12 августа 2024 г. |
Дело N А21-8568/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Алешкевича О.А., Кудина А.Г.,
при участии от государственного предприятия Калининградской области "Единая система обращения с отходами" Гусевой А.А. (доверенность от 25.12.2023), от общества с ограниченной ответственностью "ПрофСтайл" Мишнева В.В. (генеральный директор, решение от 27.10.2023 N 1), Ломановой Г.В. (доверенность от 29.07.2024),
рассмотрев 05.08.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПрофСтайл" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 10.05.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2024 по делу N А21-8568/2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ПрофСтайл", адрес: 238055, Калининградская обл., г. Гусев, Мелиоративная ул., д. 1, ОГРН 1083914002292, ИНН 3902069373 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к государственному предприятию Калининградской области "Единая система обращения с отходами", адрес: 236006, Калининград, ул. Коперника, д. 2-4, пом. лит. XI, ОГРН 1023900588920, ИНН 3904036510 (далее - Предприятие), об урегулировании разногласий по договору от 01.11.2021 N 231216940 (далее - Договор), изложив пункт 16 Договора в редакции истца:
"Стороны договорились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) в соответствии с пунктом 5, подпункта "а" второй абзац Правил коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы ТКО", а именно расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления.
Для накопления ТКО потребителем установлен 1 (один) пластиковый контейнер объемом 0,12 куб. м для сбора ТКО на месте (площадке) накопления ТКО, соответствующем Правилам обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039, и включенном в реестр площадок накопления ТКО на территории муниципального образования "Гусевский городской округ" (уведомление Администрации муниципального образования "Гусевский городской округ" Калининградской области от 14.09.2021 исх. N 3243ЖКХ) номер в реестре мест накопления ТКО на территории муниципального образования (далее - МО) "Гусевский городской округ" 457 (ссылка на Реестр мест накопления ТКО на территории МО "Гусевский городской округ" reestr tko.pdf (admgusev.ru). с учетом внесенных изменений от 19.01.2023, расположенном по адресу: Российская Федерация, Калининградская обл., Гусевский р-н, г. Гусев, ул. Достоевского.
Ежемесячный объем образуемых у потребителя ТКО составляет 0,48 куб. м".
К совместному рассмотрению принят встречный иск, в котором ответчик просил:
- изложить пункт 16 Договора в следующей редакции:
"Стороны согласились производить учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы ТКО", следующим способом: расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО, с даты вступления судебного акта в законную силу.
На месте (площадке) накопления ТКО потребителем устанавливается необходимое количество контейнеров с вместимостью, определенной исходя из действующих нормативов накопления ТКО на территории Калининградской области.
Объем ТКО определяется как произведение количества и объема контейнеров с вместимостью, определенной исходя из действующих нормативов накопления ТКО на территории Калининградской области, установленных потребителем на месте (площадке) накопления ТКО, согласно приложению N 1 к договору.";
- приложение 1 к договору (объем и место накопления ТКО) утвердить в следующей редакции:
Наименование объекта
Адрес объекта
ФККО
Наименование отхода
Объем принимаемых твердых коммунальных отходов м3/мес.
