02 августа 2024 г. |
Дело N А56-37245/2024 |
Резолютивная часть решения объявлена 31 июля 2024 года.
Полный текст решения изготовлен 02 августа 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Мунтян Л.Б.,
судей Аникиной Е.А., Кудина А.Г.,
при ведении аудиозаписи и протокола помощником судьи Мацур Л.Н.
при участии от публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" представителя Мелентьевой К.С. (доверенность от 14.03.2024 N 74-24);
рассмотрев 31.07.2024 в открытом судебном заседании заявление публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" о присуждении компенсации за неисполнение в разумный срок постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2021 по делу N А56-1882/2020,
заявитель: публичное акционерное общество "Россети Ленэнерго",
заинтересованное лицо: Администрация муниципального образования "Пудомягское сельское поселение";
Комитет финансов Гатчинского муниципального района Ленинградской области;
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Ленэнерго", адрес: 197349, Санкт-Петербург, Гаккелевская ул., д. 21, лит. А, ОГРН 1027809170300, ИНН 7803002209 (далее - ПАО "Россети Ленэнерго", Общество) на основании Федерального закона от 30.04.2010 N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Закон N 68-ФЗ) обратилось в Арбитражный суд Северо-Западного округа с заявлением о взыскании с Администрации муниципального образования "Пудомягское сельское поселение", адрес: 188348, Ленинградская обл., Гатчинский р-н, дер. Пудомяги, д. 7, ОГРН 1064705000029, ИНН 4705031132 (далее -Администрация), в пользу Общества компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2021 по делу N А56-1882/2020.
В качестве заинтересованных лиц к участию в деле судом привлечен Комитет финансов Гатчинского муниципального района Ленинградской области, адрес: 188300, Ленинградская обл., г. Гатчина, ул. К. Маркса, д.44 (далее - Комитет).
В обоснование заявленных требований ПАО "Россети Ленэнерго" ссылается на длительное неисполнение заинтересованными лицами постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2021 по делу N А56-1882/2020, в связи с чем нарушено право Общества на исполнение указанного судебного акта в разумный срок.
Как отражено в заявлении Общества, во исполнение постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2021 по делу N А56-1882/2020, которым с Администрации в пользу Общества взыскано 7 011 199 руб. 18 коп. неосновательного обогащения в виде стоимости бездоговорного потребления, 136 766 руб. 42 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных за период с 23.07.2019 по 30.10.2019, процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных на сумму неосновательного обогащения за период с 31.10.2019 до момента фактического исполнения основного обязательства. Судом 18.02.2021 выдан исполнительный лист серии ФС N 036662017, который полностью оплачен только 25.08.2021. Учитывая продолжительность нарушения прав заявителя и негативные финансовые последствия неисполнения судебного акта, Общество считает, что размер компенсации, учитывая разницу в расчетах процентов за пользование чужими денежными средствами (согласно платежному поручению от 24.08.2021 N 1225, денежные средства поступили на расчетный счет Общества только 25.08.2021), остаток задолженности за один день по исполнительному листу серии ФС N 036662017 от 18.02.2021 на текущую дату составляет 1 248 руб. 57 коп. В связи с изложенным Общество просит взыскать с Администрации компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 445 руб. 94 коп., а также проценты годовых от указанной суммы компенсации по учетной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 3 %, с 27.03.2024 до полной уплаты сумы компенсации.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.05.2024 заявление Общества принято к производству и назначено к рассмотрению в судебном заседании 10.07.2024; в порядке подготовки дела к судебному разбирательству заинтересованным лицам и Обществу предложено предоставить в суд объяснения, возражения и доводы относительно заявления о присуждении компенсации, а также документы и сведения о финансовом органе, осуществляющем организацию исполнения судебного акта.
В судебном заседании 10.07.2024 по ходатайству Общества к участию в деле привлечен Комитет финансов Гатчинского муниципального района Ленинградской области, адрес: 188300, Ленинградская обл., г. Гатчина, ул. К. Маркса, д. 44 (далее - Комитет), который в соответствии с соглашением от 11.01.2024 N 24/А-с "О передаче Гатчинскому муниципальному району части полномочий по исполнению бюджета муниципального образования "Пудомягское сельское поселение" Гатчинский муниципальный район Ленинградской области на 2021 год" осуществляет часть полномочий по исполнению бюджета Пудомягского сельского поселения. Рассмотрение заявления отложено на 31.07.2024.
В судебном заседании 31.07.2024 представитель Общества поддержал свое заявление в полном объеме.
Представители Администрации и Комитета, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявление рассматривается в отсутствие их представителей.
От Комитета поступили письменные пояснения от 31.07.2024 с изложением правовой позиции по заявлению.
Заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок рассматривается арбитражным судом по общим правилам искового производства с особенностями, установленными главой 27.1 АПК РФ и в соответствии с Законом N 68-ФЗ (часть 1 статьи 222.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ, Кодекс).
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, Арбитражный суд Северо-Западного округа не находит основания для удовлетворения заявления Общества по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 222.1 АПК РФ лицо, полагающее, что государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, должностным лицом нарушено его право на судопроизводство в разумный срок или право на исполнение судебного акта в разумный срок, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации.
Из части 1 статьи 1 Закона N 68-ФЗ следует, что неисполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, служит основанием для возникновения у лица, являющегося в судебном процессе стороной, права на обращение с заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
В соответствии со статьей 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и в силу статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 26.02.2010 N 4-П указано, что согласно статьям 1 (часть 1), 2, 15 (часть 2), 17 (часть 2), 18, 45 (часть 1), 46 (части 1 и 2), 52, 53, 55 и 118 Конституции Российской Федерации гарантированная ею и являющаяся обязанностью государства защита прав и свобод человека и гражданина, в том числе судебная защита, право на которую относится к основным неотчуждаемым правам и свободам человека и одновременно выступает гарантией всех других прав и свобод, не может быть признана действенной, если вынесенный в целях восстановления нарушенных прав судебный акт или акт иного уполномоченного органа своевременно не исполняется.
Судопроизводство в арбитражных судах и исполнение судебного акта осуществляются в разумные сроки (часть 1 статьи 6.1 АПК РФ).
Вопрос о том, нарушено ли право заявителя на исполнение судебного акта в разумные сроки, должен разрешаться с учетом оценки конкретных обстоятельств дела, в том числе с учетом действий, направленных на исполнение, взыскателя и должника.
Согласно части 3 статьи 1 Закона N 68-ФЗ присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Для исполнения судебных актов по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию Бюджетным кодексом Российской Федерации установлен трехмесячный срок (пункт 6 статьи 242.2 БК РФ).
При разрешении спора, судом установлены следующие обстоятельства.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2021 по делу N А56-1882/2020, с Администрации в пользу Общества взыскано 7 011 199 руб. 18 коп. неосновательного обогащения в виде стоимости бездоговорного потребления, 136 766 руб. 42 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных за период с 23.07.2019 по 30.10.2019, процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных на сумму неосновательного обогащения за период с 31.10.2019 до момента фактического исполнения основного обязательства, 58 740 руб. расходов по оплате государственной пошлины по иску и 3 000 руб. расходов по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
По заявлению Общества судом 18.02.2021 выдан исполнительный лист серии ФС N 036662017.
Указанный исполнительный лист в силу возложенной на Комитет компетенции и открытия в соответствии с приказом от 30.12.2020 N 81/кф Администрации лицевого счета главного распорядителя бюджетных средств (далее - ГРБС) принят к учету 11.05.2021 (вх N 404).
Во исполнение приказа Комитета от 16.05.2016 N 11-1/кф, утвердившего "Порядок ведения учета и осуществления хранения Комитетом финансов Гатчинского муниципального района исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) и исполнения решения налогового органа о взыскании налога, сбора, пеней и штрафов, предусматривающих взыскание на средства бюджетов муниципальных образований Гатчинского муниципального района Ленинградской области (далее - Порядок 11-1/кф) на основании пункта 3 Порядка Комитет на основании принятого исполнительного документа сформировал в автоматизированной информационной системе "Управление бюджетным процессом Ленинградской области - "АЦК-Финансы" "Исполнительные документы" в течение пяти рабочих дней после получения исполнительного документы передал 13.05.2021 должнику (Администрации) уведомление о поступлении исполнительного документа (получено 17.05.2021).
Порядок обращения взыскания на средства бюджетов муниципальных образований Гатчинского муниципального района Ленинградской области лицевые счета которых открыты в Комитета, регламентирован статьями 242.1, 242.2, 245.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
Орган местного самоуправления, осуществляющий бюджетные полномочия ГРБС местного бюджета в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов.
Как следует из пояснений заинтересованных лиц в первоначально принятом Советом депутатов муниципального образования "Пудомягское сельское поселение" Гатчинского муниципального района Ленинградской области решении от 14.12.2020 N 14 "О бюджете муниципального образования "Пудомягское сельское поселение" Гатчинского муниципального района Ленинградской области на 2021 г. И плановый период 2020-2023 гг." бюджетные ассигнования для исполнения требований по предъявленным исполнительным документам не были предусмотрены.
Однако 11.08.2021 на основании письменного обращения Администрации (уведомление об изменении бюджетных ассигнований N 200 от 11.08.2021) увеличены бюджетные ассигнования на исполнение требований по исполнительному листу ФС N 036662017 в сумме 7 210 000 руб.
