09 августа 2024 г. |
Дело N А21-9619/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Алешкевича О.А., Соколовой С.В.,
при участии от Администрации муниципального образования "Балтийский городской округ" Каплановой Е.А. (доверенность от 10.01.2024 N 24), от Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области Драгуновой К.Д. (доверенность от 11.09.2023),
рассмотрев 07.08.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2024 по делу N А21-9619/2023,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования "Балтийский городской округ", адрес: 238520, Калининградская обл., г. Балтийск, Ленина пр-кт, д. 6, ОГРН 1023902092994, ИНН 3901003933 (далее - Администрация), обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области, адрес: 236006, Калининград, Барнаульская ул., д. 4, ОГРН 1023901001552, ИНН 3905011090 (далее - Управление, УФАС) от 05.06.2023 по делу N 039/06/22-427/2023.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Кадастровый инженер", адрес: 236006, Калининград, Ленинский пр., д. 30, кв. 411, ОГРН 1033904502720, ИНН 3907035040 (далее - Общество, ООО "Кадастровый инженер").
Решением суда первой инстанции от 21.11.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционного суда от 15.04.2024 решение от 21.11.2023 отменено, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе УФАС, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального и процессуального права, просит отменить постановление от 15.04.2024 и оставить в силе решение от 21.11.2023.
УФАС не согласно с выводом апелляционного суда об отсутствии у антимонопольного органа полномочий по проверке обоснованности формирования начальной максимальной цены контракта (далее - НМЦК), полагает, что в рассматриваемом случае проверка определения и обоснования заказчиком НМЦК проведена в целях определения наличия или отсутствия нарушения пункта 2 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
В отзыве на кассационную жалобу Администрация просила постановление от 15.04.2024 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель УФАС поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель Администрации возражала против ее удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей для участия в нем не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует и установлено судами, что Администрация 15.05.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru разместило извещение N 0135300005223000035 (далее - извещение) о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по разработке проектной документации, выполнение инженерных изысканий по объекту: "Капитальный ремонт улицы Е.Колесникова в г. Балтийске".
Начальная (максимальная) цена контракта 900 000 руб.
Закупка проводилась в соответствии с Законом N 44-ФЗ.
ООО "Кадастровый инженер" обратилось в Управление с жалобой (от 25.05.2023 N 4112/23) на действия Администрации при обосновании НМЦК, выразившиеся в незаконном применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) вместо подлежащего применению проектно-сметного метода, что является нарушением части 1 статьи 22 Закона N 44-ФЗ.
По результатам рассмотрения указанной жалобы и проведения проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона N 44-ФЗ Управление приняло решение от 05.06.2023 по делу N 039/06/22-427/2023, которым жалоба ООО "Кадастровый инженер" признана обоснованной, Администрация признана нарушившей часть 1 статьи 22 Закона N 44-ФЗ.
На основании указанного решения Управление выдало предписание от 05.06.2023 45-кс/2023, которым Администрации, комиссии заказчика, оператору электронной площадки (в рамках имеющихся полномочий) предписало отменить протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 31.05.2023 N ИЭОК1 и процедуру заключения контракта по результатам проведения конкурса, а также аннулировать конкурс.
Не согласившись с названными решением и предписанием, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемых ненормативных актов УФАС и отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии у антимонопольного органа полномочий по контролю в отношении определения и обоснования НМЦК, в связи с чем отменил решение суда первой инстанции, признал решение и предписание УФАС от 05.06.2023 по делу N 039/06/22-427/2023 недействительными.
Кассационная инстанция, проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу УФАС не подлежащей удовлетворению.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулирует Закон N 44-ФЗ.
Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (часть 1 статьи 24 Закона N 44-ФЗ).
В силу пункта 2 части 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено указанным Законом, должно содержать обоснование НМЦК.
Частью 1 статьи 22 Закона N 44-ФЗ определено, что начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных данным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов: 1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка); 2) нормативный метод; 3) тарифный метод; 4) проектно-сметный метод; 5) затратный метод.
Исследовав и оценив материалы дела, в том числе аукционную документацию, проанализировав оспариваемое решение от 05.06.2023, апелляционный суд пришел к выводу, что в рассматриваемом случае Управление фактически провело проверку определения и обоснования заказчиком НМЦК, вменив необоснованное ее установление.
Поскольку в силу положений пункта 3 части 8 и части 9 статьи 99 Закона N 44-ФЗ контроль в отношении обоснования НМЦК осуществляется органами внутреннего государственного финансового контроля в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством Российской Федерации, и не входит в компетенцию антимонопольного органа, суд апелляционной инстанции обоснованно констатировал принятия Управлением обжалуемых ненормативных актов с превышением установленных законом полномочий, в связи с чем решение и предписание от 05.06.2023 по делу N 039/06/22-427/2023 признал недействительными.
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Ввиду изложенного оснований для удовлетворения жалобы УФАС и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2024 по делу N А21-9619/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал, что антимонопольный орган превысил свои полномочия, обязывая администрацию отменить результаты конкурса на выполнение работ. Апелляционный суд отменил решение первой инстанции, признав предписание недействительным, поскольку контроль за обоснованием начальной максимальной цены контракта не входит в компетенцию антимонопольного органа. Кассационная жалоба не удовлетворена.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 августа 2024 г. N Ф07-9020/24 по делу N А21-9619/2023