01 августа 2024 г. |
Дело N А26-681/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Аникиной Е.А., Кудина А.Г.,
при участии от публичного акционерного общества "Россети Северо-Запад" Строгановой Н.А. (доверенность от 28.02.2024),
рассмотрев 31.07.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 11.12.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2024 по делу N А26-681/2023,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия, адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Андропова, д.2/24, ОГРН 1071001000828, ИНН 1001016090 (далее - Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к публичному акционерному обществу "Россети Северо-Запад", адрес: 196247, Санкт-Петербург, пл. Конституции, д.3, лит.А, пом. 16н, ОГРН 1047855175785, ИНН 7802312751 (далее - ПАО "Россети Северо-Запад", Общество, ответчик) о взыскании 270 659,15 руб. договорной неустойки по договору лесного участка от 29.12.2021 N 187.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Электрокомплект", адрес: 198215, Санкт-Петербург, б-р Новаторов, д.92 (далее - ООО "Электрокомплект").
Решением суда первой инстанции от 11.12.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 18.03.2024, Министерству в иске отказано.
В кассационной жалобе Министерство просит указанные судебные акты отменить и принять по делу новое решение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела. Настаивая на правомерном начислении договорной неустойки (на основании подпункта "в" пункта 4.2) податель жалобы обращает внимание, что нормативно-технологическая карта для применения в случаях установления ответственности за нарушение лесохозяйственных требований, ущерба причиненного лесам принята и утверждена Министерством в соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Республики Карелия (утвержденном Постановлением Правительства Республики Карелия от 23.10.2017 N 367-П) и опубликована на официальном сайте Министерства.
В судебном заседании представитель Общества с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве.
Представители Министерства и ООО "Электрокомплект", надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ). От Министерства поступили возражения на отзыв.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами, Министерство (арендодатель) и Общество (арендатор) 29.12.2021 заключили договор аренды лесного участка N 187, предметом которого является передача ответчику лесного участка, общей площадью 5, 3292 га, расположенного в Республике Карелия, Костомукшский городской округ, Костомукшское лесничество, Вокнаволокское участковое лесничество, (Вокнаволокское лесничество по материалам по лесоустройства), квартал N 154 (лесотаксационные выделы 24, 30) (части)); Ладвозерское участковое лесничество (Ладвозерское лесничество по материалам лесоустройства), квартал N 11 (лесотаксационные выделы 4, 7, 14, 17, 20 (части) (далее - Договор, Лесной участок). Срок действия Договора установлен с момента его подписания на 11 месяцев (пункт 6.1).
Вышеназванный Лесной участок передан арендатору с целью строительства, реконструкции, эксплуатации линейного объекта - размещение воздушной линии электропередачи на объекте "Строительство ВЛ-10 кВ с устройством линейного ответвления от ВЛ10 кВ Л-11К-03 от ПС-11К с монтажом ТП-10/0,4 линейного ответвления от ВЛ-10 кВ Л-11К-03 от ПС-11К с монтажом ТП-10/0,4 кВ (технологическое присоединение ООО "Форкос" по договору от 29.06.2021 N СПБ80-14512К/21).
Общество производило рубку лесных насаждений на основании лесной декларации от 29.03.2022.
В связи с поступлением 01.06.2022 в адрес Министерства уведомления Карельского филиала Общества N МР2/3-51/297/654 о завершении рубки лесных насаждений на арендуемом Лесном участке, сотрудниками ГКУ РК "Костомукшское центральное лесничество" (далее - Лесничество) 28.07.2022 проведены осмотры лесосеки в квартале N 154 (в лесотаксационных выделах 24, 24.2, 24.3, 30 Вокнаволокского участкового лесничества) и в квартале N 11 (в лесотаксационных выделах 4, 14, 17, 20, 7) на предмет соблюдения Обществом действующего законодательства при выполнении работ.