Вследствие чего Администрация 24.08.2021 в 15 час. 30 мин посредством программного комплекса "АЦК-Финансы" подготовила заявку на оплату расходов на перечисление ПАО "Россети Ленэнерго" денежных средств в сумме 7 209 705 руб. 60 коп.(состоящая из 7 011 199 руб. 18 коп.- неосновательного обогащения и 136 766 руб. 42 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 23.07.2019 по 30.10.2019, 58 740 руб. расходов по оплате государственной пошлины по иску и 3 000 руб. расходов по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Комитет в соответствии с требованиями Порядка санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств бюджета Гатчинского муниципального района, бюджета МО "Город Гатчина", бюджетов муниципальных образований городских и сельских поселений Гатчинского муниципального района (в случае передачи части полномочий по вопросам казначейского исполнения бюджета поселения) и администраторов источников финансирования дефицита бюджета (утвержденного приказом от 14.01.2020 N 2/1кф, после проведения процедуры соответствующего санкционирования, подготовил и выгрузил по системе удаленного электронного документооборота с Управлением Федерального казначейства по Ленинградской области платежное поручение N 1225 от 24.08.2021 на сумму 7 209 705 руб. 60 коп.
В связи с тем, что платежное поручение по оплате основного долга в сумме 7 209 705 руб. 60 коп. подготавливалось и выгружалось по системе удаленного электронного документооборота с УФК Ленинградской области 24.08.2024, то и расчет процентов также осуществлялся по 24.08.2021 (включительно).
Дополнительно к указанному, 02.09.2021 Администрация представила в Комитет расчет процентов с 31.10.2019 по дату фактического исполнения основанного обязательства - по 24.08.2021 в сумме 655 200 руб. 97 коп.; дата исполнения платежного поручения N 1268 на указанную сумму - 02.09.2024. Данное обстоятельство подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривается.
Тот факт, что Комитет выгрузил платежное поручение 24.08.2021 на сумму 7 209 705 руб. 60 коп. и 25.08.2021 денежные средства ПАО "Россети Ленэнерго" получены, подтверждается представленными в дело документами и сторонами не опровергается.
Таким образом, поскольку платежное поручение N 1225 по оплате основного долга на сумму 7 209 705 руб. 60 коп., было подготовлено и выгружено по системе удаленного электронного документооборота с УФК Ленинградской области 24.08.2024, а проценты за период с 31.10.2019 по дату фактического исполнения основанного обязательства - по 24.08.2021 в сумме 655 200 руб. 97 коп. оплачены платежным поручением от 02.09.2024 N 1268, то надлежит признать, что обязательства по исполнению постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2021 по делу N А56-1882/2020 заинтересованными лицами выполнены надлежащим образом.
Исходя из указанных в заявлении доводов Общества суд приходит к выводу о том, что право заявителя на исполнение судебного акта в разумный срок не нарушено, в связи с чем в удовлетворении заявления надлежит отказать, оснований для присуждения компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делу N А56-1882/2020 не имеется.
Судебные расходы по уплате Обществом при обращении в суд с настоящим заявлением государственной пошлины в размере 6 000 руб. (платежное поручение от 23.08.2021 N 757) остаются на заявителе.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 222.9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
РЕШИЛ:
отказать публичному акционерному обществу "Россети Ленэнерго" в присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Решение вступает в законную силу немедленно.
На решение может быть подана кассационная жалоба в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Порядок обращения взыскания на средства бюджетов муниципальных образований Гатчинского муниципального района Ленинградской области лицевые счета которых открыты в Комитета, регламентирован статьями 242.1, 242.2, 245.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
...
Тот факт, что Комитет выгрузил платежное поручение 24.08.2021 на сумму 7 209 705 руб. 60 коп. и 25.08.2021 денежные средства ПАО "Россети Ленэнерго" получены, подтверждается представленными в дело документами и сторонами не опровергается.
Таким образом, поскольку платежное поручение N 1225 по оплате основного долга на сумму 7 209 705 руб. 60 коп., было подготовлено и выгружено по системе удаленного электронного документооборота с УФК Ленинградской области 24.08.2024, а проценты за период с 31.10.2019 по дату фактического исполнения основанного обязательства - по 24.08.2021 в сумме 655 200 руб. 97 коп. оплачены платежным поручением от 02.09.2024 N 1268, то надлежит признать, что обязательства по исполнению постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2021 по делу N А56-1882/2020 заинтересованными лицами выполнены надлежащим образом."
Решение Арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 августа 2024 г. N Ф07-7095/24 по делу N А56-37245/2024
Хронология рассмотрения дела:
02.08.2024 Решение Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-7095/2024