14 августа 2024 г. |
Дело N А42-4186/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Баженовой Ю.С., судей Сапоткиной Т.И., Чуватиной Е.В.,
при участии от администрации муниципального округа город Кировск с подведомственной территорией Мурманской области Лежепековой Д.С. (доверенность от 09.01.2024 N 578), от муниципального унитарного предприятия "Управляющая компания "Городская электрическая сеть" Сивцева Ю.А. (доверенность от 01.01.2024),
рассмотрев 31.07.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу заместителя прокурора Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 14.11.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2024 по делу N А42-4186/2023,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Мурманской области, адрес: 183038, г. Мурманск, ул. Коммуны, д.18А, ОГРН 1025100866230, ИНН 5191120087 (далее - прокурор), обратился в Арбитражный суд Мурманской области в защиту интересов муниципального округа город Кировск в лице администрации муниципального округа город Кировск с подведомственной территорией Мурманской области, адрес: 184250, Мурманская обл., г. Кировск, пр. Ленина, д. 16, ОГРН 1025100561661, ИНН 5103020946 (далее - Администрация), с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Хибины", адрес: 184256, Мурманская обл., г. Кировск, Комсомольская ул., д. 10, лит. А, оф. 1, ОГРН 1215100001797, ИНН 5118005130 (далее - Общество), муниципальному унитарному предприятию "Управляющая компания "Городская электрическая сеть", адрес: 184250, Мурманская обл., г. Кировск, Ленина пр., д. 5, ОГРН 1195190003370, ИНН 5103301496 (далее - Предприятие), в котором просил:
- признать недействительной сделку, оформленную постановлением Администрации города Кировска от 03.08.2021 N 784 "О передаче муниципального имущества" и договором от 09.08.2021 N 37-2021, заключенным между муниципальным образованием город Кировск с подведомственной территорией в лице Комитета по управлению муниципальной собственностью администрации города Кировска, адрес: 184250, Мурманская обл., г. Кировск, Ленина пр., д. 16, ОГРН 1025100561463, ИНН 5103020921 (далее - Комитет), и Предприятием, о закреплении муниципального имущества города Кировска - нежилого помещения площадью 655 кв.м с кадастровым номером 51:16:0040142:1168, расположенного по адресу: Мурманская обл., г. Кировск, Комсомольская ул., д. 10А;
- признать недействительным договор купли-продажи от 28.10.2021 указанного нежилого помещения, заключенный между Предприятием и Обществом;
- обязать Общество возвратить указанное помещение Администрации.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области, адрес: 183025, г. Мурманск, ул. Полярные Зори, д. 22, ОГРН 1045100220285, ИНН 5190132523 (далее - Управление).
Решением суда первой инстанции от 14.11.2023 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2024 данное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе прокурор, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить решение от 14.11.2023 и постановление от 22.03.2024, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Мурманской области.
По мнению подателя жалобы, в судебных актах не приведены мотивы отклонения доводов истца и представленных им доказательств о том, что спорное помещение в период нахождения его на праве хозяйственного ведения у Предприятия с 03.08.2021 до его отчуждения (фактически всего два месяца) не использовалось для целей деятельности Предприятия; договор о закреплении помещения в хозяйственное ведение Предприятия фактически был заключен для последующего отчуждения муниципального имущества вне конкурсных процедур в целях создания приоритетных условий для его приобретения Обществом.
В отзывах на кассационную жалобу Предприятие, Администрация и Комитет просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представители Администрации и Предприятия возражали против удовлетворения кассационной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Иные лица, участвующие в деле, извещены в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что не является препятствием для рассмотрения жалобы.
Комитет направил в суд округа ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании обращения директора Предприятия постановлением Администрации от 03.08.2021 N 784 закреплено за Предприятием на праве хозяйственного ведения нежилое помещение площадью 655 кв.м с кадастровым номером 51:16:0040142:1168, расположенное по адресу: г. Кировск, Комсомольская ул., д. 10А.
Между Комитетом и Предприятием 09.08.2021 заключен договор N 37-2021 о закреплении помещения за Предприятием на праве хозяйственного ведения.
Согласно представленной в материалы дела выписке из Единого государственного реестра недвижимости 17.08.2021 зарегистрировано право хозяйственного ведения Предприятия на помещение.
Общество 09.09.2021 обратилось к Предприятию с просьбой продать ему 1/3 доли в нежилом здании по ул. Комсомольская, д. 10а.
Предприятие 16.09.2021 направило в адрес Комитета письмо с просьбой дать согласие на продажу помещения по цене 4 753 000 руб., определенной независимым оценщиком.
В целях рассмотрения вопроса согласования сделки купли-продажи помещения 18.10.2021 Предприятие направило в адрес Комитета пояснительную записку, в которой указало на тяжелое финансовое положение, причинами которого являются убытки прошлых лет и большая кредиторская задолженность.
