30 июля 2024 г. |
Дело N А56-79692/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Кудина А.Г., Толкунова В.М.,
при участии от Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга Муштаева М.С. (доверенность от 27.12.2023),
рассмотрев 24.07.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Перспектива Комфорт" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.09.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2022 по делу N А56-79692/2022,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Перспектива Комфорт", адрес: 188692, Ленинградская обл., Всеволожский р-н, г. Кудрово, Европейский пр., д. 18, корп. 1, пом. 2-Н, ОГРН 1164704054130, ИНН 4703144229 (далее - ООО "Перспектива Комфорт", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга, адрес: 195112, Санкт-Петербург, Малоохтинский пр., д. 68, лит. А, ОГРН 1037867000115, ИНН 7841000298 (далее - Инспекция, ГЖИ) об оспаривании распоряжения от 27.07.2022 N 2332- рл.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "СП-Сервис", адрес: 197350, Санкт-Петербург, пр. Королева, д. 59, корп. 1, лит. А, пом. 7-Н, ОГРН 1157847303460, ИНН 7814278390, (далее - ООО "СП-Сервис").
Решением арбитражного суда первой инстанции от 29.09.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 05.12.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Перспектива Комфорт" просит указанные судебные акты отменить и принять по делу новое решение, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, приведшее к ошибочному выводу о правомерности включения ГЖИ сведений о спорном многоквартирном доме (далее - МКД) в реестр лицензий субъекта Российской Федерации - Санкт-Петербург на основании заявления и документов, представленных ООО "СП-Сервис". В этой связи податель жалобы обращает внимание суда округа на необоснованный отказ нижестоящих судов двух инстанций в удовлетворении ходатайства о приостановлении производства по делу до рассмотрения по существу спора во Фрунзенском районном суде Санкт-Петербурга, в рамках которого оспаривается решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома (МКД), оформленное протоколом от 25.05.2022 N 1/2022, об избрании в качестве управляющей организации ООО "СП-Сервис".
В связи с заявленным аналогичным ходатайством в суде округа определением суда от 05.04.2023 производство по кассационной жалобе Общества было приостановлено до рассмотрения по существу судом общей юрисдикции Фрунзенского района Санкт-Петербурга дела N 2-1138/2023 (209811/2022) М07387/2022, в рамках которого оспаривается решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: Санкт-Петербург, Днепропетровская ул., д.65 стр. 1, оформленное протоколом от 25.05.2022 N 1/2022 об избрании в качестве управляющей организации ООО "СП-Сервис".
В связи с поступлением в суд кассационной инстанции 18.04.2024 от Общества ходатайства о возобновлении производства по кассационной жалобе, определением от 26.06.2024 производство по кассационной жалобе возобновлено.
Определением заместителя председателя Арбитражного суда Северо-Западного округа Зарочинцевой Е.В. от 23.07.2024 в виду нахождения в отпуске судьи Соколовой С.В. (ранее участвовавшей в рассмотрении кассационной жалобы по настоящему делу) в составе суда произведена замена на судью Толкунова В.М.; после замены состава суда судебного разбирательство произведено сначала (части 3 и 5 статьи 18 АПК РФ).
Представители ООО "Перспектива Комфорт" и ООО "СП-Сервис", надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель ГЖИ возражал против удовлетворения кассационной жалобы, пояснив, что права Общества оспариваемым распоряжением уже не нарушаются, поскольку в настоящее время сведения об ООО "Перспектива Комфорт" уже внесены в Реестр.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, ООО "СП-Сервис" 02.06.2022 обратилось в ГЖИ с заявлением N 08-11-12703/22-0-0 о внесении изменений в реестр лицензий многоквартирного дома по адресу: Санкт-Петербург, Днепропетровская ул., д. 65, стр. 1, приложив к заявке следующие документы:
- протокол общего собрания от 25.05.2022 N 01/2022;
- договор от 25.05.2022 N 01/2022 управления МКД;
- заявление и опись вложения к заявлению о передаче в Инспекцию оригинала протокола общего собрания от 25.05.2022 N 01/2022;
- требование к ООО "Перспектива Комфорт" о передаче технической документации на МКД от 31.05.2022 N 116 (с доказательствами направления требования и протокола общего собрания от 25.05.2022 N 01/2022);
- реестр собственников, заключивших договоры управления на условиях, утвержденных общим собранием собственников;
- карточку размещения в ГИС ЖКХ протокола общего собрания от 25.05.2022 N 1/2022 и договора управления от 25.05.2022.
