16 августа 2024 г. |
Дело N А26-6876/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Алешкевича О.А., Аникиной Е.А.,
при участии от публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания - Россети" Запатрина Р.С. (доверенность от 11.01.2023),
рассмотрев 12.08.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания - Россети" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 15.09.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2024 по делу N А26-6876/2023,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия, адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Андропова, д. 2/24, ОГРН 1071001000828, ИНН 1001016090 (далее - Министерство), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к публичному акционерному обществу (далее - ПАО) "Федеральная сетевая компания - Россети", адрес: 121353, Москва, Беловежская ул., д. 4, ОГРН 1024701893336, ИНН 4716016979 (далее - Общество), об обязании провести мероприятия по компенсационному лесовосстановлению на площади 13,94 га в течение шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Русский Лесной Альянс", адрес: 185013, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Автолюбителей, д. 14, ОГРН 1041000013405, ИНН 1001153530 (далее - ООО "РЛА").
Решением суда первой инстанции от 15.09.2023, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 21.03.2024, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Компания просит отменить состоявшиеся судебные акты и принять по делу новый судебный акт - об отказе в иске либо направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на то, что рубка на площади 15,6692 га Обществом не осуществлялась, в связи с чем в лесной декларации рубка отсутствует. Между Обществом и ООО "РЛА" отсутствуют договорные отношения по сплошной рубке с целью подготовки просеки для строительства и эксплуатации объекта в границах отведенного лесного участка. Доказательств того, что рубка осуществлялась в интересах Общества, а не в собственных предпринимательских интересах заготовителя, истцом не представлено.
Министерство в отзыве просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
От Министерства поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие своего представителя.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, между Министерством и Обществом (с учетом переименования с 12.10.2022 с ПАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы") заключен договор аренды лесного участка от 28.08.2020 N 80 (далее - Договор).
Участок площадью 178,677 га, расположенный в границах кварталов N 38, 55, 76, 77, 78, 79, 97, 98, 99, 100 Виданского участкового лесничества (Реченского лесничества по лесоустройству), N 2, 9, 17, 18, 28, 37, 38, 46, 55, 64 Виданского участкового лесничества (Виданского лесничества по лесоустройству) Пряжинского центрального лесничества, предоставлен в аренду для строительства, реконструкции, эксплуатации линейного объекта - размещения линии электропередачи по титулу "Строительство ВЛ 330 кВ Ондская ГЭС-ПС 330 кВ Петрозаводская" в Пряжинском национальном муниципальном районе Республики Карелия.
Согласно подпункту "л" пункта 3.4 Договора арендатор обязан осуществлять мероприятия по воспроизводству лесов на лесном участке в соответствии с законодательством и проектом освоения лесов, проектом лесовосстановления и проектом лесоразведения.
В пункте 4 соглашения от 25.04.2022 о расторжении Договора указано, что арендатор обязан в соответствии со статьей 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) выполнить работы по лесовосстановлению на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений в соответствии с проектом лесовосстановления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На лесной участок, предоставленный в аренду Обществу, разработан проект освоения лесов (заключение экспертной комиссии от 07.09.2020 N 1515).
Согласно разделу 2 проекта "Сведения о лесном участке" площадь лесного участка состоит из защитных лесов - 10,4699 га и эксплуатационных - 168,2071 га.
Общая площадь лесных земель составляет 178,677 га, куда входят: занятые лесными насаждениями - 119,9598 га, лесные культуры - 43,5044 га, несомкнувшиеся лесные культуры - 3,8846 га и не занятые лесными насаждениями - 5,4865 га.
В целях использования лесного участка арендатором были поданы следующие лесные декларации: от 08.10.2020 N 3-5.4, период действия декларации - с 19.10.2020 по 26.08.2021 на площади 91,8493 га; декларация от 22.10.2020 N 4-5.4, период действия декларации - с 02.11.2020 по 26.08.2021 на площади 71, 1361 га; декларация от 05.04.2021 N 1, период действия декларации - с 13.04.2021 по 26.08.2021 на площади 15,6916 га.
Объем работ по компенсационному лесовосстановлению составляет 167,35 га (занятые лесными насаждениями - 119,9598 га, лесные культуры - 43,5044 га, несомкнувшиеся лесные культуры - 3,8846 га).
