07 августа 2024 г. |
Дело N А13-4517/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Кудина А.Г., Савицкой И.Г.,
при участии от муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования "Город Вологда" "Вологдагорводоканал" Вьюркова А.В. (доверенность от 29.03.2024 N 26),
рассмотрев 05.08.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования "Город Вологда" "Вологдагорводоканал" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 15.12.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2024 по делу N А13-4517/2023,
УСТАНОВИЛ:
Северное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, адрес: 163000, г. Архангельск, Троицкий просп., д. 14, ОГРН 1042900024562, ИНН 2901127831 (далее - Управление), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с исковым заявлением к муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования "Город Вологда" "Вологдагорводоканал", адрес: 160000, г. Вологда, Советский просп., д. 128, ОГРН 1023500894020, ИНН 3525023596 (далее - Предприятие), о взыскании 342 697 руб. в возмещение ущерба, причиненного окружающей среде в результате сброса неочищенных сточных вод в реку Вологду.
Решением суда первой инстанции от 15.12.2023 исковые требования Управления удовлетворены в полном объеме.
Постановлением апелляционного суда от 26.02.2024 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Предприятие ссылается на несоответствие выводов судов, изложенных в решении и постановлении, обстоятельствам дела, на неправильное применение судами норм материального права и просит обжалуемые судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение. По мнению подателя жалобы не получило надлежащую оценку то обстоятельство, что не только ответчик осуществляет сброс поверхностных сточных вод в общую водоотводную канаву. Управлением составлены акты осмотра самостоятельно, подход к общей канаве и отбор воды в общей водоотводной канаве выше места впадения канавы от пруда Предприятия не осуществлялись. Ответчик выражает несогласие с выводами судов о том, что сброс сточных вод через трубопровод в районе д. Баранково оказал непосредственное влияние на качество воды в водном объекте по аммоний-иону, фосфатам (по Р), БПК5, нитрит-иону, поскольку согласно экспертному заключению филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Северо-Западному федеральному округу" - "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Вологодской области" (далее - ЦЛАТИ по Вологодской области) от 23.02.2022 N 5 вода ниже сброса поверхностных сточных вод стала чище по всем показателям. Кроме того, согласно экспертному заключению ЦЛАТИ по Вологодской области от 14.02.2022 N 2 ухудшение имеет место только по аммонию и БПК5.
В судебном заседании представитель Предприятия поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
В соответствии с положениями статей 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Управления, извещенного надлежащим образом о времени и месте ее рассмотрения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в ходе проведения административного расследования по части 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) на основании измерений и лабораторных анализов выявлен факт нарушения Предприятием части 6 статьи 56, части 4 статьи 35 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ).
В ходе обследования территории водоохранной зоны реки Вологды установлено, что на расстоянии 75 м от р. Вологда расположен пруд (отстойник). Из пруда осуществляется сброс сточных вод в канаву (водоотводную канаву), которая впадает в общую канаву, непосредственно выведенную в р. Вологду (общая канава заканчивается бетонным трубопроводом, проходящим под дорогой).
Управление установило осуществление Предприятием сброса неочищенных сточных вод в р. Вологду в районе д. Баранково в г. Вологда с превышением предельно допустимых концентраций, установленных для водоемов, имеющих рыбохозяйственное значение, по аммоний-иону, сульфатам, фосфат-иону (по Р), что свидетельствует о причинении вреда водному объекту.
В соответствии с Методикой исчисления вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства Российской Федерации, утвержденной приказом Минприроды России от 13.04.2009 N 87 (далее - Методика N 87), Управление произвело расчет размера вреда и направило Обществу претензию с требованием о возмещении 342 697 руб. ущерба. При составлении расчета Управление учло, что нормативы допустимого сброса вредных (загрязняющих) веществ и лимиты на сброс не устанавливались. Расход сточных вод за период сброса составил 33,36 куб. м/ч (определен в соответствии с экспертными заключениями ЦЛАТИ по Вологодской области от 25.02.2022 N 3). Период сброса сточных вод принят с 09 ч 15 мин. 09.02.2022 (время отбора первой пробы сточной воды) по 11 ч 10 мин. 16.02.2022 (время отбора третьей пробы сточной воды).
Оставление Предприятием без удовлетворения претензии послужило основанием для обращения Управления в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, установив факт сброса ответчиком сточных вод с превышением предельно установленных допустимых концентраций вредных веществ, в результате чего был причинен вред окружающей среде, удовлетворил иск.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Согласно статье 78 Закона N 7-ФЗ компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
Исходя из положений пункта 2 статьи 16 Закона N 7-ФЗ сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты являются одним из видов негативного воздействия на окружающую среду.
