29 июля 2024 г. |
Дело N А56-82560/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Баженовой Ю.С., судей Захаровой М.В., Кадулина А.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Аско" Смирновой Е.В. (доверенность от 24.01.2024),
рассмотрев 17.07.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.11.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2024 по делу N А56-82560/2023,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Аско", адрес: 190013, Санкт-Петербург, Подъездной пер., д. 11А, лит. Б, пом. 2Н, ОГРН 1079847101564, ИНН 7805446376 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга, адрес: 191144, Санкт-Петербург, Новгородская ул., д. 20, лит. А, пом. 2Н, ОГРН 1027809244561, ИНН 7832000076 (далее - Комитет), 532 601 руб. 11 коп. в возмещение убытков в виде арендной платы, внесенной за период с 14.07.2022 по 31.05.2023.
Решением суда первой инстанции от 07.11.2023 иск удовлетворен.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2024 данное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить решение от 07.11.2023 и постановление от 19.02.2024, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
По мнению подателя жалобы, суды не учли в силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) убытки должны рассчитываться с учетом разницы между уплаченной за период незаконных действий органа государственной власти арендной платой и земельным налогом, который Общество должно было бы уплатить за спорный период; суды неверно определили период возникновения убытков; сумма убытки подлежала взысканию с Санкт-Петербурга за счет средств казны Санкт-Петербурга.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Комитет извещен в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о времени и месте судебного заседания, однако своего представителя в суд не направил, что не является препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 27.03.2019 зарегистрировано право собственности Общества на нежилое здание площадью 274,5 кв.м с кадастровым номером 78:32:0001689:1101, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, Подъездной пер., д. 11А, лит. Б.
Здание расположено на земельном участке площадью 379 кв.м с кадастровым номером 78:32:0001689:5, относящемся к землям населенных пунктов с видом разрешенного использования "для размещения складских объектов".
Общество 07.06.2022 обратилось в Комитет с заявлением о предоставлении ему земельного участка в собственность за плату.
Рассмотрев указанное заявление, Комитет 22.06.2022 принял решение N 05-26-53927/22-0-6 об отказе в предоставлении земельного участка со ссылкой на пункт 14 статьи 39.16 ЗК РФ.
Общество оспорило данное решение в судебном порядке в рамках дела N А56-75243/2022.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2023 по делу N А56-75243/2022, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 02.06.2023, решение Комитета от 22.06.2022 N 05-26-53927/22-0-6 об отказе в предоставлении земельного участка Обществу в собственность за плату признано незаконным; на Комитет возложена обязанность принять решение о предоставлении земельного участка Обществу в собственность за плату и направить в адрес Общества проект договора купли-продажи земельного участка.
Во исполнение указанных судебных актов Комитет 09.06.2023 передал Обществу на подписание проект договора купли-продажи земельного участка, который был подписан Обществом 16.06.2023; переход к Обществу права собственности на земельный участок зарегистрирован 26.06.2023.
Общество, посчитав, что неправомерными действиями Комитета, связанными с отказом в предоставлении в собственность земельного участка и последующим спором, ему были причинены убытки в виде уплаченной за период с 14.07.2022 по 31.05.2023 арендной платы, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций признали исковые требования Общества обоснованными по праву и размеру.
Суд округа, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Предметом настоящего спора является взыскание убытков, возникших в связи с незаконным бездействием ответчика, в результате которого нарушены установленные земельным законодательством сроки оформления права собственности на земельный участок, тогда как при надлежащем исполнении ответчиком возложенных на него публичных функций Общество своевременно стало бы собственником спорного участка.
В силу статей 15, 16, 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, заявляющее требование о возмещении убытков, причиненных незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или органов местного самоуправления, должно доказать противоправность действий (бездействия) органа или его должностного лица, возникновение у потерпевшего убытков, их размер, причинно-следственную связь между действиями (бездействием) органа и наступившим для заявителя вредом.
Требование о взыскании убытков может быть удовлетворено при наличии в совокупности всех указанных условий.
В соответствии с частью 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 этого Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; 2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; 3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
В силу пункта 7 статьи 39.17 ЗК РФ проекты договоров, направленные заявителю, должны быть им подписаны и представлены в уполномоченный орган не позднее чем в течение тридцати дней со дня получения заявителем проектов указанных договоров.
Исследовав и оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, установив, что с учетом сроков, предусмотренных пунктами 5 - 7 статьи 39.17 ЗК РФ, переход права собственности на земельный участок к Обществу был бы зарегистрирован не позднее 14.07.2022, суды пришли к выводу, что в результате незаконных действий Комитета Обществу причинены убытки в виде уплаченной им за период с 14.07.2022 по 31.05.2023 арендной платы.
Вместе с тем суды не учли, что при надлежащем исполнении Комитетом возложенных на него публичных функций Общество, став собственником земельного участка 14.07.2022, с этой даты согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 28.04.2017 N 305-ЭС16-20734, уплачивало бы земельный налог, размер которого ниже арендной платы.
При определении размера убытков в связи с незаконным отказом в реализации исключительного права на выкуп земельного участка необходимо учитывать принцип платности использования земли и правило о невозможности включения в размер убытков суммы земельного налога, которая бы уплачивалась собственником за земельный участок в период взыскания убытков. Истцу необходимо было рассчитать размер земельного налога, который бы он уплатил, если бы был собственником недвижимого имущества, и вычесть полученную сумму из внесенной за период взыскания убытков арендной платы. В материалах дела такой расчет отсутствует.
Для принятия обоснованного и законного судебного акта по существу спора требуется исследование и оценка доказательств, что невозможно в арбитражном суде кассационной инстанции, поэтому обжалованные судебные акты подлежат отмене, дело - передаче на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции в порядке, установленном в пункте 3 части 1 статьи 287 и части 1 статьи 288 АПК РФ.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное, проверить все доводы сторон, определить законы и иные нормативные правовые акты, подлежащие применению к спорным правоотношениям, на основе оценки в соответствии с требованиями закона представленных доказательств в их совокупности и взаимной связи установить имеющие значение для дела обстоятельства, исходя из которых принять по делу законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.11.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2024 по делу N А56-82560/2023 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Председательствующий |
Ю.С. Баженова |
Судьи |
Ю.С. Баженова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 7 статьи 39.17 ЗК РФ проекты договоров, направленные заявителю, должны быть им подписаны и представлены в уполномоченный орган не позднее чем в течение тридцати дней со дня получения заявителем проектов указанных договоров.
Исследовав и оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, установив, что с учетом сроков, предусмотренных пунктами 5 - 7 статьи 39.17 ЗК РФ, переход права собственности на земельный участок к Обществу был бы зарегистрирован не позднее 14.07.2022, суды пришли к выводу, что в результате незаконных действий Комитета Обществу причинены убытки в виде уплаченной им за период с 14.07.2022 по 31.05.2023 арендной платы.
Вместе с тем суды не учли, что при надлежащем исполнении Комитетом возложенных на него публичных функций Общество, став собственником земельного участка 14.07.2022, с этой даты согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 28.04.2017 N 305-ЭС16-20734, уплачивало бы земельный налог, размер которого ниже арендной платы."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 июля 2024 г. N Ф07-7360/24 по делу N А56-82560/2023
Хронология рассмотрения дела:
25.03.2025 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-40610/2024
12.11.2024 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-82560/2023
29.07.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-7360/2024
19.02.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-43551/2023
07.11.2023 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-82560/2023