Место накопления
Периодичность вывоза
Промтоварный магазин
Калининградская обл.,
р-н Гусевский,
г. Гусев,
ул. Школьная, д. 11, литер А
73510002725
Отходы (мусор) от уборки территории помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами
22,975000 согласно п. 5 постановления Правительства Калининградской области от 16.05.2019 N 343
Калининградская обл.,
р-н Гусевский,
г. Гусев,
ул. Достоевского,
Согласно СанПиН 2.1.3684-21, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 28.01.2021 N 3
Промтоварный магазин
Калининградская обл.,
р-н Гусевский,
г. Гусев, ул. Достоевского,
73510002725
Отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами
8,415000
согласно п. 5 постановления Правительства Калининградской области от 16.05.2019 N 343
Калининградская обл.,
р-н Гусевский,
г. Гусев,
ул. Достоевского,
Согласно СанПиН 2.1.3684-21, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 28.01.2021 N 3
Решением суда первой инстанции от 10.05.2023, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 04.03.2024, в удовлетворении первоначального иска отказано, встречный иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Общество просит отменить состоявшиеся судебные акты, удовлетворить первоначальный иск либо направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, указывая, что пункт 5 Порядка накопления ТКО (в том числе их раздельного накопления) на территории Калининградской области, утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от 16.05.2019 N 343 (далее - Порядок N 343), противоречит подпункту "а" пункта 5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505). Истец, реализуя свое право на выбор способа коммерческого учета, выполнил все требования, предъявляемые законодательством, ввел в реестр свою площадку, установил необходимое количество контейнеров, сделал расчет по накоплению ТКО исходя из количества и объема размещенных контейнеров.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы кассационной жалобы, представитель Предприятия возразила против удовлетворения жалобы по мотивам отзыва.
Законность обжалованных судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Предприятие является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Калининградской области.
На основании заявки Общества (от 13.08.2021 N 65Ю) между истцом и ответчиком заключен Договор, в соответствии с которым региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услуги регионального оператора (пункт 2 Договора). Дата начала оказания услуг: с 01.01.2019.
Объем ТКО, места накопления и периодичность вывоза определены в приложении N 1 к Договору. Расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определен исходя из норматива накопления ТКО (пункт 16 Договора).
В адрес Предприятия 17.05.2022 поступил протокол разногласий N 1 к Договору. Общество просило производить учет объема и (или) массы ТКО расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления.
Предприятие 09.06.2022 направило в адрес Общества ответ на протокол разногласий.
Поскольку преддоговорный спор сторонами не урегулирован, истец обратился в суд с рассматриваемыми требованиями, ответчик подал встречный иск.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении первоначального иска, встречные исковые требования удовлетворил.
Суд апелляционной инстанции с позицией суда первой инстанции согласился.
Суд кассационной инстанции, изучив доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с положениями статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) понуждение к заключению договора допускается только в случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон.
В силу статьи 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (статья 446 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора. Собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
По договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 утверждены Правила обращения с ТКО (далее - Правила N 1156), которыми установлен порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО (пункты 8(1)- 8(20) названных Правил) и утвержден типовой договор.
Согласно пункту 8(4) Правил N 1156 основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
В силу пункта 8(10) Правил N 1156 типовой договор может быть дополнен иными положениями, не противоречащими законодательству Российской Федерации.
Из положений пунктов 8(11) - 8(17) следует, что потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с ТКО региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации; региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня получения указанных в пункте 8(11) Правил мотивированного отказа и предложений рассматривает их, а также принимает меры по урегулированию разногласий; в случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с ТКО не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8(14) настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих Правил.
Абзацем четвертым пункта 8(17) Правил N 1156 предусмотрено, что в случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в срок, указанный в абзаце 3 того же пункта, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 3 утверждены и введены в действие с 01.03.2021 Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (далее - Санитарные правила).
Согласно пункту 3 Санитарных правил на территориях городских и сельских поселений (далее - населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления ТКО или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки) (абзац первый).
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки (абзац второй).
Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра (абзац третий).
Абзац первый пункта 6 Санитарных правил предусматривает, что количество мусоросборников, устанавливаемых на контейнерных площадках, определяется хозяйствующими субъектами в соответствии с установленными нормативами накопления ТКО.
Месячный объем накопления отходов на объектах потребителя по категории "магазины продовольственные, магазины строительных материалов, магазины хозяйственных товаров" согласно нормативам накопления ТКО на территории Калининградской области, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 14.05.2018 N 218, составляет 31,39 куб. м/мес.