По результатам рассмотрения заявления ООО "СП-Сервис", Инспекция в акте от 15.06.2022 (в связи с заключением договора управления МКД) установлено отсутствие признаков ничтожности решения общего собрания собственников, оформленного протоколом от 25.05.2022 N 1/2022 (кворум составляет 51,70% голосов (9 503,44 м2) от общего количества голосов (18379,71 м2)).
Однако в заключение от 16.06.2022 Инспекция также отразила следующие несоответствия достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах ООО "СП-Сервис" пункту 3 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок N 938/пр):
-- в Инспекцию 10.06.2022 поступило заявление ООО "Перспектива Комфорт" в отношении этого же МКД, содержащее сведения о заключении договора управления на основании решений общего собрания собственников, оформленных протоколом от 31.05.2022 N 1;
- имеются противоречия в сведениях, представленных ООО "СП-Сервис", сведениям, содержащимся в Реестре на момент рассмотрения заявления: сведения о МКД по вышеуказанному адресу: размещены в разделе Реестра, содержащего перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет ООО "Перспектива Комфорт".
По итогам проверки заявления и документов, представленных ООО "СП-Сервис", Инспекцией установлено несоответствие их условиям, предусмотренным подпунктам "б", "в" пункта 10 Порядка N 938/пр, что явилось основанием для приостановления рассмотрения заявления о внесении изменений в Реестр лицензий.
Инспекцией 16.19.2022 издано распоряжение N 1913-рл о приостановлении рассмотрения заявления ООО "СП-Сервис" на срок, не превышающий 30 дней, с направлением 17.06.2022 в адрес ООО "СП-Сервис" запроса N 08-11-12703/22-0-2 и ООО "Перспектива Комфорт" запроса от 17.06.2022 N 08-15-5356/22-0-0 о предоставлении в срок до 08.07.2022 пояснений и документов.
От ООО "СП-Сервис" 29.06.2022 в адрес Инспекции поступили пояснения, в котором указывалось на направление в адрес ООО "Перспектива Комфорт" требования о передаче технической документации и протокола общего собрания от 25.05.2022 N 1/2022 через систему ГИС ЖКХ, ответ в адрес ООО "СП-Сервис" на дату направления пояснений в Инспекцию не поступал.
Ответом от 05.07.2022 N 08-11-15389/22-0-0, направленным в адрес Инспекции, ООО "Перспектива Комфорт" информировало, что является управляющей организацией МКД на основании протокола общего собрания от 31.05.2022 N 1; соответствующая информация размещена в ГИС ЖКХ; основания для передачи технической документации в адрес ООО "СП-Сервис" отсутствуют.
Актом от 26.07.2022 по вопросу правомерности принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе ООО "Перспектива Комфорт" в качестве управляющей организации, оформленного протоколом от 31.05.2022 N 1 внеочередного общего собрания, проходившего в форме заочного голосования с 29.04.2022 по 31.05.2022 установлено, что от собственников указанного дома, посредством ГИС ЖКХ в Инспекцию поступили заявления о неучастии в собрании. При этом из представленных ООО "Перспектива Комфорт" решений имеются решения собственников помещений NN 14, 22, 29, 73, 123, 128, 180, 182, 183, 211, 233, 280, 297, 299, 300, 85н (всего 882,8 м2), обратившихся в Инспекцию о не участии в собрании, данные решения (бюллетени голосования) не учитывались Инспекцией при подсчете голосов.
По итогам рассмотрения представленных документов, с учетом исключенных голосов собственников установлено, что в собрании о выборе ООО "Перспектива Комфорт" в качестве управляющей организации, оформленного протоколом общего собрания от 31.05.2022 N 1, приняли участие собственники помещений и их представители, обладающие 48,97% голосов (8 999,70 м2) от общего числа голосов собственников в указанном доме (разрешение на ввод дома в эксплуатацию от 20.02.2021 N 78-17-09-2021 = 18 379,1 м2). Кворум отсутствует, следовательно, собрание, оформленное протоколом от 31.05.2022 N 1 не правомочно.
Актом проверки от 27.07.2022 документов при предоставлении государственной услуги Инспекцией, в связи с предоставлением от ООО "СП-Сервис" документов и пояснений, не предоставлением сведений ООО "Перспектива комфорт", указанных в запросе Инспекции, установлены основания для исключения сведений о спорном МКД из раздела Реестра, содержащего перечень многоквартирных домов, деятельность которыми осуществляет ООО "Перспектива Комфорт".
