31 июля 2024 г. |
Дело N А21-11281/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Кудина А.Г., Мунтян Л.Б.,
рассмотрев 29.07.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кузница Спорта" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 15.11.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2024 по делу N А21-11281/2023,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Кузница спорта", адрес: 236040, Калининград, ул. Профессора Баранова, д. 36, оф. 3, ОГРН 1183926022950, ИНН 3906371923 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Комитету муниципального контроля Администрации городского округа "Город Калининград", адрес: 236022, Калининград, пл. Победы, д. 1, ОГРН 1193926000080, ИНН 3906375974 (далее - Комитет), о признании недействительными предписаний на демонтаж рекламной конструкции от 02.08.2023 N УК-914/РК, N УК-915/РК, N УК-922/РК.
Решением суда первой инстанции от 15.11.2023, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 04.03.2024, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить состоявшиеся судебные акты, указывая, что предписание N УК-914/РК выдано в отношении вывески "Белье из Польши_ Зал силовой и общефизической подготовки 40-11-67", которая размещена не Обществом, находится на перилах возле магазина "Белье из Польши". Предписания N УК-915/РК, УК-922/РК выданы в отношении вывесок, не содержащих информации о предоставляемых услугах и ценах, следовательно, нормы законодательства о рекламе на данные вывески не распространяются.
Комитет в отзыве просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Комитетом был выявлен факт размещения рекламных конструкций без разрешения на установку и эксплуатацию (рекламных вывесок, баннерного панно):
- вывеска "Белье из Польши_ Зал силовой и общефизической подготовки 40-11-67" по адресу: Калининград, ул. Генерала-Лейтенанта Озерова, д. 19;
- вывеска "CrossFit 40-11-67" по адресу: Калининград, в районе д. 17Б по ул. Генерала-Лейтенанта Озерова;
- баннерное панно "FITNESS GAMES" по адресу: Калининград, в районе д. 17Б по ул. Генерала-Лейтенанта Озерова, д. 10 по ул. Мусорского.
Согласно актам обследования рекламных конструкций от 24.07.2023 N акт-667/рк, N акт-669/рк, N акт-672/рк (с фотофиксацией) владельцем рекламных конструкций (рекламных вывесок, баннерного панно) является Общество, в связи с чем ему выданы названные выше предписания на демонтаж рекламной конструкции по вышеуказанным адресам в течение месяца со дня выдачи предписания.
Несогласие с предписаниями послужило основанием для обращения Общества в суд.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции с позицией суда первой инстанции согласился.
Суд кассационной инстанции, изучив доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ, Закон о рекламе) распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.
Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
Частью 9 статьи 19 Закона N 38-ФЗ предусмотрено, что установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
В силу части 10 статьи 19 Закона N 38-ФЗ установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются.
В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
При этом пунктом 4 части 15 статьи 19 Закона о рекламе предусмотрено, что органы местного самоуправления городских округов вправе определять типы и виды рекламных конструкций, допустимых и недопустимых к установке на территории соответствующего муниципального образования или части его территории, в том числе требования к таким рекламным конструкциям, с учетом необходимости сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселений или городских округов.
Решением городского Совета депутатов города Калининграда от 22.10.2014 N 319 утверждены Правила установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории городского округа "Город Калининград" (далее - Правила N 319).
Пунктом 5.1 Правил N 319 определено, что установка и эксплуатация рекламных конструкций на территории городского округа "Город Калининград" допускаются при наличии действующего разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, полученного в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
Факт размещения спорных рекламных конструкций без соответствующего разрешения установлен Комитетом. Исходя из статьи 3 Закона N 38-ФЗ под рекламой понимается информация, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (пункт 1). Объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (пункт 2).
Положения Закона о рекламе не распространяются на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом, вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера (статья 2 Закона N 38-ФЗ).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзаце пятом пункта 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" (далее - Постановление N 58), не следует рассматривать в качестве рекламы размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.
Вместе с тем, как указано в пункте 2 Постановления N 58, при анализе информации на предмет наличия в ней признаков рекламы судам необходимо учитывать, что размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре (в том числе товарного знака).
