30 июля 2024 г. |
Дело N А56-15171/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Баженовой Ю.С., судей Захаровой М.В., Кадулина А.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Ропшинская терраса" Вдовиченко М.Б. (доверенность от 30.11.2023), от общества с ограниченной ответственностью "Михайловское" Шевердина А.Л. (доверенность от 07.10.2021), от государственного казенного учреждения Ленинградской области "Управление автомобильных дорог Ленинградской области" Кузнецова Е.А. (доверенность от 16.01.2024 N 8-2024),
рассмотрев 17.07.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Михайловское" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.10.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2024 по делу N А56-15171/2023,
УСТАНОВИЛ:
Государственное казенное учреждение Ленинградской области "Управление автомобильных дорог Ленинградской области", адрес: 187000, Ленинградская обл., г. Тосно, ш. Барыбина, д. 29Ж, ОГРН 1044701899087, ИНН 4716021880 (далее - Учреждение), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Михайловское", адрес: 191036, Санкт-Петербург, Полтавская ул., д. 5/29, лит. Б, пом. 1-Н, часть пом. 16, ОГРН 1097847232999, ИНН 7805498342 (далее - Общество), обществу с ограниченной ответственностью "Ропшинская терраса", адрес: 188513, Ленинградская обл., Ломоносовский р-н, д. Разбегаево, 1-й микр-н (промзона Большевик), зд. 6, каб. 29, ОГРН 1074703007334, ИНН 4703100285 (далее - Компания), в котором просило:
- признать несанкционированными примыкания к автомобильной дороге общего пользования регионального значения Ленинградской области Стрельна - Кипень - Гатчина км 17+045 справа (координаты: 59.739326, 29.876823) и км 17+135 справа (координаты: 59.738622, 29.876104);
- запретить Обществу и Компании, а также иным лицам использование указанных примыканий до момента их обустройства в соответствии с действующим законодательством;
- обязать Общество и Компанию в срок, не превышающий 15 дней со дня вступления в законную силу решения суда, ликвидировать данные примыкания, в срок, не превышающий 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда, обустроить в соответствии с требованиями действующего законодательства примыкания к автомобильной дороге.
Кроме того, Учреждение просило взыскать на случай неисполнения/несвоевременного исполнения судебного акта судебную неустойку в размере 100 000 руб. за каждый день неисполнения решения суда до момента его фактического исполнения.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции Общество заявило ходатайство о привлечении к участию в деле потребительского кооператива "Ропшинские пруды" (далее - Кооператив) в качестве третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора.
В удовлетворении данного ходатайства суд отказал.
Решением суда от 30.10.2023 признаны несанкционированными спорные примыкания к автомобильной дороге, на Общество возложена обязанность ликвидировать эти примыкания в срок, не превышающий 30 дней со дня вступления решения по настоящему делу в законную силу; на случай неисполнения судебного акта в установленный в решении срок присуждена судебная неустойка в размере 5000 руб. в месяц, подлежащая взысканию с Общества в пользу Учреждения до фактического исполнения судебного акта; в удовлетворении остальной части иска отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2024 данное решение в обжалуемой Обществом части оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить решение от 30.10.2023 и постановление от 12.03.2024, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
По мнению подателя жалобы, вынесенные судебные акты затрагивают права и интересы Кооператива, поскольку через спорные примыкания осуществляется доступ к внутренним дорогам коттеджного поселка; суд апелляционной инстанции необоснованно отказал в приобщении к материалам дела выписки из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) о переходе к Кооперативу 15.02.2024 права собственности на земельный участок с кадастровым номером 47:14:1204002:535; суды обеих инстанций не учли, что спорные примыкания к дороге обустроены не Обществом, а иным лицом, никогда Обществом не использовались, уже существовали на момент приобретения Обществом земельных участков, обеспечивая доступ (проезд) к объектам инфраструктуры коттеджного поселка "Ропшинские пруды"; земельный участок с кадастровым номером 47:14:1204002:535 уже не находиться в собственности Общества, в связи с чем исполнение Обществом решения суда невозможно.
В отзыве на кассационную жалобу Учреждение просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представители Общества и Компании поддержали доводы кассационной жалобы, а представитель Учреждения возражал против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании распоряжения Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом от 16.09.2015 N 622 в оперативное управление Учреждения передана автомобильная дорога общего пользования регионального значения Стрельна - Кипень - Гатчина.
В результате мониторинга транспортно-эксплуатационного состояния автомобильной дороги выявлено и в акте комиссионного осмотра от 07.09.2022 зафиксировано, что на участке км 17+045 справа (координаты: 59.739326, 29.876823) и км 17+135 справа (координаты: 59,738622, 29,876104) в границах полосы отвода автомобильной дороги обустроены примыкания к земельным участкам с кадастровыми номерами 47:14:1204002:535, 47:14:1204002:532 для обеспечения доступа к территории жилой застройки коттеджного поселка "Ропшинские пруды".