В ходе осмотра 28.07.2022 в квартале N 154 (в выделах 24, 24.2, 24.3, 30 Вокнаволокского участкового лесничества) выявлены следующие нарушения лесного законодательства: порубочные остатки не сложены в кучи или валы с приминанием для перегнивания, а разбросаны по всей площади лесного участка в не измельченном виде, в том числе, в непосредственной близости от стены леса; заготовленная древесина, сложенная в штабеля в объеме 14,07 кубометров, не отделена минерализованной полосой от стены леса и находится на расстоянии менее 40 метров от прилегающего хвойного леса (акт 28.07.2022 N 34-В (акт от 28.07.2022), а в квартале N 11 (в выделах 4, 14, 17, 20, 7 Ладвозерского участкового лесничества) - наличие порубочных остатков, разбросанных по всей площади лесного участка в неизмельченном виде, в том числе в непосредственной близости от стены леса- менее 10 метров (акты от 28.07.2022 N 34-В и от 28.07.2022 б/н).
В адрес Общества направлено претензионное письмо от 17.08.2022 N 177 с требованием устранить допущенные нарушения при использовании лесов.
В связи с окончанием срока действия Договора сотрудниками Лесничества 02.12.2022 проведены заключительные осмотры лесосек в квартале N 154 (в лесотаксационных выделах 24, 24.2, 24.3, 30 Вокнаволокского участкового лесничества на площади 2,0592 га) и в квартале 11 (в лесотаксационных выделах 4, 14, 17.1, 20,7 Ладвозерского участкового лесничества на площади 3,27 га) на предмет соблюдения Обществом действующего законодательства при выполнении работ.
В оформленных по итогам осмотра актах от 02.12.2022 N 68-В и от 02.12.2022 N 117 зафиксировано следующее: порубочные остатки не сложены в кучи или валы с приминанием для перегнивания, а разбросаны на площади лесного участка 5,3292 га (2,059 +3,27) в не измельченном виде, в том числе в непосредственной близости от стены леса; в квартале 154 выделе 30 Вокнаволокского участкового лесничества заготовленная древесина, сложенная в штабеля в объеме 14,07 кубометров, не отделена минерализованной полосой от стены леса и находится на расстоянии менее 40 метров от прилегающего хвойного леса.
В связи с нарушением Обществом условий Договора на основании его подпункта "в" пункта 4.2 Министерство начислило Обществу неустойку в общем размере 270 659 руб. 15 коп.
В адрес ответчика направлены претензии от 12.12.2022 N 15 и от 23.12.2022 N 14 с предложением оплатить неустойку в добровольном порядке в течение 10 календарных дней с момента получения претензии.
Поскольку неустойка по претензиям осталась не оплаченной, Министерство обратилось с настоящим иском в арбитражный суд.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и признали требования Министерства не подлежащими удовлетворению.
Свои вывод суды правомерно обосновали следующим.
Иск Министерства обусловлен требованием о взыскании неустойки, начисленной за неисполнение Обществом установленной Договором и нормативными актами обязанности по очистке мест рубок.
Факт и объем нарушения подтверждается материалами дела, в том числе актами осмотра от 28.07.2022 N 34-В, от 28.07.2022 б/н, от 02.12.2022 N 68-В и от 02.12.2022 N 117 и вступившим в законную силу решением суда по делу N А26-8383/2022, в рамках которого Министерство требовало устранить нарушения, допущенные при использовании лесов: произвести очистку мест рубок от порубочных остатков в кварталах N 11 и 154.
В рамках этого дела суд пришел к выводу, что оставление порубочных остатков на лесосеке после завершения рубки лесных насаждений, более того, в пожароопасный период не допускается и является нарушением условий Договора аренды лесного участка, приложения N 6 к Договору и Проекта освоения лесов.
Согласно подпункту "в" пункта 4.2. Договора арендатор за невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке мест рубок от порубочных остатков в соответствии с Правилами ухода за лесами, Правилами пожарной безопасности в лесах, Правилами санитарной безопасности в лесах, Видами лесосечных работ, порядком и последовательностью их проведения, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, захламление по вине Арендатора просек и прилегающих к лесосекам полос шириной 50 метров уплачивает Арендодателю неустойку в размере 5-кратной стоимости затрат, необходимых для очистки данной территории по нормативам в области лесного хозяйства, предусмотренным законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.
Означенные условия Договора корреспондируются с требованиями Приказа Минприроды России от 30.07.2020 N 542 "Об утверждении типовых договоров аренды лесных участков".
