06 августа 2024 г. |
Дело N А56-49570/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Трощенко Е.И., судей Лущаева Ю.А., Родина Ю.А.,
при участии от Комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области Морозовой Н. И. (доверенность от 26.01.2024), от главы крестьянского (фермерского) хозяйства Дашковского Вячеслава Петровича - Дашковской М. А. (доверенность от 11.01.2023), Дашковского Вячеслава Петровича (паспорт),
рассмотрев 06.08.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Дашковского Вячеслава Петровича на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.12.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2024 по делу N А56-49570/2023,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области, адрес: 191311, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, ОГРН 1057810015702, ИНН 7842309040 (далее - Комитет), обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Дашковскому Вячеславу Петровичу (далее - Дашковский В.П.), о взыскании в доход областного бюджета 3 000 000 руб. субсидии.
Решением суда от 18.12.2023 иск удовлетворен в заявленном размере.
Постановлением апелляционного суда от 04.04.2024 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Дашковский В.П., ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит решение от 18.12.2023 и постановление от 04.04.2024 отменить, в требованиях отказать.
По мнению подателя жалобы, иск неправомерно удовлетворен, основания получения субсидии соблюдены, суды не оценили доказательства ответчика, требования о возврате субсидии необоснованны.
В судебном заседании Дашковский В.П. и его представитель поддержали доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Комитета возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что главе крестьянского (фермерского) хозяйства Дашковскому Вячеславу Петровичу как участнику основного мероприятия "Ленинградский гектар" в рамках реализации подпрограммы "Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие" государственной программы Ленинградской области "Развитие сельского хозяйства Ленинградской области" в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат на реализацию плана создания и развития сельскохозяйственного производства на земельном участке, предоставленном в аренду в рамках основного мероприятия "Ленинградский гектар", не возмещаемых в рамках иных направлений государственной поддержки, в соответствии с Порядком предоставления субсидий на государственную поддержку агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса, утвержденным постановлением Правительства Ленинградской области от 04.02.2014 N 15 (далее - Порядок), из областного бюджета Ленинградской области в 2019 году предоставлена государственная поддержка в форме субсидии.
Между Комитетом (главным распорядителем) и Дашковским В.П. (получателем) было заключено Соглашение (договор) от 01.11.2019 N 19-03 о предоставлении из областного бюджета Ленинградской области грантов в форме субсидий (далее - Соглашение), а также дополнительное Соглашение к нему от 18.11.2019 N1.
В рамках реализации проекта (мероприятий) получателем должно быть осуществлено: строительство лагеря для содержания поголовья площадью 400 м2 (срок исполнения - декабрь 2020 года); приобретение трактора МТЗ; приобретение 20 голов телят КРС мясной породы; строительство жилого дома (срок исполнения - декабрь 2020 года).
Во исполнение Соглашения Комитетом платежным поручением N 614405 от 10.12.2019 Дашковскому В.П. перечислена субсидия в размере 3 000 000 руб.
В соответствии с пунктами 5.3.2 и 5.3.5 Соглашения получатель субсидии обязан направлять грант на финансовое обеспечение (возмещение) затрат в соответствии с целями, указанными в Порядке, а также обязан обеспечить достижение значений показателей результативности предоставления гранта в соответствии с Приложением N 1.
Приложением N 1 к Соглашению установлены показатели результативности предоставления субсидии - увеличение (сохранение) объема производства сельскохозяйственной продукции на пять лет к уровню года получения гранта: на 31.12.2020 - 35 %; на 31.12.2021 - 55 %; на 31.12.2022 - на 85 %; на 31.12.2023 - на 100 %.
На основании распоряжения Комитета от 20.06.2022 контрольной группой проведена проверка соблюдения условий порядка предоставления субсидии, предоставленной Дашковскому В.П. в 2019 году.
По итогам проверки были установлены нарушения Дашковским В.П. условий предоставления субсидии, а именно: в нарушение пункта 5.3.2 Соглашения средства гранта были направлены не на финансовое обеспечение затрат в соответствии с целями гранта; в нарушение пункта 5.3.5 Соглашения не обеспечено достижение значений показателей результативности предоставления гранта в соответствии с приложением N 1 к Соглашению.
Дашковским В.П. не исполнялся утвержденный и представленный им с заявкой на получение гранта бизнес-план по созданию животноводческой фермы (цель бизнес-плана: создание животноводческой фермы мясного направления деятельности по откорму 100 голов КРС Аберди-ангусской и Герефордской пород в объеме 15 тонн в год).
