31 июля 2024 г. |
Дело N А66-6222/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Бобарыкиной О.А., Жуковой Т.В.,
рассмотрев 30.07.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Водоресурс ЗАТО Озёрный Тверской области" на решение Арбитражного суда Тверской области от 19.12.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2024 по делу N А66-6222/2023,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Водоресурс ЗАТО Озёрный Тверской области", адрес: 171090, Тверская область, поселок Озерный, улица Московская, дом 20Г, ОГРН 1206900009876, ИНН 6908019166 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к федеральному государственному автономному учреждению "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации, адрес: 125167, Москва, улица Планетная, дом 3, корпус 2, этаж 1, помещение 3, ОГРН 1035009568736, ИНН 5047041033 (далее - Учреждение), о взыскании 351 063 руб. 38 коп. долга за услуги водоснабжения и водоотведения за сентябрь 2021 года, с ноября 2021 года по сентябрь 2022 года, 43 979 руб. 46 коп. неустойки за период с 11.10.2021 по 26.04.2023, а также неустойки с 27.04.2023 по день фактической уплаты долга.
Решением суда первой инстанции от 19.12.2023, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 11.03.2024, исковые требования удовлетворены частично. С Учреждения в пользу Предприятия взыскано 157 313 руб. 53 коп. основного долга, 43 979 руб. 46 коп. неустойки, а также неустойка с 27.04.2023 по день фактической уплаты долга.
В удовлетворении остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе Предприятие, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение ими норм процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит изменить обжалуемые решение и постановление, удовлетворить иск полном объеме. Как указывает податель жалобы, суды, отказывая во взыскании повышающих коэффициентов, неправильно применили нормы пункта 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), и подпункта "ж" пункта 22 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Предприятие до начала судебного заседания заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, которое удовлетворено судом кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте его рассмотрения, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, между Предприятием (организация водопроводно-канализационного хозяйства; далее организация ВКХ) и Учреждением (абонент) 01.02.2021 заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения N 149 (далее - договор), согласно условиям которого организация ВКХ обязалась подавать через присоединённую водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную питьевую воду, холодную воду для нужд горячего водоснабжения (далее - ГВС) для обеспечения объектов жилищного фонда Министерства Обороны Российской Федерации, расположенных в ЗАТО Озёрный Тверской области, установленного качества и в установленном объёме в соответствии с режимом её подачи, в целях предоставления потребителям коммунальной услуги, в том числе потребляемой при содержании общего имущества многоквартирного дома, а абонент обязался оплачивать полученную холодную воду и отведённые сточные воды.
Согласно пункту 8 договора расчетный период равен одному календарному месяцу. Абонент оплачивает полученную холодную воду и отведенные сточные воды до 10-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем.
В силу пункта 14 договора для учета объемов поданной абоненту холодной воды, холодной воды для нужд ГВС используются средства измерения, установленные в точке поставки и допущенные в эксплуатацию организацией ВКХ в качестве коммерческих.
Сведения о приборах учета (узлах учета) холодной воды, воды для нужд ГВС и местах отбора проб воды, сточных вод содержатся в Приложении N 4 к договору (пункт 15 договора).
Согласно пункту 16 договора в случае отсутствия у абонента приборов учета холодной воды, холодной воды для нужд ГВС абонент обязан до 15.03.2021 установить и ввести в эксплуатацию приборы учета холодной воды, холодной воды для нужд ГВС,
Коммерческий учет полученной холодной воды, холодной воды для нужд ГВС обеспечивает абонент (пункт 17 договора).
Перечень объектов водоснабжения и водоотведения (в том числе общежития) согласован сторонами в Приложении N 4 к договору в редакции дополнительного соглашения от 01.03.2021 N 1.
Предприятие в сентябре 2021 года, с ноября 2021 года по сентябрь 2022 года оказало Учреждению услуги водоснабжения и водоотведения в отношении общежитий, задолженность по оплате которых составила 351 063 руб. 38 коп.
Предприятие, ссылаясь на наличие у Учреждения долга по оплате услуг водоснабжения и водоотведения по договору за сентябрь 2021 года, с ноября 2021 года по сентябрь 2022 года, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды удовлетворили иск в части взыскания с Учреждения 157 313 руб. 53 коп. задолженности, 43 979 руб. 46 коп. неустойки, а также неустойки с 27.04.2023 по день фактической уплаты долга. Отказывая во взыскании повышающих коэффициентов, суды исходили из того, что Учреждение как управляющая организация и исполнитель коммунальных услуг вправе получать с собственников и нанимателей помещений в многоквартирных домах плату в размере, установленном Правилами N 354, в том числе увеличенную на соответствующий коэффициент, начисленный ввиду отсутствия приборов учета.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона N 416-ФЗ по договору горячего или холодного водоснабжения организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.
