14 августа 2024 г. |
Дело N А21-8497/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Малышевой Н.Н., судей Елагиной О.К., Пряхиной Ю.В.,
при участии от акционерного общества "Производственное объединение "Возрождение" Ильина А.А. (доверенность от 18.06.2024 N 46),
рассмотрев 14.08.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального казенного учреждения "Городское дорожное строительство и ремонт" городского округа "Город Калининград" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 11.12.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2024 по делу N А21-8497/2023,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Производственное объединение "Возрождение", адрес: 198095, Санкт-Петербург, Михайловский пер., д. 4а, лит. А, пом. 1-Н, 2-Н, оф. 157, ОГРН 1027804176883, ИНН 7811062995 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к муниципальному казенному учреждению "Городское дорожное строительство и ремонт" городского округа "Город Калининград", адрес: 236022, Калининградская обл., Калининград, ул. Космонавта Леонова, д. 49, ОГРН 1093925011828, ИНН 3904605894 (далее - Учреждение), о взыскании 3 768 505,69 руб. задолженности по оплате работ, выполненных по муниципальному контракту от 30.06.2021 N 0335200014921001845 (далее - Контракт), 15 146,02 руб. пеней за нарушение сроков оплаты работ за период с 21.06.2023 по 06.07.2023 и 200 000 руб. штрафа.
В свою очередь Учреждение обратилось со встречным иском к Обществу о взыскании 3 598 326,24 руб. неустойки за просрочку исполнения обязательств по Контракту.
Решением суда от 11.12.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 18.04.2024, первоначальный иск удовлетворен частично; с Учреждения в пользу Общества взыскано 3 768 505,69 руб. задолженности, 15 146,02 руб. пеней и 100 000 руб. штрафа, в остальной части первоначального иска отказано; в удовлетворении встречного иска отказано полностью.
В кассационной жалобе Учреждение ссылается на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, в связи с чем просит отменить означенные судебные акты и принять новый - об отказе в удовлетворении первоначального иска и удовлетворении встречных исковых требований.
Податель жалобы считает, что суды неправильно применили положения "Правил списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783 (далее - Правила N 783).
По мнению подателя жалобы, основания для списания неустойки в соответствии с Правилами N 783 отсутствуют, поскольку в целях надлежащего исполнения Контракта подрядчику (Обществу) была предоставлена поддержка путем изменения по соглашению сторон срока завершения и объема работ, цены Контракта; все препятствия по исполнению подрядчиком Контракта были устранены заказчиком до истечения нового срока выполнения работ (01.11.2022).
Податель жалобы указывает, что судами не дана надлежащая оценка материалам дела, в частности переписке сторон, актам обследования объекта.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит решение суда от 11.12.2023 и постановление апелляционного суда от 18.04.2024 оставить без изменения, а кассационную жалобу Учреждения - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Общества, указав на правомерность судебных актов, просил оставить их без изменения.
Жалоба рассмотрена кассационным судом без участия представителей Учреждения, извещенного надлежащим образом о месте и времени слушания дела.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 30.06.2021 между Учреждением (муниципальным заказчиком) и Обществом (подрядчиком) был заключен Контракт, по которому муниципальный заказчик поручил, а подрядчик принял на себя обязательство по выполнению работ по объекту: "Капитальный ремонт ул. Транспортная в г. Калининграде" (далее - Объект) в соответствии с Проектной документацией (приложение N 1 к Контракту), техническим заданием (приложение N 2 к Контракту), графиком выполнения работ (приложение N 1 к техническому заданию), условиями Контракта и действующими на территории Российской Федерации строительными нормами и правилами, а также подрядчик обязался выполнить работы по разработке рабочей документации на основании проектной документации и работы по исполнительной геодезической съемке.
Источник финансирования Контракта: бюджет Калининградской области; бюджет городского округа "Город Калининград".
Срок выполнения работ (включая срок сдачи исполнительной документации, приемку законченного капитальным ремонтом объекта и подписание итогового акта выполненных работ) - 30.08.2022, в соответствии с графиком выполнения работ (приложение N 1 к техническому заданию) (пункт 2.3 Контракта).
Цена Контракта является твердой, определяется на весь срок исполнения Контракта, включает в себя прибыль подрядчика, уплату налогов, сборов, других обязательных платежей и иных расходов подрядчика, связанных с выполнением обязательств по Контракту, при котором цена Контракта (цена работ) составляет 303 162 214,74 руб. (в том числе налог на добавленную стоимость по налоговой ставке 20%).
Дополнительным соглашением от 21.10.2022 N 6 цена Контракта изменена и составила 403 764 562,76 руб.
Как установлено судами, согласно дополнительному соглашению от 15.05.2023 N 7 цена Контракта составила 390 845 375,86 руб.
В силу пункта 3.6 Контракта оплата выполненных работ производится ежемесячно, в срок не более 30 дней с даты подписания муниципальным заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) (акта промежуточного или итогового о приемке выполненных работ (форма КС-2) и справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3).
