05 августа 2024 г. |
Дело N А66-14808/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кадулина А.В., судей Баженовой Ю.С., Чуватиной Е.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Вега" - директора Моргачева А.Н. (протокол общего собрания участников от 14.12.2023), от администрации города Твери - Репиной О.Ю. (доверенность от 27.12.2022),
рассмотрев 25.07.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Вега" на решение Арбитражного суда Тверской области от 18.01.2024 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2024 по делу N А66-14808/2023,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Фирма "Вега" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к администрации города Твери (далее - Администрация), уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о взыскании неосновательного обогащения по договору аренды земельного участка от 29.12.2006 N 0106-з/06 за периоды с 01.03.2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020, 2021, 2022 годы в размере 2 286 825 руб., о приостановлении текущих арендных платежей и пеней, о возложении обязанности произвести перерасчет сумм арендной платы на земельный участок за 2023 год с учетом ставки арендной платы 0,7% от кадастровой стоимости в соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 23.04.2013 N 217 и произвести зачет уплаченной арендной платы в счет платежей за аренду 2023 года.
Решением суда первой инстанции от 18.01.2024, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 04.04.2024, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, считая, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, судебные акты приняты с нарушением норм материального права, просит решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт.
В отзыве на кассационную жалобу Администрация просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Администрации, ссылаясь на их необоснованность, просил оставить жалобу без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Комитет по управлению имуществом Тверской области (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договор аренды от 29.12.2006 N 0106-з/06, на основании которого Обществу предоставлен в аренду земельный участок общей площадью 2 823,6 кв. м с кадастровым номером 69:40:0400010:9, расположенный по адресу: г. Тверь, ул. Дмитрия Донского, д. 35а.
Согласно пункту 1.2 договора участок предоставляется арендатору под административные помещения и крытую автостоянку.
В пункте 3.4 договора стороны согласовали размер, сроки и порядок внесения арендной платы за пользование земельным участком, согласно которому арендатор обязан вносить арендную плату следующими частями:
- не позднее 15.04 - 1/4 годовой суммы;
- не позднее 15.07 - 1/4 годовой суммы;
- не позднее 15.10 - 1/2 годовой суммы.
Согласно приложению 2 к договору Общество вносит арендную плату за земельный участок:
- площадью 1 945,5 кв. м под административные помещения;
- площадью 48 кв. м под крытую автостоянку.
С момента заключения договора аренды и до 31.12.2020 расчет арендной платы производился в соответствии с постановлением администрации Тверской области от 26.12.2007 N 396-па "О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Тверской области, а также за пользование земельными участками из категории земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности Тверской области, в случае их предоставления без проведения торгов" (далее - Постановление N 396-па), а также на основании решения Тверской городской Думы от 30.09.2015 N 211 "Об утверждении значений коэффициента социально-экономических особенностей в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории города Твери".
В расчете арендной платы применялся коэффициент социально-экономических особенностей "32.3. Земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий - административные здания прочих организаций и физических лиц" значение 2,2 и "8. Земельные участки, предназначенные для размещения автостоянок" значение 2,2.
Постановление N 396-па утратило силу с 01.01.2021 в связи с изданием постановления Правительства Тверской области от 30.05.2020 N 250-пп.
Началом действия постановления Правительства Тверской области от 30.05.2020 N 250-пп "О Порядке определения размера арендной платы за земельные участки из категории земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в собственности Тверской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленные в аренду без торгов" (далее - Порядок определения арендной платы) является 01.01.2021.
Таким образом, с 01.01.2021 расчет арендной платы производился на основании постановления Правительства Тверской области от 30.05.2020 N 250-пп и решения Тверской городской Думы от 29.12.2020 N 310 "Об утверждения значений коэффициента, применяемого при определении размера арендной платы за земельные участки, расположенные на территории города Твери, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленные в аренду без проведения торгов".
В соответствии с пунктом 7 Порядка определения арендной платы в случае осуществления арендатором нескольких видов деятельности на предоставленном в аренду земельном участке, при расчете арендной платы за весь земельный участок применяется коэффициент (К), соответствующий тому виду деятельности, значение которого наибольшее.
На основании дополнительного соглашения от 17.08.2022 N 279-1 в преамбулу договора в число арендаторов добавлен Мкртычян Владимир Леванович, а также определено, что Общество вносит арендную плату за земельный участок с кадастровым номером 69:40:0400010:9 площадью 1 945,5 кв. м под административные помещения с 02.02.2021, а Мкртычян В.Л. - за 48 кв. м под крытую автостоянку с 02.02.2021.
С учетом дополнительного соглашения сумма уменьшения арендной платы, вносимая по периодическим платежам, составляла:
- по сроку оплаты до 15.04.2021 - 256 руб.
- по сроку оплаты до 15.07.2021 - 4 866 руб.
- по сроку оплаты до 15.10.2021 - 7 684 руб.
В 2022 году в связи с уточнением кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 69:40:0400010:9 (удельный показатель 5 335,74 за 1 кв. м) и на основании положений дополнительного соглашения произведено изменение арендной платы.
Полагая, что арендная плата подлежит исчислению на основании приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 23.04.2013 N 217 "Об утверждении ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод" (далее - Приказ N 217), а также считая что Администрация в связи с этим за счет завышенной платы за аренду земельного участка получила от Общества неосновательное обогащение в сумме 2 286 825 руб., Общество обратилось в арбитражный суд с указанными требованиями.
Суд первой инстанции отказал в иске, признав заявленные требования необоснованными.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В силу пункта 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 данного Кодекса, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
К объектам, предусмотренным подпунктом 2 статьи 49 ЗК РФ, относятся объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения.
Согласно пункту 5 Правилами определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Правила N 582) арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации, в отношении земельных участков, которые предоставлены без проведения торгов для размещения, в частности, трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
Приказом N 217 установлена ставка арендной платы в размере 0,7% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка.
Отказывая в удовлетворении исковых требований суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из того, что в данном случае земельный участок с кадастровым номером 69:40:0400010:9 имеет разрешенное использование - "административное помещение и крытая автостоянка", фактически используется для эксплуатации административного здания, в связи с этим не может считаться предоставленным для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 ЗК РФ.
Нахождение в границах земельного участка с кадастровым номером 69:40:0400010:9 теплотрассы само по себе не является основанием для применения в данном случае льготного по своей сути размера арендной платы, установленного для земельных участков, специально предоставленных для размещения подобных объектов.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что в иске отказано правильно, обжалуемые решение и постановление являются законными, обоснованными и отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 18.01.2024 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2024 по делу N А66-14808/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Вега" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Кадулин |
Судьи |
А.В. Кадулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 5 Правилами определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Правила N 582) арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации, в отношении земельных участков, которые предоставлены без проведения торгов для размещения, в частности, трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
...
Отказывая в удовлетворении исковых требований суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из того, что в данном случае земельный участок с кадастровым номером 69:40:0400010:9 имеет разрешенное использование - "административное помещение и крытая автостоянка", фактически используется для эксплуатации административного здания, в связи с этим не может считаться предоставленным для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 ЗК РФ."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 августа 2024 г. N Ф07-9410/24 по делу N А66-14808/2023
Хронология рассмотрения дела:
05.08.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-9410/2024
05.08.2024 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-1556/2024
04.04.2024 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-1556/2024
18.01.2024 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-14808/2023