Судами двух инстанций отмечено, что транспортировка такого объема отходов при накоплении в контейнер 0,24 куб. м (как настаивает Общество) требует не менее 130,79 рейсов в календарный месяц (объем накопления ТКО в месяц: объем контейнера = количество рейсов в месяц) (31,39 : 0,24 = 130,79). Следовательно, объем контейнера 0,24 куб. м применительно к данному случаю Общества и обстоятельствам не соответствует требованиям действующего законодательства с учетом объема накопления ТКО, рассчитанного в соответствии с требованиями СанПиН.
С учетом изложенного доводы Общества о необходимости определения объема ТКО в размере 5,2 куб. м/в месяц и объема контейнера в размере 0,24 куб. м признаны судами несостоятельными.
Кроме того, согласно пункту 11 Санитарных правил срок временного накопления несортированных ТКО определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3-х суток:
- плюс 5 °C и выше - не более 1 суток;
- плюс 4 °C и ниже - не более 3 суток.
На официальном сайте МО "Гусевский городской округ" во вкладке "ЖКХ" далее во вкладке "Обращение с ТКО" размещен "Реестр контейнерных площадок" (//www.admgusev.ru/city/gkh/operator/index.php).
За номером 455 держателем контейнерной площадки, расположенной по адресу: Калининградская обл., г. Гусев, ул. Достоевского, д. 1, является Общество.
По данному адресу на контейнерной площадке Общества имеется 4 контейнера с назначением типа контейнеров:
- "сортированные ТКО", емкость контейнера 0,24 куб. м;
- "ТКО", емкость контейнера 1,1 куб. м;
- "бумага", емкость контейнера 1, 1 куб. м;
- "пластик", емкость контейнера 1, 1 куб. м.
Для ТКО у истца организован контейнер 1,1 куб. м. Однако истец самостоятельно применяет для расчета объема и массы ТКО контейнер с минимальным объемом 0,24 куб. м, предусмотренным для иных видов отходов, не относящихся к ТКО.
Согласно пункту 5 Порядка N 343 на месте (площадке) накопления ТКО устанавливается необходимое количество контейнеров и бункеров с вместимостью, определенной исходя из нормативов накопления ТКО на территории Калининградской области. Указанное соотносится с требованием абзаца первого пункта 6 Санитарных правил, согласно которому количество мусоросборников, устанавливаемых на контейнерных площадках, определяется хозяйствующими субъектами в соответствии с установленными нормативами накопления ТКО.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2022 N АКПИ22-343 абзац первый пункта 6 Санитарных правил признан не противоречащим действующему законодательству.
При этом допускается уменьшение количества и емкости контейнеров и бункеров по сравнению с количеством и емкостью, определенных исходя из нормативов накопления ТКО, в случае осуществления раздельного накопления ТКО. Надлежащих доказательств исполнения истцом указанных требований в материалы дела не представлено.
Необходимо также заметить, что как приводимый Обществом пункт 5 Порядка N 343 утратил силу, так и использование контейнеров для накопления объемом от 0,24 (на чем настаивает Общество) до 1,2 куб. м установлено - только постановлением Правительства Калининградской области от 21.08.2023 N 384-п, то есть уже после решения суда по настоящему делу (10.05.2023).
Таким образом, обжалуемые судебные акты являются по существу правильными, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих их отмену, не допущено, оценка доказательств произведена с учетом требований статей 9, 65-71 АПК РФ в их совокупности и взаимной связи.
Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, в том числе их относимости, допустимости, достаточности, достоверности, не допускается (часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Основания для изменения либо отмены обжалованных судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 10.05.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2024 по делу N А21-8568/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПрофСтайл" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд отклонил иск о пересмотре условий договора на услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, удовлетворив встречный иск, основанный на несоответствии предложенных условий действующему законодательству. Суд установил, что истец не представил доказательства соблюдения норм накопления отходов, что подтвердило правильность решений нижестоящих судов.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 августа 2024 г. N Ф07-7923/24 по делу N А21-8568/2022