Согласно пункту 5.2.1 Контракта муниципальный заказчик обязан передать подрядчику Техническую документацию, включающую в себя проектную документацию, согласования проектной документации с инженерными службами города (полученными на момент заключения данного Контракта), проект организации дорожного движения на время производства работ, разработанный и согласованный в соответствии с требованиями федерального закона от 29.12.2017 N 443-ФЗ "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и прочую документацию, необходимую для выполнения работ, не позднее 5 рабочих дней с момента письменного обращения подрядчика.
В соответствии с пунктом 5.2.11 Контракта муниципальный заказчик обязан сотрудничать с подрядчиком в устранении препятствий к исполнению Контракта. Ответственность муниципального заказчика установлена разделом 8.3 Контракта.
В соответствии с пунктом 8.3.1 Контракта в случае просрочки исполнения муниципальным заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения муниципальным заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, подрядчик вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней).
Согласно пункту 8.3.2 "г" Контракта за каждый факт неисполнения муниципальным заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в размере 100 000 руб.
Пунктом 8.3.3 Контракта установлена ответственность заказчика за нарушение сроков оплаты выполненных работ в виде уплаты пеней в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.
Как установлено судами, Общество выполнило работы по Контракту на сумму 390 845 375,86 руб., что подтверждается актами о приемке выполненных работ (КС-2) и справками о стоимости выполненных работ и затрат (КС-3).
За неисполнение подрядчиком условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций пунктом 8.4.5 Контракта устанавливается штраф в размере 5% объема такого привлечения, установленного Контрактом.
Сторонами 22.05.2023 подписан акт сдачи-приемки законченного капитальным ремонтом Объекта.
Работы оплачены Учреждением на сумму 387 076 870,17 руб., что не оспаривается Учреждением.
С учетом итоговой даты приемки работ и условия пункта 3.6 Контракта срок оплаты работ - до 20.06.2023 включительно.
Наличие у Учреждения задолженности по оплате выполненных по Контракту работ послужило основанием для обращения в суд с требованием о ее взыскании с начислением пеней. Кроме того, в связи с ненадлежащим исполнением Учреждением своих обязательств по Контракту предъявлено Обществом требование о взыскании неустойки.
Учреждение, ссылаясь на ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по Контракту, предъявило к Обществу встречный иск о взыскании 3 598 326,24 руб. неустойки, начисленной за просрочку исполнения обязательств по Контракту.
Суды первой и апелляционной инстанций, частично удовлетворили первоначальные требования и отказали в удовлетворении встречного иска.
Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Возникшие между сторонами правоотношения по подряду регулируются нормами главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и Законом N 44-ФЗ.
В части 1 статьи 1 Закона N 44-ФЗ указано, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Частью 1 статьи 94 Закона N 44-ФЗ установлено, что исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Законом N 44-ФЗ, в том числе приемку и оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, предусмотренных контрактом.
Согласно статье 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Исходя из положений пункта 1 статьи 740 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Порядок приемки заказчиком работы, выполненной подрядчиком, установлен положениями статьи 720, 753 ГК РФ, согласно которым заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику.
В силу пункта 2 статьи 763 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Пунктом 1 статьи 746 ГК РФ установлено, что оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда.
В соответствии со статьей 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
В силу статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Как следует из части 6 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в случае просрочки исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет подрядчику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
В части 7 статьи 34 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что пени начисляются за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.
В части 9.1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе установить случаи и порядок списания начисленных подрядчику, но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 утверждены Правила N 783.
В силу пункта 2 Правил N 783 списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме.
Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, обязано доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 АПК РФ).
Судами установлено, что обязательства по Контракту, согласно акта сдачи-приемки законченного капитальным ремонтом объекта от 22.05.2023 Обществом исполнены на общую сумму 390 845 375,86 руб. Учреждением работы оплачены на сумму 387 076 870,17 руб., недоплата составила 3 768 505,69 руб.
В связи с допущенной Учреждением просрочкой исполнения обязательств по оплате принятых работ за период с 21.06.2023 по 06.07.2023, на основании пункта 8.3.3 Контракта, Обществом начислено 15 146,02 руб. пеней.
Обществом начислено Учреждению 100 000 руб. штрафа по пункту 5.2.1 Контракта за неоказание надлежащей помощи в получении разрешения на снос деревьев, препятствующих выполнению работ, не отраженных в порубочном билете (письма от 28.02.2022 N ПО-31, от 21.10.2022 N2 83/10, от 27.10.2022 N ПО311).
Учреждением не была надлежащим образом исполнена обязанность по передаче подрядчику проектной документации, предусмотренной пунктами 1.1 и 5.2.1 Контракта о чем сообщалось в письмах от 12.07.2021 N 212/07, от 22.07.2021 N 229/07, от 13.08.2021 N 252/08, от 28.02.2022 N ПО-31, что также послужило основанием для начисления 100 000 руб. штрафа.