Распоряжением Комитета от 21.10.2021 N 185 "Об отчуждении имущества закрепленного на праве хозяйственного ведения" и постановлением Администрации от 22.10.2021 N 1030 Предприятию разрешено произвести отчуждение помещения в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" по рыночной цене, установленной согласно требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Предприятие 27.10.2021 заключило с Обществом договор купли-продажи, на основании которого передало в собственность Общества помещение за 4 753 000 руб.
Право собственности Общества на помещение зарегистрировано 12.11.2021.
Ссылаясь на то, что отчуждение помещения из муниципальной собственности произведено с нарушением законодательства и противоречит интересам муниципального образования, прокурор обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций не усмотрели правовых оснований для удовлетворения иска.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, полагает обжалуемые судебные акты подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В силу абзаца третьего части 1 статьи 52 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.
Согласно пункту 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В соответствии со статьей 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Положениями статьи 13 Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон N 178-ФЗ) определены способы приватизации муниципального имущества, одним из которых является отчуждение муниципального имущества на конкурсе или на аукционе.
В статье 2 Закона N 178-ФЗ закреплены основные принципы приватизации государственного и муниципального имущества: приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления; приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном Законом N 178-ФЗ.
При этом проведение открытых торгов в рамках приватизации осуществляется с целью привлечения максимально широкого круга участников и получение публичным собственником наибольшей цены за реализуемое имущество.
Отказывая в удовлетворении иска прокурора, суды исходили из того, что нормы Закона N 178-ФЗ, включая требование об обязательном проведении торгов в целях продажи государственного (муниципального) имущества, не распространяются на отношения по отчуждению государственными (муниципальными) унитарными предприятиями имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения.
Между тем судами не учтено следующее.
В обоснование иска по настоящему делу прокурор указал на совершение взаимосвязанных сделок по передаче муниципального недвижимого имущества в хозяйственное ведение Предприятию для последующего отчуждения помещения в собственность Общества без проведения торгов в обход требований Закона N 178-ФЗ.
В подтверждение своих доводов прокурор сослался на непродолжительный период времени между подачей Предприятием в августе 2021 заявления о предоставлении ему помещения на праве хозяйственного ведения и его обращением в сентябре 2021 года за получением согласия на продажу помещения, что свидетельствует об отсутствии у собственника и Предприятия намерения создать правовые последствия, предусмотренные законом для возникновения права хозяйственного ведения.
По смыслу части 1 статьи 168 АПК РФ суд определяет, какие нормы права следует применить к установленным обстоятельствам.
В силу абзаца первого пункта 1 статьи 10 ГК РФ не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В случае несоблюдения данного запрета суд на основании пункта 2 статьи 10 ГК РФ с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 25), если совершение сделки нарушает запрет, установленный пунктом 1 статьи 10 ГК РФ, то в зависимости от обстоятельств дела такая сделка может быть признана судом недействительной (пункт 1 или пункт 2 статьи 168 ГК РФ).
К сделке, совершенной в обход закона с противоправной целью, подлежат применению нормы гражданского законодательства, в обход которых она была совершена. В частности, такая сделка может быть признана недействительной на основании положений статьи 10 и пунктов 1 или 2 статьи 168 ГК РФ. При наличии в законе специального основания недействительности такая сделка признается недействительной по этому основанию (например, по правилам статьи 170 ГК РФ).
В силу пункта 2 статьи 170 ГК РФ притворная сделка, то есть сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, ничтожна. К сделке, которую стороны действительно имели в виду, с учетом существа сделки, применяются относящиеся к ней правила.
Из указанной нормы следует, что при совершении притворной сделки воля сторон направлена не на достижение соответствующего ей правового результата, а на создание иных правовых последствий, соответствующих сделке, которую стороны действительно имели в виду.
В данном случае суды не дали оценку доводам прокурора о том, что посредством совершения ряда последовательных сделок спорное имущество перешло в собственность Общества, и фактически оспариваемые взаимосвязанные сделки имели целью прикрыть иную сделку - приватизацию муниципального имущества, осуществленную незаконным способом.
С учетом изложенного выводы судов первой и апелляционной инстанций нельзя признать законными, обоснованными, что в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 АПК РФ является основанием для отмены судебных актов и направления дела в Арбитражный суд Мурманской области на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду надлежит полно, всесторонне и объективно исследовать все обстоятельства дела, имеющие значение для правильного разрешения спора, дать оценку всем доводам сторон, после чего разрешить спор в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 14.11.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2024 по делу N А42-4186/2023 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Мурманской области.
Председательствующий |
Ю.С. Баженова |
Судьи |
Ю.С. Баженова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд кассационной инстанции отменил решения нижестоящих судов, установив, что передача муниципального имущества в хозяйственное ведение с последующим его отчуждением была осуществлена с нарушением законодательства. Прокурор обосновал иск недобросовестным осуществлением прав и отсутствием намерения соблюдать законные процедуры. Дело направлено на новое рассмотрение для всестороннего анализа всех обстоятельств.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 августа 2024 г. N Ф07-7378/24 по делу N А42-4186/2023