08 августа 2024 г. |
Дело N А56-79007/2021 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Журавлевой О.Р., судей Лущаева С.В., Родина Ю.А.,
при участии от Управления Федерального Казначейства по г.Санкт-Петербургу Дроздовой Э.С. (доверенность от 03.10.2022), от Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования спортивная школа олимпийского резерва Кировского района Санкт-Петербурга Ореховой Т.А. (доверенность от 17.06.2024),
рассмотрев 07.08.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального Казначейства по г.Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.12.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2024 по делу N А56-79007/2021,
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования спортивная школа олимпийского резерва Кировского района Санкт-Петербурга, адрес: 198207, Санкт-Петербург, ул. Зины Портновой, д. 21. корп.4, лит. А, ОГРН 1027802712882, ИНН 7805119851, (далее - Учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по городу Санкт-Петербургу Управления Федерального казначейства по г. Санкт-Петербургу, адрес: 197101, Санкт-Петербург, ул. Котовского, д.1/10, ОГРН 1027806893531, ИНН 7812027792 (далее - Управление, УФК) от 03.06.2021 N 72-22-13/6328.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Кировского района Санкт-Петербурга (далее - Администрация) и общество с ограниченной ответственностью "СпортФьючер" (далее - Общество).
Решением суда первой инстанции от 27.12.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 16.04.2024, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе УФК, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит обжалуемые судебные акты отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя жалобы, отсутствие со стороны Администрации претензий к форме и содержанию заявки не может служить основанием, нивелирующим выявленное нарушение; факт просрочки имел место быть и не оспорен; контрактом не предусмотрено условие об исчислении срока выполнения работ в количестве календарных дней, срок выполнения работ установлен календарной датой - не позднее 20.08.2020.
В судебном заседании представитель УФК поддержал доводы жалобы, а представитель Учреждения возражал против их удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, распоряжением администрации Кировского района г. Санкт-Петербурга N 218-р от 23.01.2020 утвержден объем предоставления субсидии ГБУ "Спортивная школа олимпийского резерва Кировского района Санкт-Петербурга" на расходы на оснащение объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием на 2020 год и плановый период 2021-2022 годов по целевой статье 042Р552280, учреждению утверждены расходы на оснащение объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием в размере 37 160 600 руб.
Во исполнение вышеуказанного распоряжения между Администрацией и Учреждением заключено соглашение N 014/1 от 23.01.2020 о предоставлении из бюджета Санкт-Петербурга субсидий государственным бюджетным и автономным убеждениям Санкт-Петербурга на иные цели (далее - Соглашение N 014/1), предметом которого является предоставление учреждению из бюджета Санкт-Петербурга в 2020 году /2021-2022 году субсидии на оснащение объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием. Направление расходования средств субсидии: расходы на ремонт и оснащение спортивных сооружений (стадионов) государственных бюджетных учреждений в пределах лимитов бюджетных обязательств.
В соответствии с целевым назначением субсидии и для достижения цели, указанной в Соглашении, между бюджетным учреждением и ООО "СпортФьючерс" заключен контракт от 06.05.2020 N 47 на выполнение работ по ремонту стадиона, ремонту освещения стадиона и монтажу трансляционной линии на стадионе для нужд ГБУ "Спортивная школа олимпийского резерва Кировского района г. Санкт-Петербурга".
Управление в соответствии приказом от 02.03.2021 N 139 в период с 15.03.2021 по 23.04.2021 в отношении Учреждения проведена плановая проверка представления и использования средств из федерального бюджета на реализацию государственной программы "Развитие физической культуры и спорта" за период с 01.01.2019 по 31.12.2020 (ИКМ 2021-пв.053.1025-7200.038).
По результатам проверки Управлением был составлен акт плановой выездной проверки от 23.04.2021.
Результаты проверки отражены в представлении, а именно:
1. Подписанная Учреждением в 2020 году Форма (методика) расчета размера субсидий не соответствовала установленной форме, а именно не содержала раздел 1. "Расчет расходов на выполнение цели субсидии" и раздел 3 "Расчет на приобретение оборудования".
2. В 2020 году несвоевременно направлены сведения об операциях с субсидиями с нарушением установленного срока на 1 рабочий день.
