31 июля 2024 г. |
Дело N А42-4605/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Захаровой М.В., судей Баженовой Ю.С., Чуватиной Е.В., рассмотрев 18.07.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2024 по делу N А42-4605/2023,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия, адрес: 183038, Мурманская обл., г. Мурманск, Пушкинская ул., д. 12, ОГРН 1105190003049, ИНН 5190915348 (далее - Управление), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к садовому некоммерческому товариществу собственников недвижимости "Крутой берег", адрес: 183038, Мурманская обл., г. Мурманск, ул. Софьи Перовской, д. 31/11, кв. 4, ОГРН 1035100048411, ИНН 5105081341 (далее - Товарищество), о взыскании 788 157 руб. 56 коп. задолженности за период с 05.04.2019 по 31.12.2022 по договору от 23.05.2003 N 30-03 аренды земельного участка площадью 16 156 кв.м с кадастровым номером 51:01:2401015:2, расположенного по адресу: Мурманская обл., Кольский р-н, 27 км а/д Кола - госграница, а также 201 230 руб. 59 коп. пеней за период с 11.06.2021 по 26.12.2022.
Решением суда от 09.08.2023 исковые требования удовлетворены частично, с Товарищества в доход федерального бюджета взыскано 918 036 руб. 02 коп., в том числе 788 157 руб. 56 коп. основного долга и 129 878 руб. 46 коп. неустойки, в удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 18.03.2024 названное решение изменено. Суд взыскал с Товарищества в пользу Управления 32 147 руб. 36 коп. задолженности по арендной плате, 12 426 руб. 72 коп. пеней по договору аренды от 23.05.2003 N 30-03. В остальной части в иске отказал.
В кассационной жалобе Управление, считая обжалуемое постановление незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального права при несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, просит его отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе. По мнению подателя жалобы, изменение размера арендной платы по договору (уведомление Управления от 22.10.2021 N 51-ДЕ-05/8740) осуществлено в соответствии с пунктом 3.3 договора в редакции дополнительного соглашения от 12.01.2021 N 3 в связи с приведением его в соответствии с положением пункта 6 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - постановление N 582), действующего в соответствующий период. Помимо указанного, заявитель обращает внимание, что для Товарищества отсутствует право на приобретение земельного участка бесплатно, установление размера арендной платы в отношении спорного земельного участка не выше размера земельного налога, не применимо. Подробно позиция кассатора изложена в самой жалобе.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Стороны о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Кроме того, информация о принятии жалобы к производству, а также о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Северо-Западного округа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Документы, подтверждающие размещение указанных сведений, включая дату их размещения, на официальном сайте суда, приобщены к материалам дела.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между администрацией муниципального образования "Кольский район" Мурманской области (арендодателем) и некоммерческим дачным партнерством (правопредшественником Товарищества; арендатором) 23.05.2003 заключен договор N 30-03 аренды земельного участка площадью 16 156 кв.м с кадастровым номером 51:01:2401015:2, расположенного по адресу: Мурманская обл., Кольский р-н, 27 км а/д г. Кола-госграница, для использования в целях строительства индивидуальных дач, сроком аренды с 16.05.2003 по 16.05.2006.
По акту приема-передачи от 22.05.2003 земельный участок передан Товариществу.
Дополнительным соглашением от 12.01.2021 N 3 (далее по тексту условия договора приводятся в редакции данного дополнительного соглашения) в связи с регистрацией права федеральной собственности на арендуемый земельный участок Управление и Товарищество внесли изменения в договор, в том числе заменили арендодателя на Управление, разделы и пункты договора изложили в новой редакции, в частности в пункте 1.1 договора указали, что земельный участок относится к землям особо охраняемых природных территорий и объектов, имеет разрешенное использование: дачное строительство.
В соответствии с пунктом 2.1 договора срок аренды земельного участка заключен сторонами до 16.05.2055.
В соответствии с пунктом 3.1 договора арендатор обязуется вносить арендную плату за использование участка согласно прилагаемому к договору расчету арендной платы (приложение N 2). Арендная плата вносится два раза в год равными частями не позднее 01 июня и 01 декабря (пункт 3.2 договора).
Согласно пункту 3.3 договора арендная плата с 05.04.2019 подлежит перечислению в федеральный бюджет. В соответствии с Правилами с 01.01.2021 арендная плата подлежит пересмотру на основании рыночной стоимости права аренды участка, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Размер арендной платы согласно пункту 3.4 договора изменяется ежегодно в одностороннем порядке по требованию арендодателя на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года, начиная с года, следующего за годом, в котором заключен договор.
