15 августа 2024 г. |
Дело N А56-111158/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Соколовой С.В., судей Савицкой И.Г., Трощенко Е.И.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Московского района" Самсоновой Ю.В. (доверенность от 25.06.2024 N 31), от Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга Гусакова Д.Б. (доверенность от 09.01.2024 б/N),
рассмотрев 13.08.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Московского района" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.03.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2024 по делу N А56-111158/2023,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Московского района", адрес: 196143, Санкт-Петербург, ул. Орджоникидзе, д. 5, ОГРН 1089847251889, ИНН 7810520970 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга, адрес: 195112, Санкт-Петербург, Малоохтинский пр., д. 68, лит. А, ОГРН 1037867000115, ИНН 7841000298 (далее - Инспекция), от 26.10.2023 по делу об административном правонарушении N 1356/23, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде взыскания 250 000 руб. штрафа.
Решением суда первой инстанции от 06.03.2024, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 07.05.2024, оспариваемое постановление признано незаконным и изменено в части размера административного штрафа, который снижен до 125 000 руб.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, неполное установление ими обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, просит отменить решение от 06.03.2024 и постановление от 07.05.2024, принять по делу новый судебный акт - о признании незаконным и отмене постановления от 26.10.2023 по делу об административном правонарушении N 1356/23.
Как указывает податель кассационной жалобы, суды не учли, что Общество принимало меры по обеспечению безопасности жизни и здоровья граждан, проживающих в квартирах над и под квартирой N 209, сохранности их имущества, а также по поиску собственников квартиры N 209, в которой произошла протечка; в рассматриваемом случае отключение горячей и холодной воды не было связано с неисполнением Обществом обязанностей, возложенных на него как на управляющую организацию; в действиях Общества отсутствовала субъективная сторона административного правонарушения.
В отзыве на кассационную жалобу Инспекция просит оставить ее без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель Инспекции возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество, имеющее лицензию на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами от 03.04.2015 N 78-000029, является управляющей организацией в отношении многоквартирного жилого дома 5, корп. 1, по Звездной ул. в Санкт-Петербурге (далее - дом N 5).
Согласно обращению собственника квартиры N 214 в доме N 5 от 05.09.2023 N ОБ-21606-1/23-0-0 Общество в период с 31.08.2023 по 04.09.2023 не выдержало допустимую продолжительность перерыва в предоставлении собственнику квартиры N 214 коммунальной услуги по горячему и холодному водоснабжению.
С целью подтверждения сведений, содержащихся в обращении от 05.09.2023 N ОБ-21606-1/23-0-0, на основании своего решения от 02.10.2023 N 03/381/23-К-р Инспекция 03.10.2023 провела внеплановую документарную проверку соблюдения Обществом лицензионных требований при управлении домом N 5, по результатам которой выявила и зафиксировала в акте от 03.10.2023 приостановление Обществом в связи с протечкой в квартире N 209 в доме N 5 с 31.08.2023 по 04.09.2023 предоставления коммунальной услуги по горячему и холодному водоснабжению собственникам квартир, расположенных по стояку над и под квартирой N 209.
Указанные обстоятельства квалифицированы как несоблюдение Обществом перерывов в предоставлении коммунальной услуги по горячему и холодному водоснабжению, регламентированных пунктом 1 раздела I, пунктом 4 раздела II Требований к качеству коммунальных услуг (далее - Требования), являющихся приложением N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
По итогам проверки Инспекция 16.10.2023 составила в отношении Общества протокол об административном правонарушении N 03/381/23-К-р, 26.10.2023 вынесла постановление по делу об административном правонарушении N 1356/23, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ в виде 250 000 руб. административного штрафа.
Не согласившись с постановлением Инспекции, Общество оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, придя к выводам о наличии в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения, об отсутствии существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности, а также оснований для признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным, руководствуясь частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, посчитал возможным снизить назначенный Обществу штраф до 125 000 руб., в связи с чем изменил оспариваемое постановление.
Суд апелляционной инстанции оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, не нашла оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 данного Кодекса.
Совершение указанного административного правонарушения влечет наложение на юридических лиц штрафа в размере от 250 000 руб. до 300 000 руб.