3. В 2020 году в рамках произведенного расчета неустойки занижена сумма пеней, выставленных ООО "СпортФьючер" за нарушение сроков исполнения обязательств по контракту от 06.05.2020 N 47, а именно на сумму 328 666 руб.
4. Осуществлены расходы на цели, не соответствующие целям, определенным программой, а именно оплачены работы на сумму 1 747 499,29 руб., из них за счет средств федерального бюджета - 753 401,32 руб., за счет средств бюджета Санкт-Петербурга - 994 907,97 руб.
5. Заключенным между Учреждением и ООО "СпортФьючер" контрактом от 06.05.2020 N 47 не предусмотрена возможность изменения по соглашению сторон размера и сроков оплаты, объема товаров, работ, услуг в случае уменьшения ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств.
В связи с выявленными нарушениями Управлением выдано представление от 03.06.2021 N 72-22-13/6328, согласно которому Учреждение должно:
1. по пункту 3 Представления обеспечить принятие мер ответственности к ООО "СпортФьючер" по контракту от 06.05.2020 N 47 посредством направления требований об уплате неустоек (пеней);
2. по пункту 3 Представления осуществить возврат в бюджет Санкт-Петербурга денежных средств в размере использованной не по целевому назначению субсидии - 1 747 499,29 руб.
3. принять меры по устранению причин и условий выявленных нарушений.
Не согласившись с представлением от 03.06.2021 N 72-22-13/6328, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статей 65 и 71 АПК РФ, удовлетворил заявленные требования.
Апелляционный суд поддержал позицию суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг (пункт 1).
В силу пункта 2 статьи 270.2 БК РФ под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению:
1) требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий;
2) требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.
В случае если бюджетное нарушение выявлено по результатам проверки органом государственного (муниципального) финансового контроля, информация о нарушении подлежит включению в представление и предписание.
Таким образом, если бюджетное нарушение было выявлено и устранено объектом контроля самостоятельно до момента его обнаружения органом государственного (муниципального) финансового контроля, то данная информация не подлежит включению в представление и предписание.
В рассматриваемом случае Учреждению вменяется несоответствие подписанной в 2020 году Форма (методика) расчета размера субсидий установленной форме, поскольку форма Учреждения не содержала раздел 1. "Расчет расходов на выполнение цели субсидии" и раздел 3 "Расчет на приобретение оборудования".
Согласно пункту 4 Распоряжения администрации Кировского района Санкт-Петербурга от 31.12.2019 N 6307-р объем субсидий определяется Администрацией на основании заявки Учреждения по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку, с приложением расчетов и обоснований размера субсидий, подготовленных на основании формы (методики) расчета по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку. Заявка представляется по каждой целевой статье отдельно.
В силу пункта 8 указанного Распоряжения контроль за целевым использованием субсидий на иные цели, а также за выполнением Учреждением условий, предусмотренных Соглашением, осуществляется Администрацией в ходе проведения проверки. Текущий контроль осуществляется отделом Администрации, курирующим работу учреждений, которым предоставляется субсидия.
Из материалов дела следует, что заявка и форма (методика) расчета размера субсидии подана Учреждением на основании Соглашения N 014/1 о предоставлении из бюджета Санкт-Петербурга субсидий бюджетным и автономным учреждениям Санкт-Петербурга на иные цели от 23.01.2020 (далее Соглашение N 014/1).
В приложении N 1 к Соглашению N 014/1 отражено направление расходования средств субсидии в разделе "Расходы на ремонт и оснащение спортивных сооружений (стадиона) государственных бюджетных учреждений".
Проверка соблюдения требований к форме и содержанию заявки на предоставление субсидии осуществляется Администрацией.
Судами обеих инстанций установлено, что Администрацией Кировского района Санкт-Петербурга и Комитетом финансов Санкт-Петербурга претензий как по форме, так и по содержанию к заявке и форме (методики) расчета размера субсидий при получении указанных документов на стадии рассмотрения и принятия решения о выделении субсидии не предъявлялось.