Арендная плата может быть пересмотрена в связи с изменением рыночной стоимости права аренды земельного участка, но не чаще одного раза в 5 лет; при этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором была проведена оценка, осуществленная не позднее, чем за 6 месяцев до перерасчета арендной платы; в случае изменения рыночной стоимости права аренды размер уровня инфляции не применяется.
Пунктом 3.6 договора предусмотрено, что арендная плата за период с 05.04.2019 по 31.12.2020 должна быть внесена арендатором в месячный срок со дня государственной регистрации договора.
Пунктом 4.2.3 договора установлена обязанность арендодателя своевременно информировать арендатора об изменении размера арендной платы.
Согласно пункту 5.2 договора за нарушение срока внесения арендной платы арендатор выплачивает пени из расчета 0,1% от размера невнесенной арендной платы за каждый календарный день просрочки.
В октябре 2021 года Управление направило арендатору уведомление от 22.10.2021 N 51-ДЕ-05/8740, согласно которому по результатам проведенной в соответствии с пунктом 3.3 договора оценки рыночной стоимости права аренды участка (отчет об оценке от 09.07.2021 N 1230/06-21К) размер арендной платы с 01.01.2021 составляет 445 352 руб. 72 коп. в год.
Согласно отчету от 09.07.2021 N 1230/06-21К об оценке рыночной стоимости права аренды земельного участка с 01.01.2021 по 15.05.2055, подготовленному оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Общество оценщиков" Белинским Э.Л., рыночная стоимость права аренды спорного земельного участка с 01.01.2021 по 15.05.2055 на дату оценки составляет 15 316 473 руб. без учета НДС.
Управление, ссылаясь на ненадлежащее исполнение арендатором обязанности по внесению увеличенных арендных платежей, направило в адрес Товарищества претензию от 27.12.2022 N 51-ДЕ-05/11610 с требованием об уплате 788 157 руб. 56 коп. задолженности за период с 05.04.2019 по 31.12.2022, а также 201 230 руб. 59 коп. пеней за период с 11.06.2021 по 26.12.2022.
Поскольку претензия была оставлена Товариществом без удовлетворения, Управление обратилось в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции заявленные Управлением требования удовлетворил частично, исключив из расчета неустойки период действия моратория согласно положениям постановления Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" (далее - постановление N 497).
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, в том числе расчет арендной платы за спорный период, отчет от 09.07.2021 N 1230/06-21К, проанализировав условия договора аренды, оценив доводы сторон, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 1, 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), пунктом 10 Правил в редакции, действовавшей до февраля 2023 года, установил, что уведомление об изменении размера арендной платы с 01.01.2021 направлено Управлением в адрес арендатора в октябре 2021 года, при этом отчет об оценке рыночной стоимости права аренды земельного участка, на основании которого направлено уведомление, подготовлен в июле 2021 года, следовательно, арендная плата могла быть пересчитана в соответствии с отчетом не ранее чем с 01.01.2022. Установив, что арендная плата Товариществом внесена по ранее установленным ставкам, суд пришел к выводу об отсутствии задолженности по арендной плате за 2021 год.
Учитывая положения пункта 3 статьи 35, пункта 5 статьи 39.7, пункта 1 статьи 39.20 ЗК РФ, подпункта "г" пункта 3 Правил, принимая во внимание тот факт, что собственниками расположенных на арендованном участке зданий, сооружений являются физические лица, являющиеся членами Товарищества, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для расчета арендной платы в соответствии с пунктом 6 Правил (исходя из рыночной стоимости права аренды), арендная плата с 01.01.2022 подлежит определению исходя из 1,5% кадастровой стоимости земельного участка, тогда как арендная плата до указанной даты подлежит исчислению исходя из размера платы, установленной администрацией Кольского района с применением коэффициента уровня инфляции на 2021 год 1,037 (приложение N 2 к договору).
Таким образом, исходя из пересчета арендной платы в соответствии с нормами статей 39.7, 39.20 ЗК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии задолженности по основному долгу в сумме 32 147 руб. 36 коп.
В силу пункта 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Согласно пункту 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) является определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, в частности в случае просрочки исполнения.
Установив факт несвоевременного исполнения арендатором обязательств по внесению арендных платежей, суды пришли к верному выводу о наличии правовых оснований для привлечения его к ответственности в виде уплаты неустойки, предусмотренной договором аренды.
При этом суд, приняв во внимание статью 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", разъяснения, изложенные в пунктах 2 и 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", а также постановление N 497, установил, что в период действия указанного моратория не подлежат начислению заявленные истцом пени с 01.04.2022 по 01.10.2022.