В соответствии с частью 1 статьи 44 ВК РФ использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
Статьей 56 ВК РФ установлен запрет на сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 60 ВК РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Законом N 7-ФЗ.
Согласно статье 35 ВК РФ содержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты (часть 1). Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах (часть 2). Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты (часть 4).
В соответствии со статьей 69 ВК РФ лица, причинившие вред водным объектам, возмещают его в добровольном или в судебном порядке. Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Превышение нормативов допустимого воздействия на водные объекты является самостоятельным нарушением водного законодательства (часть 4 статьи 35 ВК РФ), имущественная ответственность за которое определяется на основании Методики N 87.
Нарушение Предприятием водоохранного законодательства, выразившегося в сбросе из пруда N 1 (отстойника) в водный объект - р. Вологда - сточных вод с превышением установленного норматива предельно допустимого сброса загрязняющих веществ судами установлен на основании представленных в материалы дела актов и протоколов обследования территории, фото- и видеоматериалов, результатов выездных обследований 02.02.2022, 09.02.2022, 16.02.2022, административного расследования 04.03.2022 и исследования проб. Превышение предельно допустимых концентраций в сточных водах следует из заключения экспертной организации от 23.02.2022 N 5.
Предприятие мотивированно утверждало, что сброс поверхностных сточных вод в общую водоотводную канаву осуществляет не только ответчик. В материалы дела представлено письмо администрации г. Вологды от 30.06.2023 N 13-2-2-8/5376/8986, согласно которому водоотводная канава, расположенная в районе д. Барнково, отводит в реку Вологду поверхностные сточные воды с мелиоративной системы "Доронино".
Данному обстоятельству надлежащая оценка судами не дана, заявленный довод не проверен.
Управление в ходе осмотров, проведенных 02.02.2022, 09.02.2022, 16.02.2022, не выявило наличие воды в общей водоотводной канаве выше места впадения канавы, в которую непосредственно осуществляется сброс стоков из пруда N 1 (отстойника) и далее в водный объект, иных сбросов сточных вод в общую водоотводную канаву, кроме как из пруда N 1 (отстойника) не обнаружило.
Однако из экспертного заключения от 23.02.2022 N 5 следует содержание аммония в воде пруда-отстойника - 1,9 мг/л (проба 108.22.V), а в водоотводной канаве такой показатель - 8,7 мг/л и 12,2 мг/л (пробы 107.22. V и 109.22. V).
При этом отбор воды в общей водоотводной канаве выше места впадения канавы от пруда Предприятия 09.02.2022, 26.02.2022 не производился.
Оставлен без внимания довод Предприятия о том, что согласно экспертному заключению ЦЛАТИ по Вологодской области от 23.02.2022 N 5 вода ниже сброса поверхностных сточных вод стала чище по аммоний-иону, фосфатам (по Р), БПК5, нитрит-иону (пробы 110.22.V и 75.22.V).
С учетом изложенного судебные акты приняты при неполно выясненных обстоятельствах, а также в недостаточной степени мотивированы.
Таким образом, решение Арбитражного суда Вологодской области от 15.12.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2024 по делу N А13-4517/2023 подлежат отмене.
Поскольку для принятия законного и обоснованного решения требуются исследование и оценка доказательств, а также совершение иных процессуальных действий, которые суд кассационной инстанции не вправе совершать в силу его полномочий, дело в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное, установить обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела, проверить заявленные Предприятием доводы, и, правильно применив нормы материального и процессуального права, принять законное и обоснованное решение, а также распределить судебные расходы, в том числе по кассационной жалобе.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 15.12.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2024 по делу N А13-4517/2023 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Вологодской области.
Председательствующий |
Е.А. Аникина |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 69 ВК РФ лица, причинившие вред водным объектам, возмещают его в добровольном или в судебном порядке. Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Превышение нормативов допустимого воздействия на водные объекты является самостоятельным нарушением водного законодательства (часть 4 статьи 35 ВК РФ), имущественная ответственность за которое определяется на основании Методики N 87.
...
Оставлен без внимания довод Предприятия о том, что согласно экспертному заключению ЦЛАТИ по Вологодской области от 23.02.2022 N 5 вода ниже сброса поверхностных сточных вод стала чище по аммоний-иону, фосфатам (по Р), БПК5, нитрит-иону (пробы 110.22.V и 75.22.V).
С учетом изложенного судебные акты приняты при неполно выясненных обстоятельствах, а также в недостаточной степени мотивированы.
Таким образом, решение Арбитражного суда Вологодской области от 15.12.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2024 по делу N А13-4517/2023 подлежат отмене."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 августа 2024 г. N Ф07-7693/24 по делу N А13-4517/2023