В соответствии с пунктом 2.14 Порядка в случае установления по итогам проверок, проведенных Комитетом и управлением ветеринарии, а также уполномоченным органом государственного финансового контроля, фактов нарушения условий, целей и порядка предоставления субсидий, а также недостижения показателей результативности, определенных этим Порядком и заключенным соглашением, возврат средств производится в добровольном порядке в течение месяца с даты получения письменного требования Комитета или управления ветеринарии, а также уполномоченного органа государственного финансового контроля Ленинградской области.
В случае неперечисления получателем субсидии полученных средств в областной бюджет Ленинградской области в течение месяца с даты получения письменного требования от Комитета (управления ветеринарии) или уполномоченного органа государственного финансового контроля Ленинградской области взыскание суммы субсидии осуществляется в судебном порядке.
Пунктом 6.1 Соглашения также предусмотрено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по Соглашению стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В связи с нарушением условий предоставления субсидии, предусмотренных Соглашением в части достижения показателей результативности использования субсидии, Комитет направил в адрес Дашковского В.П. письмо (требование) от 18.02.2022 N и-06-1031/2022 о расторжении Соглашения и возврате полученной суммы субсидии в размере 3 000 000 руб.
Указанное требование оставлено Дашковским В.П. без удовлетворения, что явилось основанием для обращения Комитета в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 78 БК РФ).
Постановлением Правительства Ленинградской области от 04.02.2014 N 15 утвержден Порядок предоставления субсидий на государственную поддержку агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса, в которым установлены категории и критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц, имеющих право на получение государственной поддержки в сфере агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса (далее - получатели субсидий), цели, условия и порядок предоставления субсидий из областного бюджета Ленинградской области, в том числе за счет средств, поступивших в порядке софинансирования из федерального бюджета (далее - субсидии), требования к отчетности и об осуществлении контроля за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидий и ответственности за их нарушение.
В соответствии с пунктом 2.1 Порядка субсидии предоставляются при условии заключения соглашения о предоставлении субсидий на текущий год между Комитетом и получателем субсидий.
В силу части 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных этой статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 данной статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
По мнению подателя жалобы, иск неправомерно удовлетворен, основания получения субсидии соблюдены, суды не оценили доказательства ответчика, требования о возврате гранта необоснованны.
Данные доводы подлежат отклонению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между Комитетом и Дашковским В.П. заключено Соглашение (договор) от 01.11.2019 N 19-03, в соответствии с которым последнему на основании платежного поручения N 614405 от 10.12.2019 была перечислена субсидия в размере 3 000 000 руб.
Дашковским В.П. в Комитет были представлены отчеты (в том числе от 11.01.2023), согласно которым показатели результативности предоставления гранта им соблюдены полностью, а именно по состоянию на: 31.12.2021 - на 55% от запланированного; 31.12.2022 - на 85% от запланированного.
Комитетом проведена проверка соблюдения условий порядка предоставления субсидии, представленной Дашковскому В.П. в 2019 году, в ходе которой у Дашковского В.П. запрошены документы, подтверждающие соблюдение условий и порядка предоставления субсидии (гранта) "Ленинградский гектар", а также выполнения Плана расхода.
Согласно отчетам Дашковского В.П. средства гранта в полном объеме израсходованы на цели, указанные в Плане: приобретен трактор МТЗ на сумму 300 000 руб., приобретено 20 голов телят КРС мясной породы на сумму 700 000 руб., заключены договоры на строительство лагеря для содержания поголовья КРС площадью 400 м2 на сумму 1 500 000 руб. и жилого дома на сумму 500 000 руб.
Судами установлено, что при проведении проверки информация, предоставленная Дашковским В.П., не подтвердилась.
Так, согласно представленным копиям договора купли-продажи сельскохозяйственной техники от 19.11.2019 N 000078423090404521900003С/1, спецификации к договору N 00007842309404521900003С/1, акта приема - передачи к договору N00007842309404521900003С/1, свидетельства о регистрации на трактор с г.р.з. 4830ХХ47, владельцем которого на дату составления указанного договора являлся Ивков А.Н., Дашковский В.П. приобрел у главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ивкова А.Н. трактор МТЗ, г.р.з. 4830ХХ47. Денежные средства за который в сумме 300 000 руб. были перечислены Ивкову А.Н. платежным поручением N 2 от 13.12.2019.
В ходе визуального осмотра земельного участка Дашковского В.П. Комитетом обнаружены части (детали) разобранного трактора, которые не позволяли его идентифицировать по государственному регистрационному знаку и номеру двигателя.
Комитетом сделан запрос в Управление Ленинградской области по государственному техническому надзору и контролю в отношении трактора с конкретным государственным регистрационным знаком (4830ХХ47), содержащимся в представленных Дашковским В.П. документах.
Согласно ответу Управления Ленинградской области по государственному техническому надзору и контролю от 06.07.2022 Исх-3084/2022 Дашковским В.П. тракторы и иные самоходные машины и прицепы к ним на территории Ленинградской области не зарегистрированы, регистрационные действия не проводились.