Таким образом, подписанная Учреждением в 2020 году Форма (методика) расчета размера субсидий, установленная приложением N 3 к Порядку предоставления субсидии на иные цели из бюджета Санкт-Петербурга, функции и полномочия учредителя, в отношении которых осуществляет Администрация Кировского района Санкт-Петербурга, утв. Распоряжением Администрации Кировского района Санкт-Петербурга от 31.12.2019 N 6307-р, а именно раздел 3 "Расчет на приобретение оборудования" является надлежащей.
С учетом изложенного суды обеих инстанций пришли к правомерному выводу об отсутствии со стороны Учреждения нарушения, указанного в пункте 1 представления.
В пункте 2 представления Управлением указано, что в 2020 году Учреждением несвоевременно направлены сведения об операциях с субсидиями с нарушением установленного срока на 1 рабочий день.
Вместе с тем судами обеих инстанций установлено, что указанное нарушение не повлекло неблагоприятных последствий, устранено Учреждением до оформления результатов проверки и их рассмотрения, в связи, с чем на основании пункта 5 статьи 270.2 БК РФ данное нарушение не подлежало отражению в оспариваемом представлении.
Управлением также установлено, что в 2020 году Учреждением занижена сумма пеней, выставленных ООО "СпортФьючер" за нарушение сроков исполнения обязательств по контракту от 06.05.2020 N 47, а именно на сумму 328 666 руб.
Согласно пункту 7.2 контракта от 06.05.2020 N 47, сроки выполнения работ: Начало выполнения работ по контракту: с даты подписания сторонами акта передачи объекта для выполнения работ. Заказчик обязан передать объект подрядчику по акту передачи объекта для выполнения работ. Акт передачи объекта для выполнения работ должен быть подписан сторонами в течение 3-х рабочих дней с даты получения ордера ГАТИ. Срок выполнения работ: не позднее 20.08.2020.
Датой окончания выполнения работ считается дата подписания сторонами акта о приемке выполненных работ (пункт 7.3 контракта от 06.05.2020 N 47).
В соответствии с пунктом 6.8 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 06.10.2016 N 875 "Об утверждении Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся правил производства земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга" срок оформления ордера на производство плановых работ не может превышать пяти рабочих дней, со дня подачи документов, указанных в разделе 7 Правил.
С учетом изложенного судами обоснованно сделан вывод о том, что Учреждение не могло повлиять на орган государственной власти - ГАТИ.
В связи с задержкой получения ордера ГАТИ по не зависящим от сторон контракта обстоятельствам фактический Учреждением начислена неустойка за 50 дней просрочки в сумме 283 332,76 руб., что соответствует требованиям части 7 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих целям, определенным законом (решением) о бюджете, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
Как следует из разъяснений, приведенных в пункте 14.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, является нецелевым использованием бюджетных средств.
Таким образом, для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.
Статьей 34 БК РФ установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Из материалов дела следует, что Администрация Кировского района города Санкт-Петербурга обратилась в Кировский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском о признании незаконным и отмене представления Управления Федерального Казначейства по г. Санкт-Петербургу от 03.06.2021 N 72-22-13/6331 (административное дело N 2а-5887/2021).
В рамках указанного дела судами установлено, что согласно представленной исполнительной документации, в том числе актам о приемке выполненных работ по форме N КС-2 N 1-4 и соответствующей справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме N КС-3, работы по контракту от 06.05.2020 N 47 выполнены подрядчиком в полном объеме на общую сумму 37 874 215 рублей 60 копеек, приняты ГБУ "Спортивная школа олимпийского резерва Кировского района Санкт-Петербурга" и полностью оплачены, в том числе; средства из федерального бюджета 16 020 174 рубля 61 копейка; средства из бюджета Санкт-Петербурга 21 138 300 рублей; собственные доходы учреждения - 715 740 рублей 99 копеек.
При проверке выявлено что в 2020 году ГБУ "Спортивная школа олимпийского резерва Кировского района Санкт-Петербурга" произведены расходы, не предусмотренные целевой статьей 042Р552280 "Расходы на оснащение объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием" в общей сумме 1 747 499,29 рублей, в том числе: за счет федерального бюджета - 753 401,32 рублей; за счет бюджета Санкт-Петербурга - 994 907,97 рублей.