К договору водоснабжения применяются положения о договоре об энергоснабжении, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Законом N 416-ФЗ, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоснабжения (часть 2 статьи 13 Закона N 416-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 416-ФЗ по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований.
К договору водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Законом N 416-ФЗ, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоотведения (часть 2 статьи 14 Закона N 416-ФЗ).
В случае заключения единого договора холодного водоснабжения и водоотведения такой договор должен содержать существенные условия, установленные настоящим Федеральным законом для договоров холодного водоснабжения и водоотведения (часть 1 статьи 15 Закона N 416-ФЗ).
К отношениям сторон по единому договору холодного водоснабжения и водоотведения применяются в соответствующих частях правила о договорах холодного водоснабжения и водоотведения, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа договора (часть 2 статьи 15 Закона N 416-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Жилые помещения в общежитиях относятся к жилым помещениям специализированного жилого фонда. Жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов (статьи 92, 94 Жилищного кодекса Российской Федерации; далее - ЖК РФ).
Учитывая, что жилое назначение помещений в общежитии создает презумпцию его использования для целей проживания в нем граждан, к спорным правоотношениям применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правил N 354 и N 124.
Учреждение для граждан, проживающих в здании общежития по договорам найма, в рассматриваемой ситуации является исполнителем, к которому в силу пункта 2 Правил N 354 и пункта 2 Правил N 124 относится юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, на которого возложена обязанность по предоставлению потребителям коммунальных услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется по формуле 4(1) приложения N 2 к этим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента (абзац третий пункта 42 Правил N 354).
Порядок внесения платы за коммунальные услуги урегулирован статьей 155 ЖК РФ. В частности, в случае заключения товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договора управления многоквартирным домом плата за коммунальные услуги вносится нанимателями, арендаторами и собственниками управляющей организации.
Таким образом, лицо, осуществляющее управление многоквартирным жилым домом, включая предоставление коммунальных услуг, вправе получать соответствующую плату от собственников и нанимателей помещений многоквартирного дома.
Следовательно, именно управляющая организация вправе получать с собственников и нанимателей помещений плату в размере, установленном Правилами N 354, в том числе увеличенную на соответствующий коэффициент.
Указанная правовая позиция приведена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 13.09.2019 N 302-ЭС18-21882.
В рассматриваемом дела таким лицом является Учреждение.
Вопреки доводам подателя жалобы, именно Учреждение вправе получать с нанимателей помещений в общежитиях плату в размере, установленном Правилами N 354.
В отношении повышающих коэффициентов за отсутствие индивидуальных приборов учета суд округа отмечает следующее.
Нормами Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 01.07.2012 на собственников жилых домов, собственников помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу названного Закона, возложена обязанность обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии (часть 5 статьи 13).
Обязанность собственников обеспечить оснащение жилых или нежилых помещений приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащую техническую эксплуатацию, сохранность и своевременную замену предусмотрена и Правилами N 354 (пункт 81).
Таким образом, действующее законодательство возлагает на собственника помещения в МКД обязанность по оборудованию этого помещения приборами учета независимо от того, относится ли оно к государственному (муниципальному) или частному жилищному фонду, и независимо от того, использует ли собственник принадлежащее ему помещение для проживания или сдает это помещение внаем другим лицам.
Следовательно, применение повышающего коэффициента к нормативу потребления соответствующей коммунальной услуги обусловлено, во-первых, наличием предусмотренной действующим законодательством обязанности по оснащению помещения приборами учета используемых воды, электрической энергии, во-вторых, отсутствием в помещении таких приборов учета, когда имеется техническая возможность их установки.
При этом отсутствие такой технической возможности доказывает собственник помещения.
Указанный вывод и аналогичное толкование норм права содержатся в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2019 N 304-ЭС19-13264 по делу N А67-3637/2018, от 30.12.2019 N 307-ЭС19-12087 по делу N А56-18790/2018 со схожими фактическими обстоятельствами.
С учетом установленных обстоятельств дела суды пришли к правомерному выводу об отсутствии оснований для взыскания с Учреждения, осуществляющего функции управляющей организации и исполнителя коммунальных услуг в отношении общежитий, платы в размере повышающего коэффициента за отсутствия в помещениях общежитий индивидуальных приборов учета.