Министерство указало, что по состоянию на 13.12.2022 Общество не выполнило в полном объеме работы по компенсационному лесовосстановлению по обязательствам, возникшим после рубки лесных насаждений при использовании лесов на основании следующих деклараций: от 08.10.2020 N 3-5.4 (период действия декларации - с 19.10.2020 по 26.08.2021), декларация от 22.10.2020 N 4-5.4 (период действия декларации - с 02.11.2020 по 26.08.2021; декларация от 05.04.2021 N 1, период действия декларации - с 13.04.2021 по 26.08.2021. Так, мероприятия по компенсационному лесовосстановлению Обществом выполнены только на площади 153,41 га на территории следующих лесничеств Республики Карелия: Лоухского, Костомукшского и Калевальского, что подтверждается актами приемки выполненных работ.
Государственное казенное учреждение Республики Карелия "Пряжинское центральное лесничество" 13.12.2022 направило в адрес Общества требование N 7-ВЛ/2022, согласно которому Обществу надлежит выполнить работы по компенсационному лесовосстановлению на площади 13,94 га до 29.05.2023.
Общество указанные мероприятия в срок, установленный в требовании, не выполнило. В ответ на требование сообщило, что площадь вырубленных лесных насаждений Общества составила 151,6796 га, на площади 13,94 га вырубку лесных насаждений осуществляли иные лица - ООО "РЛА".
Министерство, указывая на то, что Общество вопреки статье 63.1 ЛК РФ, пунктам 1, 2, 4, 6, 11, 15, 17 постановления Правительства Российской Федерации от 07.05.2019 N 566 "Об утверждении Правил выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка" (далее - Правила N 566), подпункта "л" пункта 3.4 Договора не в полном объеме исполнило работы по лесовосстановлению, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил иск.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации присуждение к исполнению обязанности в натуре является одним из способов защиты нарушенного гражданского права.
Частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
С учетом особого значения лесного фонда лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципах, перечисленных в статье 1 ЛК РФ. К числу таких принципов отнесены, в частности принципы сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения, платность использования лесов.
В силу частей 1 и 5 статьи 12 ЛК РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности (в действующей редакции - лесного комплекса). При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: организация использования лесов; создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.
Согласно части 1 статьи 19 ЛК РФ мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 данного Кодекса, и лицами, которые используют леса и (или) на которых данным Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ.
В соответствии со статьей 25 ЛК РФ одним из видов использования лесов является строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов.
Статьей 45 ЛК РФ регламентирован порядок использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута).
В силу статьи 61 ЛК РФ вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству, которое включает в себя лесовосстановление и осуществляется, в том числе лицами, на которых данным Кодексом возложена обязанность по лесовосстановлению.
Статьей 62 ЛК РФ предусмотрено, что лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений, естественным, искусственным или комбинированным способом в целях восстановления вырубленных, погибших, поврежденных лесов, а также сохранения полезных функций лесов, их биологического разнообразия.
Введенной в действие с 01.01.2019 статьей 63.1 ЛК РФ предусмотрены особенности осуществления лесовосстановления и лесоразведения для отдельных категорий лиц.
Так, частью 1 данной статьи (в редакции, действовавшей до 01.09.2021) установлено, что за исключением случая, предусмотренного частью 3 указанной статьи, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 ЛК РФ, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при создании охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, линейных объектов, не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Правил N 566 работы по лесовосстановлению или лесоразведению осуществляются в соответствии с ЛК РФ, данными Правилами, правилами лесовосстановления, установленными в соответствии с частью 3 статьи 62 ЛК РФ, или правилами лесоразведения, установленными в соответствии с частью 2 статьи 63 ЛК РФ, согласно проекту лесовосстановления или проекту лесоразведения, которые составлены в порядке, предусмотренном статьями 89.1 и 89.2 ЛК РФ.