Объектом указанного правонарушения выступают общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Объективной стороной правонарушения является несоблюдение уполномоченными лицами лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В силу подпунктов "а" и "б" пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами и об осуществлении регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, к лицензионным требованиям относят соблюдение и исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных соответственно частью 2.3 статьи 161 и частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
В силу части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги газоснабжения, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 названного Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Исходя из пункта 1 раздела I, пункта 4 раздела II Требований допустимая продолжительность перерыва подачи холодной или горячей воды составляет 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно.
Как видно из материалов дела и установлено судами, в связи с протечкой воды из квартиры N 209 в квартиру N 204 Общество 31.08.2023 приостановило подачу холодной и горячей воды собственникам квартир, расположенных ниже и выше квартиры N 209; доступ в квартиру N 209 сотрудникам Общества не был обеспечен. После вскрытия в присутствии понятых квартиры N 209 и выполнения работ по устранению протечки подача холодной и горячей воды собственникам квартир, расположенных ниже и выше квартиры N 209, возобновлена 04.09.2023.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в совокупности и взаимосвязи представленные в материалы дела доказательства, в том числе акт проверки, суды двух инстанций пришли к обоснованному выводу о нарушении Обществом Требований и о наличии в его действиях события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Доказательств, опровергающих факт нарушения Требований, Общество в материалы дела не представило.
Ссылка Общества на подпункт "а" пункта 115 Правил N 354, согласно которому исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальных услуг без предварительного уведомления потребителя в случае возникновения или угрозы возникновения аварийной ситуации в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения, по которым осуществляются водо-, тепло-, электро- и газоснабжение, а также водоотведение - с момента возникновения или угрозы возникновения такой аварийной ситуации, пункт 120 названных Правил несостоятельна, поскольку из материалов дела не следует и Обществом не доказано, что аварийная ситуация в рассматриваемом случае возникла в централизованных сетях.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопрос о вине заявителя в совершении административного правонарушения исследован Инспекцией в ходе производства по делу об административном правонарушении и судами в ходе судебного разбирательства.
Как указали суды, достаточных доказательств невозможности соблюдения Обществом требований действующего жилищного законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, в материалы дела не представлено, что свидетельствует о виновности Общества во вмененном правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения Общества к административной ответственности, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, а также для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного правонарушения малозначительным суды не установили; срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, соблюден.
Установив обстоятельства дела, учтя подлежащие применению нормы материального права, суды двух инстанций пришли к обоснованному выводу о законности постановления Инспекции.
Назначенное судом первой инстанции с учетом частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного Обществом правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Вывод судов о наличии оснований для снижения назначенного Обществу административного штрафа в кассационном порядке не обжалуется.
Сами по себе переоценка доказательств и допущение на ее основе иных выводов относительно того, какие обстоятельства следует считать установленными, не входят в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
Кассационная инстанция не усмотрела нарушения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении спора, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем государственная пошлина, уплаченная Обществом при подаче кассационной жалобы по платежному поручению от 28.05.2024 N 4204, подлежит возврату ему из федерального бюджета.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.03.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2024 по делу N А56-111158/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Московского района" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Московского района", адрес: 196143, Санкт-Петербург, ул. Орджоникидзе, д. 5, ОГРН 1089847251889, ИНН 7810520970, из федерального бюджета 3000 руб. государственной пошлины, уплаченных по платежному поручению от 28.05.2024 N 4204.
Председательствующий |
С.В. Соколова |
Судьи |
С.В. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность привлечения управляющей организации к административной ответственности за несоблюдение лицензионных требований при управлении многоквартирным домом, однако снизил размер штрафа с 250 000 до 125 000 рублей, учитывая обстоятельства дела. Кассационная жалоба оставлена без удовлетворения, так как суды первой и апелляционной инстанций правильно применили нормы права и установили наличие состава правонарушения.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 августа 2024 г. N Ф07-10325/24 по делу N А56-111158/2023
Хронология рассмотрения дела:
15.08.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-10325/2024
07.05.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-11087/2024
06.03.2024 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-111158/2023