Начисленная сумма штрафа в размере 200 000 руб. предъявлена Обществом ко взысканию.
В части нарушения заказчиком условий пункта 5.2.11 Контракта в виде неоказания содействия в вырубке деревьев суд в удовлетворении требований отказал, признав, что отсутствие порубочного билета не препятствовало Обществу выполнять иные работы на объекте.
Требование Общества о взыскании 100 000 руб., в связи с передачей ему документации требующей доработки, признано обоснованным, а иск о взыскании штрафа подлежащим удовлетворению.
Согласно расчету Учреждения, итоговая сумма пеней, начисленных Обществу за нарушение сроков выполнения работ состоянию на 22.05.2023, составила 7 366 791,93 руб., из которой, 3 768 505,69 руб. удержаны заказчиком при оплате работ, а оставшаяся часть - 3 598 326,24 руб. заявлена ко взысканию в рамках встречного иска.
Суды определив, что сумма начисленных пеней за нарушение сроков исполнения обязательств по Контракту составила 7 366 791,93 руб., т.е. менее 5% от цены Контракта (390 845 375,86 руб.), посчитали, что в соответствии Правилами N 783 неустойка подлежит списанию.
Возражения заявителя относительно неправильного применения судами Правил N 783 отклоняются судом кассационной инстанции исходя из следующего.
В пункте 42.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ установлено, что начисленные подрядчику, но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015 2016, 2020 и 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
На основании пунктов 2 и 3 Правил N 783 списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме, в случаях, если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5 процентов цены контракта.
Списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек распространяется на принятую к учету задолженность подрядчика независимо от срока ее возникновения и осуществляется заказчиком на основании решения о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней) в течение 5 рабочих дней со дня принятия такого решения (пункт 11 Правил N 783).
В пункте 40 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, разъяснено, что списание начисленных подрядчику сумм неустоек в связи с ненадлежащим исполнением государственного (муниципального) контракта при определенных условиях является именно обязанностью заказчика, поскольку данные действия призваны быть одной из мер поддержки исполнителей по государственным контрактам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 340 ограничение во времени для списания неустоек снято, год фактического исполнения контракта не имеет правового значения.
Довод кассационной жалобы, о невозможности списания неустойки по Правилам N 783 в связи с оказанием заказчиком содействия в своевременном исполнении подрядчиком Контракта, отклоняется кассационной инстанцией как основанный на неверном толковании положений указанных Правил, поскольку могут приниматься и иные меры поддержки исполнителей по государственным контрактам.
Довод Учреждения о ненадлежащем неисполнении Обществом обязательства, в связи с не привлечением к исполнению Контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа социально-ориентированных некоммерческих организаций (пункт 6.2 Контракта), ввиду чего нельзя считать обязательства по Контракту исполненными подрядчиком "в полном объеме", не принимается, поскольку при установлении данного нарушения предусмотрена Контрактом иная ответственность, предусмотренная пунктом 8.4.5 Контракта.
Факт выполнения и сдачи работ в полном объеме, как правомерно установлено судами, подтверждается актом сдачи-приемки законченного капитальным ремонтом объекта от 22.05.2023. Пунктом 6 указанного акта стороны подтверждают, что работы в объеме, предусмотренном утвержденной проектной документацией, завершены полностью, параметры объекта капитального строительства соответствуют утвержденной проектной документации. Акт подписан представителем муниципального заказчика без замечаний.
Соответственно, поскольку неустойка подлежит списанию, оснований для удовлетворения встречного иска у судов не имелось.
При таких обстоятельствах судами правомерно принято решение о взыскании с Учреждения задолженности, а в связи с несвоевременной ее оплатой и начисленных на основании Контракта пеней.
Судами признана доказанной несвоевременная передача Учреждением документации, поэтому правомерным является решение о взыскании в пользу Общества 100 000 руб. штрафа за один факт неисполнения муниципальным заказчиком обязательства, предусмотренного Контрактом.
Вопреки доводам подателя жалобы судом первой инстанции дана надлежащая оценка переписке сторон и фактам приостановления выполнения работ на объекте. У суда округа не имеется оснований для иной оценки указанного довода Учреждения.
Несогласие подателя кассационной жалобы с произведенной судами оценкой фактических обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении норм материального и процессуального права и не может быть положено в основание отмены обжалуемых решения и постановления.
Суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых решения и постановления, кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 11.12.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2024 по делу N А21-8497/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу муниципального казенного учреждения "Городское дорожное строительство и ремонт" городского округа "Город Калининград" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Малышева |
Судьи |
Н.Н. Малышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил частичное удовлетворение иска о взыскании задолженности по оплате работ, выполненных по муниципальному контракту, а также пеней и штрафа. Встречный иск о взыскании неустойки был отклонен, поскольку сумма неустойки подлежит списанию в соответствии с установленными правилами. Судебные акты первой и апелляционной инстанций оставлены без изменения.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 августа 2024 г. N Ф07-9848/24 по делу N А21-8497/2023