Из акта комиссионного осмотра от 07.09.2022 следует, что выявленные примыкания являются несанкционированными, поскольку не соблюдены пункты технических требований и технических условий (далее - ТУ) на строительство примыканий улично-дорожной сети к автомобильной дороге, содержащиеся в письме от 13.11.2019 N 18-5437/2019-0-1 Учреждения, выданном Компании; документ, подтверждающий их соблюдение, Учреждением не выдавался; в нарушение пунктов 10, 14 - 16 ТУ примыкание не оборудовано необходимыми техническими средствами (дорожные знаки, горизонтальная разметка) и элементами обустройства дороги (пешеходный переход, пешеходная дорожка, наружное освещение), предусмотренными ГОСТ Р 52289-2019; покрытие примыканий отличается по типу от покрытия основной дороги; в нарушение пункта 13 ТУ нарушены система водоотвода и элементы автомобильной дороги, не предусмотрена прокладка водопропускных труб.
Согласно выписке из ЕГРН, на указанные земельные участки 24.12.2021 зарегистрировано право собственности Общества.
Поскольку обустройство спорных примыканий создает угрозу сохранности автомобильной дороги, обеспечению требований безопасности дорожного движения, а также препятствует надлежащему выполнению Учреждением возложенных на него функций по поддержанию безопасных условий эксплуатации и обслуживанию автомобильной дороги, Общество в адрес Учреждения за получением ТУ на обустройство примыкания к автомобильной дороге не обращалось, ТУ ему не выдавались, как и разрешение на производство строительных работ, Учреждение направило Обществу и Компании требование от 07.11.2022 о прекращении эксплуатации спорных примыканий, приведении полосы отвода автомобильной дороги в нормативное состояние и обустройстве примыкания в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Согласно акту комиссионного осмотра участка автомобильной дороги от 25.01.2023 требование Учреждения не исполнено, в связи с чем Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
По результатам исследования и оценки доказательств суд первой инстанции признал спорные примыкания несанкционированными и обязал Общество как собственника земельных участков, к которым обустроены примыкания, ликвидировать примыкания; в удовлетворении остальной части иска отказал.
Кассационная инстанция, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемые судебные акты не подлежат отмене.
Как следует из пунктов 1, 12 и 15 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ), под автомобильной дорогой понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения; полосой отвода автомобильной дороги признаются земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.
Согласно статье 17 Закона N 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В соответствии со статьей 20 Закона N 257-ФЗ строительство, реконструкция являющихся сооружениями пересечения автомобильной дороги с другими автомобильными дорогами и примыкания автомобильной дороги к другой автомобильной дороге допускаются при наличии разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и названным Федеральным законом, и согласия в письменной форме владельцев автомобильных дорог (часть 1). В случае строительства, реконструкции пересечений и примыканий разрешение на строительство выдается соответственно федеральным органом исполнительной власти или подведомственным ему федеральным государственным учреждением, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или подведомственным ему государственным учреждением, органом местного самоуправления, уполномоченными на выдачу разрешения на строительство автомобильной дороги, в отношении которой планируется осуществить пересечение или примыкание (часть 2).
Согласие в письменной форме владельца автомобильной дороги должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт пересечений и примыканий (часть 5.1).
Лица, осуществляющие строительство, реконструкцию пересечений или примыканий без предусмотренного частью 1 названной статьи согласия, без разрешения на строительство или с нарушением технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению, по требованию органа, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора, и (или) владельцев автомобильных дорог обязаны прекратить осуществление строительства пересечений и примыканий, осуществить снос незаконно возведенных сооружений, иных объектов и привести автомобильные дороги в первоначальное состояние (часть 8).
Суды обеих инстанций, правильно применив положения приведенных норм права, а также статей 209, 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации, обоснованно возложили обязанность по ликвидации несанкционированных примыканий на Общество как на собственника земельных участков, к которым обустроены примыкания.
Передача Обществом 15.02.2024, т.е. после вынесения судом решения от 30.10.2023, земельного участка с кадастровым номером 47:14:1204002:535 в собственность Кооператива не свидетельствует о нарушении судами норм права.
С учетом положений статьи 48 АПК РФ о процессуальном правопреемстве, проведение которого возможно на стадии исполнения судебного акта, довод подателя жалобы о неисполнимости решения суда подлежит отклонению.
Суды исследовали все доводы и возражения сторон, указали в судебных актах мотивы, по которым они отклонили возражения Общества.
Доводы кассационной жалобы не опровергают правомерности выводов судов, а лишь выражают несогласие с ними.
Выводов о правах и обязанностях Кооператива обжалуемые судебные акты не содержат.
Суды двух инстанций установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу, нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
С учетом изложенного кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.10.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2024 по делу N А56-15171/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Михайловское" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Ю.С. Баженова |
Судьи |
Ю.С. Баженова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 20 Закона N 257-ФЗ строительство, реконструкция являющихся сооружениями пересечения автомобильной дороги с другими автомобильными дорогами и примыкания автомобильной дороги к другой автомобильной дороге допускаются при наличии разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и названным Федеральным законом, и согласия в письменной форме владельцев автомобильных дорог (часть 1). В случае строительства, реконструкции пересечений и примыканий разрешение на строительство выдается соответственно федеральным органом исполнительной власти или подведомственным ему федеральным государственным учреждением, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или подведомственным ему государственным учреждением, органом местного самоуправления, уполномоченными на выдачу разрешения на строительство автомобильной дороги, в отношении которой планируется осуществить пересечение или примыкание (часть 2).
...
Суды обеих инстанций, правильно применив положения приведенных норм права, а также статей 209, 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации, обоснованно возложили обязанность по ликвидации несанкционированных примыканий на Общество как на собственника земельных участков, к которым обустроены примыкания."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 июля 2024 г. N Ф07-5334/24 по делу N А56-15171/2023