Из буквального толкования подпункта "в" пункта 4.2. Договора аренды лесного участка следует, что размер неустойки определяется исключительно по нормативам в области лесного хозяйства, предусмотренным законодательством РФ или законодательством субъектов РФ.
Расчет неустойки произведен Министерством на основании утвержденной им 31.01.2022 нормативно-технологической карты на очистку мест рубок без сжигания порубочных остатков в расчете на 1 га, согласно которой стоимость работ составляет 10157,59 руб. за 1 га.
Возражая против взыскания начисленной неустойки, Общество указывает, что примененная арендодателем калькуляция (нормативно-технологическая карта от 31.01.2022) по условиям Договора не может быть применена для расчета неустойки, а в отсутствие нормативов в области лесного хозяйства, предусмотренных законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации, условие о неустойке не может считаться согласованным.
Сопоставив положения ранее действовавшей типовой формы договоров аренды лесных участков, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 20.12.2017 N 693, и положения заключенного в соответствии с типовой формой договора лесного участка, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.07.2020 N 542, суды обосновано сочли, что размер неустойки, начисленной за 2022 год за нарушение правила об очистке мест рубок (лесосек) от порубочных остатков, должен определятся исключительно по нормативам в области лесного хозяйства, а определение размера неустойки по калькуляции арендодателя является недопустимым.
Следует согласиться с таким выводом судов, поскольку обстоятельства принятия, разработки нормативно-технологической карты от 31.12.2022 не соответствуют таким требованиям как: издание в установленном порядке компетентным органом исполнительной власти в пределах предоставленных ему полномочий в сфере нормативно-правового регулирования в области лесного хозяйства, распространение своего действия на неопределенный круг лиц, неоднократное применение в течение срока его действия, официальное опубликование в средствах массовой информации.
Иного истцом не доказано, возможность ознакомления с нормативно-технологической картой от 31.01.2022 всем заинтересованным в этом лицам не подтверждена.
Недопустимость расчета неустойки за спорный период по нормативно-технологической карте Министерства неоднократно получала надлежащую правовую оценку арбитражного суда (дела N А26-10686/2022, А26-10684/2022, А26-10488/2022).
При изложенных обстоятельствах, суды обоснованно не приняли расчет размера неустойки за 2022 год со ссылкой на подпункт "в" пункта 4.2. Договора, в обоснование которого были положены затраты поименованные в нормативно-технологической карте от 31.01.2022, а не как надлежало- с учетом применения нормативов в области лесного хозяйства, предусмотренных законодательством РФ или субъектов РФ.
При этом следует отметить, что в целях определения нормативных затрат на выполнение мероприятий по охране, защите, воспроизводству и использованию лесов на землях лесного фонда Республики Карелия Министерством издан Приказ от 22.02.2023 N 348 "Об утверждении нормативно-технологических карт на 2023 год"; действие приказа распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2023 года.
Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьей 288 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 11.12.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2024 по делу N А26-681/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"рассмотрев 31.07.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 11.12.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2024 по делу N А26-681/2023,
...
Общество производило рубку лесных насаждений на основании лесной декларации от 29.03.2022.
...
Означенные условия Договора корреспондируются с требованиями Приказа Минприроды России от 30.07.2020 N 542 "Об утверждении типовых договоров аренды лесных участков".
...
Сопоставив положения ранее действовавшей типовой формы договоров аренды лесных участков, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 20.12.2017 N 693, и положения заключенного в соответствии с типовой формой договора лесного участка, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.07.2020 N 542, суды обосновано сочли, что размер неустойки, начисленной за 2022 год за нарушение правила об очистке мест рубок (лесосек) от порубочных остатков, должен определятся исключительно по нормативам в области лесного хозяйства, а определение размера неустойки по калькуляции арендодателя является недопустимым."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 августа 2024 г. N Ф07-8972/24 по делу N А26-681/2023
Хронология рассмотрения дела:
28.01.2025 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-35417/2024
01.08.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-8972/2024
18.03.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-350/2024
11.12.2023 Решение Арбитражного суда Республики Карелия N А26-681/2023