14 августа 2024 г. |
Дело N А56-62623/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Малышевой Н.Н., судей Елагиной О.К., Пряхиной Ю.В.,
при участии от Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Фонд капитального строительства и реконструкции" Хабарова Д.Д. (доверенность от 29.12.2023 N 388/23), от общества с ограниченной ответственностью "Современные монолитные конструкции" Ефимовой А.Ю. (доверенность от 24.01.2023), рассмотрев 14.08.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Фонд капитального строительства и реконструкции" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.11.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2024 по делу N А56-62623/2023,
УСТАНОВИЛ:
Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Фонд капитального строительства и реконструкции", адрес: 190000, Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, дом 76, ОГРН 1027810227686, ИНН 7809025523 (далее - Фонд), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Современные монолитные конструкции", адрес: 141207, Московская область, г. Пушкино, ул. Чехова, д. 12, помещение 708, ОГРН 1145038000073, ИНН 5038103004 (далее - Общество), о взыскании в доход бюджета Санкт-Петербурга 100 000 руб. штрафа за ненадлежащее исполнение условий контракта от 05.07.2019 N 05/ЗП-19 на выполнение работ по завершению строительства крытого катка с искусственным льдом по адресу: Ириновский пр., участок 2 (восточнее дома 36, лит. А по Ириновскому пр.), включая разработку проектной документации стадии РД, для нужд Санкт-Петербурга (далее - Контракт) и 3 964 643,90 руб. неустойки за ненадлежащее исполнение обязательств, установленных пунктом 2.4.31 Контракта и пунктом 2 дополнительного соглашения от 20.08.2019 N 1 к Контракту.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по строительству, адрес: 190000, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 76, ОГРН 1027810279397, ИНН 7830002342.
Решением суда от 24.11.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 14.03.2024, в иске отказано.
В кассационной жалобе Фонд ссылается на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, просит отменить означенные судебные акты и принять новый - об удовлетворении иска.
Податель жалобы считает, что штрафы в фиксированном размере 100 000 руб. и в размере 5% стоимости работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц, были согласованы сторонами в Контракте и подлежали уплате в полном объеме.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу Фонда - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Фонда поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Общества, указав на правомерность судебных актов, просил оставить их без изменения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, по условиям Контракта Общество (подрядчик) обязалось по заданию Учреждения (заказчика) выполнить работы по завершению строительства крытого катка с искусственным льдом по адресу: Ириновский пр., участок 2 (восточнее дома 36, лит. А по Ириновскому пр.), включая разработку проектной документации стадии РД, в соответствии с технической документацией (приложения N 1 и 2 к Контракту), а заказчик обязался принять результат выполненных работ и обеспечить в пределах цены Контракта их оплату.
Цена Контракта составляет 280 170 000 руб. (пункт 3.1)
Из пункта 5.5 Контракта следует, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного Контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в Контракте таких обязательств) в виде фиксированной суммы 100 000 руб.
Согласно пункту 5.12 Контракта за ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству объектов капитального строительства, которые он обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, размер штрафа устанавливается в размере 5% стоимости указанных работ.
Пунктом 7.2 Контракта предусмотрено, что конечный срок выполнения работ по Контракту - не позднее 30.06.2020.
Заключение N 78-007-0215-2014 о соответствии построенного (реконструированного) объекта капитального строительства требованиям проектной документации было получено Фондом 05.08.2020.
Дополнительным соглашением от 20.08.2019 N 1 (далее - Соглашение) стороны внесли изменения в условия Контракта.
По условиям пункта 2 Соглашения в соответствии с пунктом 2.4.31 Контракта подрядчик обязан самостоятельно, без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств, выполнить внутренние отделочные работы. Сметная стоимость указанных работ, предусмотренная проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении составляет 79 292 878 руб.
В письме от 12.08.2019 N 55-ГК/19 Общество указало на то, что планирует выполнить на объекте самостоятельно, без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по Контракту, внутренние отделочные работы (полы, двери, перегородки, ограждения лестниц и трибун, внутренняя отделка) на общую сумму 79 292 878 руб.
