14 августа 2024 г. |
Дело N А56-77471/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Старченковой В.В., судей Бобарыкиной О.А. и Пастуховой М.В.,
при участии от Министерства обороны Российской Федерации Бякиной О.В. (доверенность от 07.10.2022),
рассмотрев 14.08.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.12.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2024 по делу N А56-77471/2023,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 1", адрес: 197198, Санкт-Петербург, пр. Добролюбова, д. 16, корп. 2А, пом. 54Н, ОГРН 1057810153400, ИНН 7841312071 (далее - Компания), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Министерству обороны Российской Федерации, адрес: 119019, Москва, ул. Знаменка, д. 19, ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261 (далее - Министерство), о взыскании 1360 руб. 80 коп. расходов, понесенных в марте 2021 года на обслуживание приборов учета тепловой энергии.
Решением суда от 25.12.2023, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2024, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Министерство, считая решение и постановление незаконными и необоснованными, просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Податель жалобы отмечает, что спорным объектом является здание военного комиссариата, обязанность по содержанию и обслуживанию которого возложена на федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Управление). В этой связи Министерство считает необходимым участие в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления и Военного комиссариата города Санкт-Петербурга. По мнению ответчика, факт оказания услуг и их объем Компанией не доказан. Кроме того, договор теплоснабжения сторонами расторгнут, обслуживание приборов учета его условиями предусмотрено не было.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы, приведенные в жалобе.
Компания о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, однако своего представителя в судебное заседание не направила, что не является препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Компанией (энергоснабжающей организацией) и Министерством (абонентом) был заключен договор теплоснабжения (и поставки горячей воды) от 29.09.2020 N 64657-ТСБ-01 (далее - Договор), по условиям которого энергоснабжающая организация обязалась поставить абоненту тепловую энергию и (или) теплоноситель, а абонент - принять и оплатить тепловую энергию и (или) теплоноситель, а также соблюдать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии и теплоносителя.
Теплоснабжающим объектом по Договору являлось здание военного комиссариата по адресу: Санкт-Петербург, Английский пр., д. 8/10, лит. А, Д, Е, Ж.
Договор вступил в силу 01.01.2021 и действовал по 31.12.2021 (пункт 8.1).
Согласно акту разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон (приложение N 1 к Договору) Министерство несет ответственность за надлежащую эксплуатацию и своевременный ремонт ввода Р/С Рабочая УУВ-1 вправо (1413201) (от наружной стены д. 8/10 лит. А до первых фланцев первых задвижек в ИТП), индивидуального теплового пункта в д. 8/10 лит. А по Английскому проспекту и систем теплопотребления зданий по адресам: Английский пр., 8/10 (лит. А, Д, Е, Ж).
В силу пункта 24 Порядка действия сторон по оборудованию и эксплуатации приборов учета (приложение N 5 к Договору) энергоснабжающая организация при невыполнении абонентом обязанностей по обеспечению надлежащей эксплуатации приборов учета, установленных в настоящем порядке, и не устранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления, приступает к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов в полном объеме на абонента в соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности" (далее - Закон N 261-ФЗ).
Ссылаясь на то, что в период действия Договора Компания выполнила обслуживание прибора учета на указанном в Договоре объекте, она направила Министерству претензию от 27.05.2021 N 5116-02/14 с требованием об оплате 1360 руб. 80 коп. стоимости выполненных работ.
Выполнение указанных работ Компания подтвердила договором на оказание услуг по обслуживанию узлов учета тепловой энергии от 18.01.2021 N 213909, заключенным с обществом с ограниченной ответственностью "Инженерно-технический центр Взлет", счетом-фактурой от 31.03.2021 N 767, отчетом о теплопотреблении за март 2021 года в отношении прибора учета Министерства ТВ7-04-М N 19085149.
Поскольку Министерство не возместило Компании расходы на обслуживание узла учета тепловой энергии за март 2021 года, претензию оставило без удовлетворения, Компания обратилась в суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций исковые требования удовлетворили, признав их обоснованными по праву и по размеру.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, кассационная инстанция приходит к следующему.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
Потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов (часть 1 статьи 13 Закона N 261-ФЗ).
Согласно части 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ энергоснабжающая организация при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления, обязана приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета. Собственники этих приборов учета или лица, являющиеся собственниками объектов, на которых установлены эти приборы учета, обязаны обеспечить допуск указанных организаций к приборам учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на их эксплуатацию, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
Таким образом, расходы, понесенные ресурсоснабжающими организациями на обслуживание прибора учета, подлежат возмещению в порядке, установленном частью 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ.
Факт несения Компанией расходов на обслуживание узла учета тепловой энергии подтвержден материалами дела и ответчиком не опровергнут.
Довод кассационной жалобы о том, что содержание объекта, поименованного в Договоре, возложено на Управление, подлежит отклонению, поскольку факт выбытия этого объекта из ведения Министерства документально не подтвержден. Согласно акту разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон тепловые сети принадлежат Министерству; Договор в спорный период являлся действующим.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили иск за счет Министерства.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, применены судами первой и апелляционной инстанций правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.12.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2024 по делу N А56-77471/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Старченкова |
Судьи |
В.В. Старченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил правомерность удовлетворения иска о взыскании расходов на обслуживание прибора учета тепловой энергии, указав на обязательства абонента по оплате таких расходов. Кассационная инстанция отклонила доводы о том, что содержание объекта возложено на третье лицо, поскольку документально это не подтверждено. Суды первой и апелляционной инстанций правильно применили нормы материального права.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 августа 2024 г. N Ф07-9161/24 по делу N А56-77471/2023