Часть 1 статьи 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" возлагает на изготовителя (исполнителя, продавца) обязанность довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.
Постановлением Администрации городского округа "Город Калининград" от 22.09.2015 N 1630 "Об утверждении Порядка установки и эксплуатации информационных конструкций (вывесок) на территории городского округа "Город Калининград" установлены требования к оформлению информационных конструкций, которые размещаются на территории городского округа "Город Калининград".
Согласно данному Порядку обязательная информационная вывеска устанавливается в районе входных дверей (на расстоянии не более 2 метров от входа) здания, помещения, в которых находится организация, и содержит информацию, которую организация обязана довести до сведения потребителя (фирменное наименование организации, место ее нахождения (адрес) и режим работы), также допускается размещение иной информации, не содержащей признаков рекламы.
Площадь обязательной информационной вывески не должна превышать одного квадратного метра.
Количество обязательных информационных вывесок не может превышать количества входов в помещение организации. Обязательная информационная вывеска должна иметь жесткий каркас, узел крепления, информационное поле.
В заявлении в суд Общество признало размещение вывески (панно), указанной в предписании N УК-922/РК.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом предпринимательской деятельности Общества является деятельность фитнес-центров.
Общество указало, что обозначение "CrossFit" (кроссфит) относится к его деятельности, принадлежность телефонного номера на конструкциях не отрицается.
Согласно выводам судов двух инстанций спорные конструкции не содержат обязательных сведений, предусмотренных статьей 9 указанного Закона N 2300-1. Необходимая потребителю информация о режиме работы спортивного клуба размещена на входной двери в здание. Кроме того, с правой стороны от входа в здание имеется конструкция, выполненная объемными буквами "WEST KINGS", размещенная таким образом, что позволяет определить место нахождения спортивного зала с дальнего расстояния. Данной конструкции достаточно для извещения неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении указанного объекта.
Таким образом, способ размещения спорных конструкций (на расстоянии более двух метров от входа в здание, в трех разных местах), форма исполнения (выполненные в крупном размере) свидетельствуют о том, что целевым назначением их размещения было не информирование потребителей о месте нахождения спортивного зала, а привлечение внимания неопределенного круга лиц к деятельности объекта и поддержание интереса потребителей.
Судами двух инстанций тщательным образом изучены и учтены содержание, направленность, видовые и цветовые характеристики, место размещения (в том числе относительно входа в помещение спортклуба) и размер спорных конструкций.
В отношении вывески "Белье из Польши_ Зал силовой и общефизической подготовки 40-11-67" по фотоматериалам и пояснениям сторон учтены неразрывность (единство) исполнения и крепления всей конструкции, включая слова "Зал силовой и общефизической подготовки 40-11-67", относящиеся к деятельности (объекту рекламирования) Общества.
Следовательно, конструкции установлены с нарушением действующего законодательства о рекламе.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных актов, не допущено, оценка доказательств произведена в соответствии с требованиями статей 9, 65-71, 200 АПК РФ в их совокупности и взаимной связи.
Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, в том числе их относимости, допустимости, достаточности, достоверности, не допускается (пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Основания для изменения либо отмены обжалованных судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 15.11.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2024 по делу N А21-11281/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кузница Спорта" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Часть 1 статьи 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" возлагает на изготовителя (исполнителя, продавца) обязанность довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.
...
Согласно выводам судов двух инстанций спорные конструкции не содержат обязательных сведений, предусмотренных статьей 9 указанного Закона N 2300-1. Необходимая потребителю информация о режиме работы спортивного клуба размещена на входной двери в здание. Кроме того, с правой стороны от входа в здание имеется конструкция, выполненная объемными буквами "WEST KINGS", размещенная таким образом, что позволяет определить место нахождения спортивного зала с дальнего расстояния. Данной конструкции достаточно для извещения неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении указанного объекта.
...
решение Арбитражного суда Калининградской области от 15.11.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2024 по делу N А21-11281/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кузница Спорта" - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 31 июля 2024 г. N Ф07-6190/24 по делу N А21-11281/2023