Кроме того, Гостехнадзор Ленинградской области указал, что трактор МТЗ (г.р.з. 4830ХХ47) на Дашковского В.П. не зарегистрирован, а согласно договору купли-продажи от 19.05.2022 данный трактор продан Ивковым А.Н. иному лицу - Ивкову Н.В. с получением нового г.р.з 3544ХК47.
Следовательно, сведения, представленные Дашковским В.П. о приобретении трактора МТЗ (г.р.з. 4830ХХ47) по договору купли-продажи сельскохозяйственной техники от 19.11.2019 N 000078423090404521900003С/1, документально не подтверждены.
Суды обоснованно отклонили довод Дашковского В.П. о том, что транспортные средства и техника, собранные индивидуально из запасных частей и номерных компонентов в виде двигателя, кузова, рамы, коробки передач, основного ведущего моста, в том числе из бывших в употреблении, а также серийно выпускаемые транспортные средства и техника, собранные из бывших в употреблении запасных частей и номерных компонентов, в органах гостехнадзора регистрации не подлежат.
В соответствии с Правилами государственной регистрации самоходных машин и других видов техники, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2020 N 1507, самоходные машины и прицепы к ним подлежат государственной регистрации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники.
Как определено в статье 1 Федерального закона от 02.07.2021 N 297-ФЗ "О самоходных машинах и других видах техники", трактор является самоходной машиной и подлежит обязательной государственной регистрации в целях государственного учета и допуска ее к эксплуатации.
Как правильно указали суды, сборка трактора из индивидуальных запасных частей не может подтверждать целевое расходование средств субсидии без предоставления соответствующих регистрационных документов на такую самоходную машину.
В качестве подтверждения соблюдения плана расходов в отношении строительства лагеря для содержания поголовья и жилого дома Дашковским В.П. были представлены копии договора подряда от 16.12.2019 N 000078423090404521900003С/3 с дополнительным соглашением от 30.11.2022, согласно которым индивидуальный предприниматель Сомов И.И. обязался в срок не позднее 31.05.2021 построить лагерь для содержания КРС и жилой дом.
Как установлено судами, Дашковским В.П. не были представлены на момент проведения проверки оригинал договора подряда, а также документы, подтверждающие завершение работ (акт приема-передачи).
При визуальном осмотре Комитетом был обнаружен объект незавершенного строительства, состоящий из двух частей под одной крышей. При этом одна часть строения не имела стен.
В качестве подтверждения расходования денежных средств на постройку лагеря для содержания поголовья Дашковский В.П. ссылался на акт ветеринарно-санитарного обследования места содержания животных от 11.05.2021, выданный ГБУ ЛО "Станция по борьбе с болезнями животных Лодейнопольского и Подпорожского районов".
Суды обоснованно отклонили данное доказательство, поскольку этот акт является документом, указывающим, что на дату его составления животные содержались вне заразных и инфекционных болезнях условиях, однако, он не подтверждает содержание животных в конкретном соответствующем, специально построенном для этих целей помещении.
В качестве доказательств приобретения бычков Дашковским В.П. была представлена копия договора поставки от 12.12.2019 N 000078423090404521900003С/2, в соответствии с которым он приобрел у главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ивкова А.Н. 20 голов КРС на общую сумму 700 000 руб.
В соответствии с платежным поручением N 1 от 13.12.2019 главе крестьянского (фермерского) хозяйства Ивкову А.Н. перечислены денежные средства в сумме 700 000 руб.
Суды обоснованно посчитали, что данные документы не подтверждают соблюдение условий предоставления субсидии, поскольку в ходе проверки Дашковским В.П. не были представлены ветеринарные сопроводительные документы на указанных 20 бычков, в ходе выезда по месту нахождения хозяйства указанные животные не обнаружены.
Согласно сведениям из Управления ветеринарии Ленинградской области от 13.04.2022 у главы крестьянского (фермерского) хозяйства Ивкова А.Н. в 2018-2021 годах не содержалось бычков в указанном количестве (всего 6 голов за весь указанный период).
Однако на дату 12.07.2022 у главы крестьянского (фермерского) хозяйства Дашковского В.П. находилось 16 бычков, которые в соответствии с идентификационными метками, распложенными на животных, были приобретены Дашковским В.П. у АО "Племсовхоз "Мегрега" по договору от 21.06.2021.
Следовательно, суды сделали обоснованный вывод о том, что факт приобретения Дашковским В.П. 20 голов бычков у Ивкова А.Н. на основании договора поставки от 12.12.2019 документально не подтвержден.