В то время как, заключением от 27.07.2022, по результатам проверки заявления и документов, поступивших от ООО "СП-Сервис" установлено соответствие заявления и документов требованиям пункта 5 Порядка N 938/пр, что в соответствии с пунктом 8 Порядка N 938/пр явилось основанием для внесения в Реестр лицензий соответствующих сведений.
Инспекцией 27.07.2022 издано Распоряжение N 2332-рд "О внесении сведений о многоквартирных домах в реестр лицензий субъекта Российской Федерации - Санкт-Петербург", согласно которому на основании части 3 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), в соответствии с подпунктом "а" пункта 7, пунктом 8 Порядка N 938/пр, по результатам рассмотрения заявления и документов, представленных ООО "СП-Сервис", внесены изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации - Санкт-Петербург с 01.08.2022, включены сведения о МКД в раздел Реестра, содержащий перечень адресов многоквартирных домов, в отношении которых лицензиатом осуществляется предпринимательская деятельность по управлению МКД по адресу: Санкт-Петербург, Днепропетровская ул., д. 65, стр. 1.
Не согласившись с Распоряжением от 27.02.2022 N 2332-рд, ООО "Перспектива Комфорт" обжаловало его в судебном порядке.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и указали на правомерность оспариваемого распоряжения (с тем содержанием и обоснованием, которые установлены судом).
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции находит ее обоснованной и подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, согласно которому лицензирование осуществляют органы государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (пункт 2); лицензирующий орган формирует и ведет реестр лицензий субъекта Российской Федерации (пункт 15).
Согласно части 2 статьи 195 ЖК РФ реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
Основания и порядок внесения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий установлен статьей 198 ЖК РФ.
В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом, лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (часть 2 статьи 198 ЖК РФ).
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В случае непредставления лицензиатом указанных в части 2 настоящей статьи сведений, орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации о включении сведений о многоквартирном доме в данный реестр и (или) об исключении из данного реестра таких сведений по результатам внеплановой проверки, основанием для проведения которой является поступление сведений от иного лицензиата в связи с прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом и заключением такого договора управления с иным лицензиатом. Положения настоящей части распространяются также на случаи изменения способа управления многоквартирным домом и представления в связи с этим в орган государственного жилищного надзора сведений, указанных в частях 6 и 7 статьи 110, частях 7 и 8 статьи 135 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 198 ЖК РФ).
В силу пункта 2 Порядок N 938/пр, изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании, в частности, представленного заявления о внесении изменений в реестр, которое должно содержать информацию об адресе многоквартирного дома (подпункт "а"), основаниях заключения, прекращения или расторжения договора управления многоквартирным домом или изменения способа управления многоквартирным домом (подпункт "б"), реквизитах договора управления многоквартирным домом в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией (подпункт "в").
Согласно пункту 3 Порядка N 938/пр к заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются, в том числе, следующие документы:
- копия протокола и решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении с ней договора управления многоквартирным домом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления в случае проведения такого собрания, за исключением случая представления в орган государственного жилищного надзора подлинников указанных документов в соответствии с частью 1 статьи 46 ЖК РФ (подпункт "а");
- копия договора управления, условия которого утверждены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, или копия договора управления, заключенного с застройщиком в случаях, предусмотренных частью 14 статьи 161 ЖК РФ (подпункт "в").
В соответствии с пунктом 5 Порядка N 938/пр в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 ЖК РФ, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя;
д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 ЖК РФ.
Согласно пункту 7 Порядка N 938/пр по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений:
а) о внесении изменений в реестр;
б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов;
в) о приостановлении рассмотрения заявления.
В силу пункта 9 Порядка N 938/пр основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов являются:
а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "а", "г"- "е" пункта 5 настоящего Порядка;
б) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 5 настоящего Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка.
В соответствии с пунктом 8 Порядка N 938/пр решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 настоящего Порядка.
Согласно статье 44 ЖК РФ органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, к компетенции которого относится и выбор способа управления многоквартирным домом.