Подпунктом "в" пункта 6 ранее действовавших до 01.09.2022 Правил лесовосстановления, состава проекта лесовосстановления, порядка разработки проекта лесовосстановления и внесения в него изменений, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 04.12.2020 N 1014 (далее - Правила N 1014), предусматривалось, что лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубку лесных насаждений при использовании лесов в соответствии со статьями 43 - 46 ЛК РФ, в том числе при создании охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, линейных объектов, за исключением случая, предусмотренного частью 3 статьи 63.1 ЛК РФ, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка, в том числе в связи с переводом земель лесного фонда в земли иных категорий, за исключением случаев перевода земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов.
Указанное положение полностью сохранено в действующих в настоящее время Правилах лесовосстановления, формы, состава, порядка согласования проекта лесовосстановления, оснований для отказа в его согласовании, а также требований к формату в электронной форме проекта лесовосстановления, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.12.2021 N 1024 (далее - Правила N 1024).
Пунктами 6 и 14 Правил N 1014 также предусмотрено, что лица, указанные в подпункте "в" пункта 6 настоящих Правил, обязаны выполнять работы по лесовосстановлению в порядке, установленном Правительством Российской Федерации на основании части 2 статьи 63.1 ЛК РФ, а также в соответствии с настоящими Правилами на основании проекта лесовосстановления.
Как указано Верховным Судом Российской Федерации в Определении от 23.08.2022 N 307-ЭС22-5959, по смыслу вышеуказанных норм ЛК РФ и Правил N 566 работы по лесовосстановлению или лесоразведению после рубки лесных насаждений производятся именно лицами, использующими леса в целях, предусмотренных статьями 43 - 46 ЛК РФ, и не на том участке, где осуществляется строительство линейного объекта, а на ином лесном участке на площади, равной площади вырубленной древесины. Данные работы осуществляются в соответствии с проектом лесовосстановления или лесоразведения, а не в соответствии с проектом освоения лесов, составляемым в рамках договора аренды. Обстоятельством, в силу которого у указанных лиц наступает обязанность по выполнению данных работ, является сам факт использования лесов в названных целях с рубкой лесных насаждений. При этом не имеет правового значения, кто именно осуществил заготовку древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43 - 46 ЛК РФ, поскольку рубка осуществляется в целях освобождения участков от лесных насаждений для строительства (размещения) объектов, указанных в приведенных нормах Кодекса. Нормы ЛК РФ, регламентирующие вопросы воспроизводства лесов, носят императивный и обязательный характер, подлежат исполнению вне зависимости от включения положений о воспроизводстве лесов в гражданско-правовые договоры и не могут быть изменены (исключены) сторонами условиями договора.
Суды посчитали, что лицом, использующим леса в соответствии со статьей 45 ЛК РФ (для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов), является Общество, которому для строительства линейного объекта предоставлен в аренду лесной участок, на котором не будет более лесных насаждений, следовательно, именно ответчик обязан выполнить работы по лесовосстановлению на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений.
Приказом Министерства от 07.09.2020 N 1515 "Об утверждении положительного заключения экспертной комиссии государственной экспертизы" утверждено положительное заключение от 09.04.2020 N 197 экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейного объекта на лесном участке, переданном в аренду Обществу в Виданском участковом лесничестве Пряжинского лесничества. К сроку завершения действия Проекта освоения лесов лесной участок на площади 178,677 га будет представлять собой непокрытое лесной растительностью пространство (пункт 2.5 Проекта).
Пункт 5.3 Проекта освоения лесов регламентирует мероприятия по воспроизводству лесов, в том числе в соответствии со статьей 63.1 ЛК РФ арендатор обязан выполнить работы по лесовосстановлению на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, не позднее чем через год после рубки лесных насаждений.
При этом судами отмечено, что Общество при заключении Договора владело информацией о правах третьих лиц на предоставляемый участок. Так, часть лесного участка обременена правами аренды с целью заготовки древесины: закрытого акционерного общества "Шуялес" (в настоящее время - ПАО "Шуялес") в кварталах 9, 17, 18, 28, 37, 38, 46, 55 Виданского лесничества по лесоустройству и в кварталах 38, 55, 76, 79, 97, 98, 99, 100 Реченского лесничества по лесоустройству; ООО "Соломенский лесозавод" - кварталы N 77, 78 Реченского лесничества по лесоустройству; ООО "РЛА" в кварталах N 2 и 64 Виданского лесничества по лесоустройству (приложение N 2 к Договору).