Более того, согласно поступившим 30.11.2022 сведениям из Управления ветеринарии Ленинградской области 16 голов крупного рогатого скота (бычков) 14.11.2022 вывезены для убоя в адрес ИП Мартыновой Р.П. и по состоянию на указанную дату животные у Дашковского В.П. отсутствуют.
Соответственно, суды пришли к правильному выводу о неподтвержденном расходе средств субсидии Дашковским В.П. на сумму 3 000 000 руб.
В ходе проверки Комитетом также установлено, что Дашковским В.П. не исполняется утвержденный и представленный им с заявкой на получение гранта бизнес-план по созданию животноводческой фермы.
Так, согласно разделу 7 (поголовье скота К(Ф)Х по годам) на 2022 год Дашковским В.П. планировалось содержать стадо из 150 голов (по 50 коров, телят и быков).
Однако согласно информации, представленной Управлением ветеринарии Ленинградской области от 09.02.2023 01-11-355/2023, в период с 01.01.2022 до 01.12.2022 в К(Ф)Х содержалось 19 голов КРС, 3 из которых направлены на убой для собственных нужд, а 16 - вывезены 14.11.2022 на убойный пункт в Республику Карелия. Для дальнейшего выращивания К(Ф)Х Дашковским В.П. 07.12.2022 приобретено 15 бычков возраста 1 месяца.
Приложением 1 к Соглашению (договору) N 19-03 о предоставлении из бюджета Ленинградской области грантов в виде субсидии от 01.11.2019 установлены показатели результативности предоставления субсидии: увеличение (сохранение) объеме производства сельскохозяйственной продукции на пять лет к уровню года получения гранта: на 31.12.2020 -35%; на 31.12.2021-55%; на 31.12.2022-85%; на 31.12.2023-100%.
С учетом обстоятельств дела Комитет сделал правильный вывод, что сельскохозяйственная деятельность Дашковского В.П. не соответствует бизнес-плану: вместо запланированного стада в 150 голов КРС на конец 2022 года в хозяйстве находилось 15 месячных телят КРС.
Суды сделали обоснованный вывод, что материалами дела подтверждается нарушение Дашковским В.П. условий предоставления субсидии, предусмотренных Соглашением N 19-03 в части достижения показателей результативности использования субсидии.
Апелляционный суд правомерно отклонил довод Дашковского В.П. об отсутствии у Комитета правовых оснований для расторжения Соглашения N 19-03 и возврата денежных средств.
В силу пункта 7.5 Соглашения его расторжение одностороннем порядке возможно по требованию главного распорядителя, в том числе ввиду неисполнения получателем обязательств, установленных пунктом 5.3 Соглашения; недостижения получателем установленных настоящим Соглашением значений показателей результативности предоставления гранта.
Пунктом 2.14 Порядка предусмотрено, что в случае установления по итогам проверок, проведенных Комитетом и управлением ветеринарии, а также уполномоченным органом государственного финансового контроля, фактов нарушения условий, целей и порядка предоставления субсидий, а также недостижения показателей результативности, определенных этим Порядком и заключенным соглашением, производится возврат получателем средств субсидии в добровольном порядке в течение месяца с даты получения письменного требования комитета или управления ветеринарии, а также уполномоченного органа государственного финансового контроля Ленинградской области.
Как установлено судами, в рамках соблюдения досудебного порядка урегулирования спора Комитетом в адрес Дашковского В.П. было направлено письмо-требование от 18.02.2022 N и-06- 1031/2022 о расторжении Соглашения и возврате полученной суммы субсидии в размере 3 000 000 руб.
Следовательно, у главного распорядителя имелись законные основания для расторжения Соглашения в одностороннем порядке и предъявления требования о возврате полученной субсидии.
Оценив материалы дела, доводы сторон и представленные ими доказательства в совокупности и взаимосвязи, суды законно и обоснованно удовлетворили заявленные требования.
Суды правильно применили нормы материального и процессуального права, их выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы жалобы не опровергают правомерности выводов судов, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшихся судебных актов.
В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки представленных сторонами доказательств и обстоятельств, установленных судами, а также сделанных ими выводов.
Таким образом, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.12.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2024 по делу N А56-49570/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Дашковского Вячеслава Петровича - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.И. Трощенко |
Судьи |
Е.И. Трощенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных этой статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 данной статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
...
В соответствии с Правилами государственной регистрации самоходных машин и других видов техники, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2020 N 1507, самоходные машины и прицепы к ним подлежат государственной регистрации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники.
Как определено в статье 1 Федерального закона от 02.07.2021 N 297-ФЗ "О самоходных машинах и других видах техники", трактор является самоходной машиной и подлежит обязательной государственной регистрации в целях государственного учета и допуска ее к эксплуатации."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 августа 2024 г. N Ф07-8238/24 по делу N А56-49570/2023