лицензий субъекта Российской Федерации (пункт 15).
Согласно части 2 статьи 195 ЖК РФ реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
Основания и порядок внесения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий установлен статьей 198 ЖК РФ.
Согласно части 2 статьи 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом, лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В случае непредставления лицензиатом указанных в части 2 настоящей статьи сведений, орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации о включении сведений о многоквартирном доме в данный реестр и (или) об исключении из данного реестра таких сведений по результатам внеплановой проверки, основанием для проведения которой является поступление сведений от иного лицензиата в связи с прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом и заключением такого договора управления с иным лицензиатом. Положения настоящей части распространяются также на случаи изменения способа управления многоквартирным домом и представления в связи с этим в орган государственного жилищного надзора сведений, указанных в частях 6 и 7 статьи 110, частях 7 и 8 статьи 135 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 198 ЖК РФ).
В силу пункта 2 Порядок N 938/пр, изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании, в частности, представленного заявления о внесении изменений в реестр, которое должно содержать информацию об адресе многоквартирного дома (подпункт "а"), основаниях заключения, прекращения или расторжения договора управления многоквартирным домом или изменения способа управления многоквартирным домом (подпункт "б"), реквизитах договора управления многоквартирным домом в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией (подпункт "в").
Согласно пункту 3 Порядка N 938/пр к заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются, в том числе, следующие документы:
- копия протокола и решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении с ней договора управления многоквартирным домом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления в случае проведения такого собрания, за исключением случая представления в орган государственного жилищного надзора подлинников указанных документов в соответствии с частью 1 статьи 46 ЖК РФ (подпункт "а");
- копия договора управления, условия которого утверждены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, или копия договора управления, заключенного с застройщиком в случаях, предусмотренных частью 14 статьи 161 ЖК РФ (подпункт "в").
В соответствии с пунктом 5 Порядка N 938/пр в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 ЖК РФ, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя;
д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 ЖК РФ.
Согласно пункту 7 Порядка N 938/пр по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений:
а) о внесении изменений в реестр;
б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов;
в) о приостановлении рассмотрения заявления.
В силу пункта 9 Порядка N 938/пр основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов являются:
а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "а", "г"- "е" пункта 5 настоящего Порядка;
б) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 5 настоящего Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка.
В соответствии с пунктом 8 Порядка N 938/пр решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 настоящего Порядка.
Согласно статье 44 ЖК РФ органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, к компетенции которого относится и выбор способа управления многоквартирным домом.
В силу части 9 статьи 161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Материалами дела подтверждается, что 07.06.2023 в адрес Комитета от ООО "Леноблинжиниринг" поступило заявление о внесении изменений в Реестр в отношении МКД, на основании решений общего собрания собственников помещений, оформленных протоколом от 31.05.2023.
При этом, 16.06.2023 в Комитет поступил запрос Следственного управления по Ленинградской области N 01-12/01-6545 (исх. N 205-000025-72 от 16.06.2023) об истребовании вышеназванного протокола от 31.05.2023 по факту проверки информации о его фальсификации. Во исполнение указанного запроса протокол от 31.05.2023 сопроводительным письмом от 19.06.2023 N 01-12/02-3097 в силу статей 21, 38 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 7 Федерального закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" был направлен в Следственное управление по Ленинградской области.
Вторым основанием, упомянутым в оспариваемом распоряжении явилось то, что в процессе рассмотрения заявления в Комитет от иной управляющей компании 22.06.2023 также поступило заявление о внесении изменений в Реестр в связи с принятием собственниками спорного МКД решений общего собрания собственников помещений, оформленных протоколом от 20.06.2023, о выборе ООО "УК "Южная Долина" в качестве управляющей организации.
В ходе рассмотрения заявления и документов Комитетом была осуществлена проверка заявления и документов на предмет соблюдения условий, предусмотренных пунктом 5 Порядка N 938/пр. По итогам проверки материалов Комитетом несоответствия заявления и документов пункту 5 Порядка выявлено не было. Доказательства того, что решение общего собрания собственников помещений МКД, оформленное протоколом от 20.06.2023, является ничтожным либо признано недействительным судом общей юрисдикции в установленном порядке, у Комитета отсутствовали.
С учетом изложенного, поступившие от ООО "УК "Южная Долина" решения общего собрания собственников помещений, оформленные протоколом от 20.06.2023, являлись последними, в связи с чем, 05.07.2023 Комитетом в соответствии с частью 3 статьи 198 ЖК РФ, подпунктом "а" пункта 7 Порядка N 938/пр обоснованно по результатам рассмотрения заявления и документов, предоставленных ООО "УК "Южная Долина", принято распоряжение о внесении изменений в Реестр, путем включения МКД в реестр многоквартирных домов (реестр лицензий Ленинградской области), деятельность по управлению которыми осуществляет ООО "УК "Южная Долина") с 01.08.2023.
Поскольку представленные ООО "УК "Южная Долина" документы и заявление соответствовали императивным требованиям Порядка N 938/пр, Комитет не имел правовых оснований для принятия иного решения, кроме как решения о внесении изменений в реестр лицензий Ленинградской области в отношении спорного МКД.
Суд округа полагает, что действия компетентного государственного органа отвечают принципу полноты изложения, ясности и прозрачности правового регулирования.
При изложенных обстоятельствах, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований, поскольку распоряжение содержит мотивированное обоснование принятия решения в соответствии с пунктом 9 Порядка N 938/пр; порядок и сроки внесения изменений в Реестр Комитетом не нарушены; отказ Комитета во внесении изменений в Реестр и возврат заявления и документов его подателю не нарушает прав Общества.
Суд округа отмечает, что означенные выводы судов сделаны в соответствии с нормами процессуального права, не противоречат его принципам, не создают неоправданных препятствий, а напротив, способствуют достижению относительно скорого и объективного конечного результата судебного разбирательства для всех заинтересованных лиц.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, суд округа не усматривает оснований для их отмены и удовлетворения кассационной жалобы.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.11.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2024 по делу N А56-70812/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Леноблинжиниринг" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку представленные ООО "УК "Южная Долина" документы и заявление соответствовали императивным требованиям Порядка N 938/пр, Комитет не имел правовых оснований для принятия иного решения, кроме как решения о внесении изменений в реестр лицензий Ленинградской области в отношении спорного МКД.
Суд округа полагает, что действия компетентного государственного органа отвечают принципу полноты изложения, ясности и прозрачности правового регулирования.
При изложенных обстоятельствах, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований, поскольку распоряжение содержит мотивированное обоснование принятия решения в соответствии с пунктом 9 Порядка N 938/пр; порядок и сроки внесения изменений в Реестр Комитетом не нарушены; отказ Комитета во внесении изменений в Реестр и возврат заявления и документов его подателю не нарушает прав Общества.
...
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.11.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2024 по делу N А56-70812/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Леноблинжиниринг" - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 июля 2024 г. N Ф07-8942/24 по делу N А56-70812/2023