Наряду с этим, как усматривается из материалов дела, Общество начислило плату в размере повышающего коэффициента в связи с отсутствием общедомовых приборов учета холодной воды, а также сточных вод.
В силу подпункта "ж" пункта 22 Правил N 124 при наличии обязанности и технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета холодной воды, горячей воды стоимость коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае отсутствия коллективного (общедомового) прибора учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации по истечении 3 месяцев после наступления такого события, при непредставлении исполнителем сведений о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета в сроки, установленные договором ресурсоснабжения, при недопуске исполнителем 2 и более раз представителей ресурсоснабжающей организации для проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом повышающего коэффициента, величина которого устанавливается в размере, равном 1,5.
Таким образом, норматив потребления без повышающего коэффициента может применяться только в том случае, если отсутствует техническая возможность установки коллективного (общедомового) прибора учета.
Однако в рассматриваемом деле Учреждение не ссылалось на отсутствие технической возможности установки коллективных (общедомовых) приборов учета, в связи с чем у судов отсутствовали основания для отказа в иске в части взыскания платы в размере повышающего коэффициента за отсутствие общедомовых приборов учета.
При этом произведенный Обществом расчет платы в размере повышающего коэффициента за отсутствие общедомовых приборов учета судами не проверялся, размер указанной платы не определен.
Из представленных в материалы дела ведомостей расчета усматривается, что Общество применило повышающий коэффициент к объемам холодной воды, холодной воды на нужды ГВС, к объемам водоотведения, использованным на общедомовые нужды.
Вместе с тем, предусмотренный подпунктом "ж" пункта 22 Правил N 124 повышающий коэффициент применяется не к объему, а к стоимости коммунального ресурса, причем только коммунальных ресурсов в виде холодной и горячей воды.
С учетом изложенного следует признать, что выводы судов об отказе во взыскании платы в размере повышающего коэффициента за отсутствие общедомовых приборов учета сделаны при неправильном применении норм материального права, обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного рассмотрения спора, судами не установлены, что является основанием для отмены обжалуемых решения и постановления с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе суда (пункт 3 части 1 статьи 287 АПК РФ).
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, проверить размер начисленной Обществом платы в размере повышающего коэффициента за отсутствие общедомовых приборов учета на соответствие нормам, регулирующим спорные правоотношения сторон, при правильном применении норм материального и процессуального права разрешить спор.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 19.12.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2024 по делу N А66-6222/2023 в части взыскания с федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации в пользу муниципального унитарного предприятия "Водоресурс ЗАТО Озерный Тверской области" 157 313 руб. 53 коп. задолженности за сентябрь 2021 года, за период с ноября 2021 года по сентябрь 2022 года, 43 979 руб. 46 коп. неустойки за период с 12.10.2021 по 26.04.2023 с последующим начислением неустойки с 27.04.2023 по день фактической оплаты, исходя из суммы долга 157 313 руб. 53 коп. и ставки, установленной частью 6.4 статьи 13 и частью 6.4 статьи 14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", оставить без изменения.
В остальной части решение Арбитражного суда Тверской области от 19.12.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2024 по делу N А66-6222/2023 отменить.
Дело в отмененной части направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тверской области в ином составе суда.
Председательствующий |
М.В. Пастухова |
Судьи |
М.В. Пастухова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу подпункта "ж" пункта 22 Правил N 124 при наличии обязанности и технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета холодной воды, горячей воды стоимость коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае отсутствия коллективного (общедомового) прибора учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации по истечении 3 месяцев после наступления такого события, при непредставлении исполнителем сведений о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета в сроки, установленные договором ресурсоснабжения, при недопуске исполнителем 2 и более раз представителей ресурсоснабжающей организации для проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом повышающего коэффициента, величина которого устанавливается в размере, равном 1,5.
...
Из представленных в материалы дела ведомостей расчета усматривается, что Общество применило повышающий коэффициент к объемам холодной воды, холодной воды на нужды ГВС, к объемам водоотведения, использованным на общедомовые нужды.
Вместе с тем, предусмотренный подпунктом "ж" пункта 22 Правил N 124 повышающий коэффициент применяется не к объему, а к стоимости коммунального ресурса, причем только коммунальных ресурсов в виде холодной и горячей воды."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 31 июля 2024 г. N Ф07-5460/24 по делу N А66-6222/2023