Поскольку согласно исполнительной документации работы по внутренней отделке объекта выполнены обществом с ограниченной ответственностью "ЦСТ", Учреждение обратилось к Обществу с претензией
В претензии от 25.05.2021 N 10-20-5183/21-0-0 заказчик указал на нарушение подрядчиком исполнения обязательств, установленных пунктом 2.4.31 Контракта в редакции пункта 2 Соглашения и потребовал уплатить в бюджет Санкт-Петербурга неустойку (штраф), рассчитанную в соответствии с пунктом 5.12 Контракта.
Поскольку Общество неустойку добровольно не уплатило, Фонд обратился с настоящим иском в суд.
Суд первой инстанции посчитал неустойку начисленную Фондом подлежащей списанию на основании подпункта "а" пункта 3 Правил, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783 "О списании начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом" (далее - Правила N 283).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции в иске Фонду отказал.
Апелляционный суд согласился с приведенными в решении оценкой доказательств и выводами.
Изучив материалы дела, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 763 ГК РФ подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
В пункте 2 статьи 763 ГК РФ установлено, что по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Статьей 768 ГК РФ предусмотрено, что к отношениям по государственным или муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной названным Кодексом, применяется закон о подрядах для государственных или муниципальных нужд.
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В силу статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Суды первой и апелляционной инстанций признали правомерным начисление Обществу неустоек: в размере 100 000 руб. - за нарушение срока выполнения работ, как предусмотрено пунктом 5.5 Контракта; в размере 3 964 643,90 руб. - из расчета 5% от стоимости работ, подлежавших выполнению без привлечения других лиц, как предусмотрено пунктом 5.12 Контракта.
В соответствии с частью 9.1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ, Правительство Российской Федерации вправе установить случаи и порядок списания начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом. В спорном периоде порядок списания неустойки регулировался Постановлением N 783.
Пунктом 42.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ установлено, что начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 9.1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ, Правительство Российской Федерации вправе установить случаи и порядок списания начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом. В спорном периоде порядок списания неустойки регулировался Постановлением N 783.
Подпункт "а" пункта 3 Правил, предусматривает, что списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется заказчиком в следующих случае и порядке: если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5% цены контракта, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "в" - "д" настоящего пункта.
Пункт 11 Правил N 783 устанавливает, что списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил распространяется на принятую к учету задолженность поставщика (подрядчика, исполнителя) независимо от срока ее возникновения и осуществляется заказчиком на основании решения о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней), указанного в пункте 9 настоящих Правил, в течение 5 рабочих дней со дня принятия такого решения.
Применительно к пункту 40 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017), списание неустоек (штрафов, пеней) является обязанностью заказчика.
Следовательно, если заказчиком необоснованно не вынесено решение о списании начисленных сумм неустойки, то это не препятствует судебной защите интересов Общества. Такая защита, в числе прочего, может быть предоставлена судом путем отказа заказчику во взыскании безосновательно не списанной им неустойки.
В рассматриваемом случае обязательства по Контракту исполнены Обществом в полном объеме, и поскольку размер начисленных заказчиком неустоек (в общей сумме 4 064 643,90 руб.) не превышает 5% от цены Контракта, следовательно, заказчик (Фонд) обязан был рассмотреть вопрос о списании неустойки в порядке, предусмотренном подпунктом "а" пункта 3 Правил N 783.
Поскольку неустойка подлежит списанию, оснований для удовлетворения иска у судов не имелось.
Несогласие подателя кассационной жалобы с произведенной судами оценкой фактических обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении норм материального и процессуального права и не может быть положено в основание отмены обжалуемых решения и постановления.
Суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых решения и постановления, кассационной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется. Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.11.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2024 по делу N А56-62623/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Фонд капитального строительства и реконструкции" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Малышева |
Судьи |
Н.Н. Малышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд отказал в удовлетворении иска о взыскании штрафа и неустойки за ненадлежащее исполнение условий контракта на строительство крытого катка, указав на правомерность списания неустойки в связи с ее размером, не превышающим 5% от цены контракта. Судебные акты первой и апелляционной инстанций оставлены без изменения.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 августа 2024 г. N Ф07-8349/24 по делу N А56-62623/2023