В силу части 9 статьи 161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Из оспариваемого в настоящем деле Распоряжения от 27.07.2022 N 2332-рд следует, что по результатам рассмотрения заявления и документов, представленных ООО "СП-Сервис", внесены изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации - Санкт-Петербург, а именно, с 01.08.2022, включены сведения о МКД в раздел Реестра, содержащий перечень адресов многоквартирных домов, в отношении которых ООО "СП-Сервис" осуществляется предпринимательская деятельность по управлению МКД, расположенному по адресу: Санкт-Петербург, Днепропетровская ул., д. 65, стр. 1.
Основанием для внесения сведений в реестр послужило представление протокола общего собрания от 25.05.2022 N 01/2022 и договора управления МКД, условия которого утверждены решением общего собрания собственником помещений от 25.05.2022 N 01/2022 (том 1; листы дела 8-9).
При этом, управляющая МКД на тот период компания ООО "Перспектива комфорт" возражала против внесения таких изменений и включений в Реестр сведений о какой-либо иной компании, заявив в апелляционном суде ходатайство о приостановлении производства по настоящему делу до рассмотрения по существу спора во Фрунзенском районном суде Санкт-Петербурга, в рамках которого оспаривается решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома (МКД), оформленное протоколом от 25.05.2022 N 1/2022, об избрании в качестве управляющей организации ООО "СП-Сервис".
Апелляционный суд отказал в удовлетворении ходатайства, указав, что результат судебного спора по делу, находящемуся в производстве Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга, не имеет определяющего значения для оценки законности действий Инспекции по вынесению оспариваемого Распоряжения.
Суд округа счел такой вывод суда необъективным и ходатайство ООО "Перспектива комфорт" удовлетворил.
Определением Санкт-Петербургского городского суда от 13.02.2024 решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 27.03.2023 отменено и удовлетворен иск Еськовой Н.В. о признании недействительным решения общего собрания собственников МКД по адресу: Санкт-Петербург, Днепропетровская ул., д.65 стр. 1, оформленное протоколом от 25.05.2022 N 1/2022 - по выбору в качестве управляющей компании ООО "СП-Сервис", в связи с отсутствием кворума.
С учетом установленного статьями 16, 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принципа сокращения возможностей для существования противоречащих друг другу судебных актов, что обеспечивает действие принципа правовой определенности, наличия в судебном акте суда общей юрисдикции признаков имеющего преюдициальное значение по вопросам, входящим в предмет доказывания по настоящему делу, связанности требований по настоящему делу и рассмотренному судом общей юрисдикции по основаниям их возникновения и (или) представленным доказательствам, прямого влияния изложенных судом общей юрисдикции выводов о незаконности решения общего собрания на разрешение данного спора, с учетом необходимости соблюдения принципа единообразия судебной практики и недопущения конкуренции судебных актов, установленных судом общей юрисдикции обстоятельств, представленный ООО "СП-Сервис" вместе с заявлением протокол собрания от 25.05.2022 N 1/2022 не может быть положен в обоснование замены управляющей компании и как следствие, законности оспариваемого Распоряжения.
Выводы судов свидетельствуют о неправильном рассмотрении спора по существу. По делу не требуются дополнительное исследование и повторная оценка доказательств; оснований для направления дела на новое рассмотрение не имеется. Права заявителя подлежат восстановлению.
При этом, оценка правомерности управления спорным МКД ООО "Перспектива комфорт", не является предметом рассмотрения суда в настоящем деле, с учетом ограничивающих такой предмет оснований вынесения Распоряжения и его сути.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 2 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.09.2022 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2022 по делу N А56-79692/2022 отменить.
Признать недействительным Распоряжение Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга от 27.07.2022 N 2332- рл.
Взыскать с Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (ОГРН 1037867000115, адрес: 195112, г. Санкт-Петербург, Малоохтинский пр., д. 68, лит. А) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Перспектива Комфорт" (ОГРН: 1164704054130, адрес: 188692, Ленинградская обл., Всеволожский р-н, г. Кудрово, Европейский пр-кт, д. 18, корп. 1, пом. 2-Н) расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в судах трех инстанций в размере 6000 руб.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 ЖК РФ.
Согласно пункту 7 Порядка N 938/пр по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений:
...
В силу пункта 9 Порядка N 938/пр основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов являются:
...
В соответствии с пунктом 8 Порядка N 938/пр решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 настоящего Порядка.
Согласно статье 44 ЖК РФ органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, к компетенции которого относится и выбор способа управления многоквартирным домом.
В силу части 9 статьи 161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 июля 2024 г. N Ф07-1540/23 по делу N А56-79692/2022