Как установлено судом апелляционной инстанции, неустойка с учетом моратория составляет 12 426 руб. 72 коп.
Удовлетворяя частично исковые требования, апелляционный суд правомерно исходил из того, что спорный земельный участок с кадастровым номером 51:01:2401015:2 принадлежит на праве собственности Российской Федерации; категория земель - земли особо охраняемых территорий и объектов.
Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 39.7 ЗК РФ в редакции, действующей с 01.03.2015, если иное не установлено настоящим Кодеком или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации установлены постановлением N 582.
Пункт 2 Правил допускает определение размера арендной платы на основании кадастровой стоимости земельных участков.
Вопрос о применении льготной арендной платы для лиц, заключающих договор аренды земельного участка, находящегося в публичной собственности, урегулирован законодателем в пункте 5 статьи 39.7 ЗК РФ.
Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в размере не выше размера земельного налога, рассчитанного в отношении такого земельного участка, в случае заключения договора аренды земельного участка, в частности с лицом, которое в соответствии с настоящим Кодексом имеет право на предоставление в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если такой земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд либо ограничен в обороте (подпункт 1 пункта 5 статьи 39.7 ЗК РФ).
По мнению Управления, Товарищество не подпадает под категорию лиц, которым возможно предоставление в собственность земельного участка бесплатно.
Между тем податель жалобы не учитывает, что Товарищество выступает в защиту интересов своих членов - граждан, правообладателей объектов недвижимости на спорном участке.
Отклоняя довод Управления о расчете арендной платы на основании рыночной стоимости земельного участка, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, апелляционный суд обоснованно учел нахождение на спорном земельном участке объектов недвижимого имущества (жилых домов, лодочного гаража), принадлежащих гражданам, которые являются членами Товарищества; фактически при заключении дополнительного соглашения от 12.01.2021 и продлении срока договора аренды Товарищество выступало в интересах своих членов.
Статьей 39.20 ЗК РФ закреплено преимущественное право собственника объекта недвижимости на предоставление ему в собственность или аренду расположенного под данным объектом земельного участка.
В силу постановления N 582 размер арендной платы определяется в том числе исходя из принципа экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования.
Соблюдением указанного принципа является достижение баланса интересов арендатора и арендодателя земельного участка посредством установления экономически обоснованных ставок арендной платы или иных показателей, применяемых для определения арендной платы.
Согласно статьям 390, 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая ставка земельного налога не может превышать 1,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка.
Апелляционный суд, исходя из установленных обстоятельств, счел допустимым применение льготной арендной платы, произведя расчет задолженности с учетом кадастровой стоимости земельного участка (статьи 39.20, 39.7 ЗК РФ, подпункт "г" пункта 3 Правил).
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы суда апелляционной инстанции, а сводятся к несогласию с выводами суда относительно обстоятельств по делу и имеющихся в нем доказательств, а потому не могут быть положены в основу отмены обжалуемых судебных актов, так как заявлены без учета норм части 2 статьи 287 АПК РФ, исключивших из полномочий суда кассационной инстанции установление обстоятельств, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешение вопросов достоверности или недостоверности доказательств, преимущества одних доказательств перед другими, а также переоценку доказательств, которым уже была дана оценка судами первой или апелляционной инстанции.
Неправильное применение норм материального права и нарушение норм процессуального права, которые могли бы послужить основанием для отмены принятого по делу судебного акта в соответствии со статьей 288 АПК РФ, судом кассационной инстанции не установлены, а потому кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2024 по делу N А42-4605/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
М. В. Захарова |
Судьи |
М.В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в размере не выше размера земельного налога, рассчитанного в отношении такого земельного участка, в случае заключения договора аренды земельного участка, в частности с лицом, которое в соответствии с настоящим Кодексом имеет право на предоставление в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если такой земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд либо ограничен в обороте (подпункт 1 пункта 5 статьи 39.7 ЗК РФ).
...
Статьей 39.20 ЗК РФ закреплено преимущественное право собственника объекта недвижимости на предоставление ему в собственность или аренду расположенного под данным объектом земельного участка.
...
Согласно статьям 390, 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая ставка земельного налога не может превышать 1,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка.
Апелляционный суд, исходя из установленных обстоятельств, счел допустимым применение льготной арендной платы, произведя расчет задолженности с учетом кадастровой стоимости земельного участка (статьи 39.20, 39.7 ЗК РФ, подпункт "г" пункта 3 Правил)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 31 июля 2024 г. N Ф07-8713/24 по делу N А42-4605/2023