Согласно выводам эксперта, изложенным в заключении от 02.023.2022 N 78-2-1-2-1641-22, перечисленные в приложении N 4 к приказу Минспорта России от 27.12.2019 N 1134 спортивно-технологическое оборудование для создания или модернизации футбольных полей с искусственным покрытием (таблица 12 в Акте проверки) и в акте плановой выездной проверки от 23.04.2021 работы и материалы, приобретенные не по целевой статье расходов (таблица 13 в Акте проверки), технологически неотъемлемо взаимосвязаны с другими работами и материалами, перечисленными в актах о приемке выполненных работ по контракту N 47 от 06.05.2020 и без выполнения (применения) которых, контракт N 47 от 06.05.2020 не мог быть надлежащим образом исполнен. Технологические решения по устройству оснований и покрытий при выполнении (применении) работ по контракту N 47 от 06.05.2020 были приняты верные.
В рамках дела N 2а-923/2022 (N 2а-5887/2021) суды также пришли к выводу о том, что в рассматриваемом случае цель выделения субсидии - это обустройство футбольного поля (создание нового или модернизация имеющегося), что невозможно без осуществления работ, направленных на монтаж нового покрытия и демонтаж старого покрытия при осуществлении работ по модернизации имеющегося футбольного поля; сама по себе закупка товаров, необходимых в целях обустройства футбольного поля, без осуществления подготовительных, демонтажных и монтажных работ, не может повлечь достижения цели, предусмотренной программой, по созданию или модернизация футбольных полей с искусственным покрытием; перечень работ и товаров, необходимых для создания и модернизации конкретного футбольного поля устанавливается по согласованию между сторонами при заключении соглашения о предоставлении субсидии исходя из конкретных работ, которые необходимо выполнить в целях создания или модернизации футбольного поля.
Расходование ГБУ "Спортивная школа олимпийского резерва Кировского района Санкт-Петербурга" спорных средств субсидий на реализацию мероприятий по оснащению объектов спортивной инфраструктуры спортивно-технологическим оборудованием посредством его покупки и монтажа для модернизации футбольного поля с искусственным покрытием, в том числе закупка материалов, общестроительные и демонтажные работы, не противоречат условиям Соглашения N 014/1 от 23.01.2020, что свидетельствует о целевом использовании Учреждением средств названной субсидии в спорный период.
Учитывая, что решение суда общей юрисдикции носит преюдициальный характер в настоящем споре и данные обстоятельства не подлежат доказыванию, суды обеих инстанций обоснованно отклонили довод УФК о нецелевом расходовании средств субсидии правомерно отклонен судом первой инстанции.
При этом судами установлено, что Соглашение N 014/1 исполнено Учреждением в полном объеме, объект введен в эксплуатацию, цели и задачи предоставления субсидии Учреждением достигнуты, нецелевого расходования средств и грубого нарушения условий соглашения со стороны Учреждения не выявлено.
Отчет Учреждения об исполнении Администрацией принят без замечаний.
Кроме того, распоряжение администрации Кировского района Санкт-Петербурга от 31.12.2019 N 6307-р утратило силу с 01.01.2021 в связи с изданием распоряжения администрации Кировского района Санкт-Петербурга от 30.12.2020 N 6091-р.
С учетом изложенного и принимая во внимание, что оспариваемое представление от 03.06.2021 N 72-22-13/6328 не соответствует закону и нарушает права Учреждения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суды обеих инстанций правомерно признали его недействительным.
Несогласие подателя жалобы с произведенной судами оценкой фактических обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении норм материального и процессуального права и не может быть положено в обоснование отмены обжалуемых судебных актов.
С учетом изложенного следует признать, что суды обеих инстанций правильно установили обстоятельства дела, всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные сторонами доказательства и дали им надлежащую правовую оценку, обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.12.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2024 по делу N А56-79007/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федерального Казначейства по г.Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Р. Журавлева |
Судьи |
О.Р. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал недействительным представление о нарушении, касающееся использования субсидий, поскольку установлено, что учреждение соблюдало условия соглашения и целевое назначение средств. Суд первой инстанции и апелляционный суд подтвердили отсутствие нарушений, а также правильность расходования бюджетных средств на цели, предусмотренные программой. Кассационная жалоба не была удовлетворена.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 8 августа 2024 г. N Ф07-10282/24 по делу N А56-79007/2021