ЛК РФ не содержит запрета на предоставление лесных участков нескольким лесопользователями для осуществления разных видов деятельности.
Судами отмечено, что ПАО "Шуялес" и ООО "Соломенский лесозавод" отказались от преимущественного права заготовки в Виданском (Реченском по лесоустройству) лесничестве, в связи с этим Общество подало следующие лесные декларации: N 3-5.4 от 08.10.2020, период действия декларации - с 19.10.2020 по 26.08.2021 с площадью использования 91,8493 га и объемом рубки древесины в 4477 куб.м. и декларацию N 4-5.4 от 22.10.2020, период действия декларации - с 02.11.2020 по 26.08.2021 с площадью использования 71, 1361 га и объемом рубки древесины в 6262 куб.м.
Как отметил апелляционный суд, материалами дела установлено, что лесной участок в кварталах 2, 64 Виданского участкового лесничества находился в аренде с разными видами лесопользования (причем, с целью преимущественного права заготовки древесины - у ООО "РЛА" и с целью строительства линейного объекта у Общества). В рамках требований статьи 26 ЛК РФ ООО "РЛА" заявило об использовании лесов в целях заготовки древесины, что подтверждается лесной декларацией N 12 от 01.03.2021 с периодом действия с 10.03.2021 по 31.12 2021 на площади 15,68 га с объемом заготовки в 2108 куб.м.
Общество со ссылками на свою лесную декларацию от 05.04.2021 N 1 и годовой отчет об использовании лесов (форма 1-ИЛ) за 2021 год утверждало, что не производило рубку участков общей площадью 15,6692 га в кварталах 2, 64 Виданского участкового лесничества Пряжинского лесничества, по которому сплошную рубку с целью заготовки древесины осуществлял заготовитель (ООО "РЛА") согласно изменениям в проект освоения лесов к его договору аренды и его лесной декларации от 01.03.2021 N 12.
Суд первой инстанции посчитал, что фактически ООО "РЛА" в интересах Общества осуществило рубку лесных насаждений на лесном участке, используемом последним для строительства линейного объекта.
Однако судами без внимания и всесторонней оценки оставлено то, что ООО "РЛА" не являлось подрядчиком Общества в целях строительства линейного объекта с сопутствующим сведением леса, между ними отсутствовали договорные отношения, ООО "РЛА" как самостоятельный арендатор (использующий лесной участок в собственных предпринимательских целях для заготовки древесины) заявило о преимущественном праве заготовки древесины и, как не спорит Министерство, осуществило рубку леса на спорной площади, включающей 13,94 га.
При этом суды не выяснили наличие, согласование, не сопоставили положения проектов лесовосстановления ответчика и ООО "РЛА" в отношении спорной части участков, должно ли было, планировало и исполнило ли ООО "РЛА" обязанность по компенсационному лесовосстановлению в отношении спорного участка и площади. Суды также не установили, совершено ли и когда, в какой площади изменение категории земель арендованного ответчиком участка (часть 2 статьи 63.1 ЛК РФ).
В то же время указанные обстоятельства имеют существенное значение для рассмотрения настоящего спора.
В силу изложенного по делу требуются дополнительное исследование и повторная оценка доказательств. Поскольку судами полным и всесторонним образом не установлены и не исследованы все обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения возникшего спора, и нарушены нормы материального права, обжалуемые судебные акты являются необоснованными и преждевременными и подлежат отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 287 АПК РФ, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду надлежит принять во внимание указанное, повторно сформировать предмет доказывания, полно, всесторонне и объективно установить все значимые обстоятельства дела, оценить представленные участниками спора доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, после чего принять законное и обоснованное решение, распределить судебные расходы по настоящей кассационной жалобе.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 15.09.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2024 по делу N А26-6876/2023 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Карелия.
Председательствующий |
Е.А. Аникина |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд кассационной инстанции отменил решения нижестоящих судов, установив, что не все обстоятельства дела были должным образом исследованы. Общество не выполнило обязательства по компенсационному лесовосстановлению, однако суды не учли отсутствие договорных отношений между ответчиком и третьим лицом, осуществившим рубку, что требует нового рассмотрения дела с учетом всех фактов.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 августа 2024 г. N Ф07-7653/24 по делу N А26-6876/2023