20 августа 2024 г. |
Дело N А56-9455/2022 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боголюбовой Е.В., судей Куприяновой Е.В. и Малышевой Н.Н.,
рассмотрев 20.08.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.12.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2024 по делу N А56-9455/2022,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Геодезическое Сопровождение Строительства", адрес: 196247, Санкт-Петербург, Ленинский проспект, дом 153, помещение 34Н, ОГРН 1117847146042, ИНН 7810824320 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к администрации муниципального образования "Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области", адрес: 188679, Ленинградская область, Всеволожский район, городской поселок имени Морозова, улица Спорта, дом 5, ОГРН 1054700122905, ИНН 4703083311 (далее - Администрация), о признании недействительным распоряжения Администрации от 03.12.2022 N 192, расторжении муниципального контракта от 17.12.2019 N Ф.2019.59 (далее - Контракт) и взыскании 874 350 руб. стоимости фактически выполненных работ.
В ходе судебного разбирательства (протокол от 11.12.2023) истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнил исковые требования и просил суд взыскать с ответчика 754 596 руб. задолженности по оплате фактически выполненных работ.
Решением суда от 15.12.2023, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2024, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, просит отменить указанные судебные акты и направить дело на новое рассмотрение.
Податель жалобы не согласен с выводами судов о том, что работы по Контракту были выполнены и предъявлены к приемке в установленный срок, настаивает на том, что работы выполнены с недостатками, ожидаемый результат не достигнут и потребительской ценности не имеет ввиду несогласования подготовленного Обществом проекта Комитетом градостроительной политики Ленинградской области (далее - Комитет). При этом суды, считает податель жалобы, необоснованно признали несущественными установленные при проведении экспертизы несоответствия разработанной документации условиям Контракта, поскольку вопрос о существенности/ несущественности выявленных нарушений перед экспертом не ставился.
По мнению подателя жалобы, материалы дела, а также решение Комиссии Ленинградского управления Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок от 29.12.2021 по делу N 047/06/104-2849/2021 (далее - Решение УФАС) подтверждают выполнение Обществом работ с отступлениями от условий Контракта и нарушением срока, поэтому Администрация правомерно отказалась от Контракта в одностороннем порядке. При этом податель жалобы считает ошибочным утверждение апелляционного суда о том, что ввиду несоздания главой Администрации согласительной комиссии нет оснований считать Контракт расторгнутым Администрацией в одностороннем порядке, поскольку данное обстоятельство в отсутствие итогового результата работ не могло существенно повлиять на принятие Администрацией решения об одностороннем отказе от Контракта.
Кроме того, отмечает податель жалобы, односторонний отказ заказчика от Контракта не оспорен и не признан недействительным в установленном порядке.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако своих представителей в заседание суда кассационной инстанции не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, по условиям Контракта Общество (исполнитель) обязалось по заданию Администрации (заказчика) подготовить проект изменений в генеральный план, проект о внесении изменений в правила землепользования и застройки муниципального образования "Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области" (с подготовкой описания местоположения границ населенных пунктов этого муниципального образования и описания местоположения границ территориальных зон с обеспечением внесения сведений о местоположении данных границ в Единый государственный реестр недвижимости); заказчик обязался принять и оплатить надлежащим образом выполненные работы.
На основании пункта 2.1 Контракта срок выполнения работ - в течение 310 календарных дней с даты заключения Контракта, то есть по 21.10.2020.
Цена Контракта - 1 049 654 руб. (пункт 3.1 Контракта).
Во исполнение условий Контракта исполнитель подготовил проект изменений в генеральный план и передал материалы проекта заказчику письмом от 16.11.2020 N ЮО-266552 (получено заказчиком 17.11.2020).
Заказчик 20.01.2021 согласовал проект и разместил его в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования для согласования, что подтверждается письмом от 20.01.2021.
От Комитета заказчик 24.02.2021 получил письмо от 24.02.2021 N 01-16-68/2021 с замечаниями к проекту.
В дальнейшем, 26.02.2021, состоялось согласительное совещание, инициированное Комитетом для выработки дорожной карты по устранению полученных замечаний к проекту.
Исполнитель провел работу по исправлению замечаний и 09.06.2021 направил в адрес заказчика посредством электронной почты проект, исправленный по замечаниям; материалы на электронном носителе были направлены с сопроводительным письмом от 09.06.2021 N ЮО-300602 (получено заказчиком 17.06.2021).
В свою очередь заказчик 15.07.2021 с сопроводительным письмом N 69 направил проект на согласование в Комитет.
В последующем, в письме от 16.11.2021 N 998, Администрация потребовала от Общества выполнения всех работ, предусмотренных Контрактом, в срок до 01.12.2021.
Исполнитель с требованиями заказчика не согласился и письмом от 01.12.2021 N 63 направил в его адрес мотивированные возражения, предложил расторгнуть Контракт по взаимному соглашению сторон и оплатить исполнителю фактически выполненный объем работ.
Заказчик указанное требование исполнителя оставил без ответа и удовлетворения, издал распоряжение от 03.12.2021 N 192 об одностороннем расторжении Контракта.
В связи с уклонением Администрауии от оплаты фактически выполненных работ Общество обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании 754 596 руб. (с учетом принятого судом уточнения в порядке статьи 49 АПК РФ).
Для подтверждения факта выполнения работ, определения объема, стоимости и качества выполненных подрядчиком работ суд первой инстанции определением от 23.03.2023 назначил строительно-техническую экспертизу, проведение которой поручил эксперту общества с ограниченной ответственностью "Центр независимой профессиональной экспертизы "ПетроЭксперт" Васкину Виктору Борисовичу.
В заключении от 05.09.2023 N 23/46-А56-9455/2022 эксперт сделал следующие выводы: объем выполненных Обществом работ по Контракту составляет 71,86%, а их стоимость - 754 596 руб.; представленный проект изменений в генеральный план, проект о внесении изменений в правила землепользования и застройки муниципального образования "Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области" (с подготовкой описания местоположения границ населенных пунктов этого муниципального образования и описания местоположения границ территориальных зон с обеспечением внесения сведений о местоположении данных границ в Единый государственный реестр недвижимости), выполненные Обществом, являются незавершенными и имеют несоответствия требованиям Контракта. Экспертом в заключении перечислены выявленные несоответствия.
Суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе заключение от 05.09.2023 N 23/46-А56-9455/2022, в совокупности и взаимосвязи согласно статьям 65 и 71 АПК РФ, применив положения статей 309, 310, 702, 711, 746, 753, 758, 761, 763 Гражданского кодекса Российской Федерации, приняв во внимание правовую позицию, изложенную в пункте 8 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда", посчитав, что установленные при проведении экспертизы несоответствия разработанной документации условиям Контракта не являются существенными и разногласия могут быть урегулированы в том числе путем соразмерного уменьшения установленной Контрактом цены за выполненные работы или возмещения стоимости работ по устранению недостатков, пришел к выводам о доказанности факта выполнения Обществом работ по Контракту на 754 596 руб. и об обоснованности возникновения за Обществом права требования уплаты указанной суммы.
При таком положении суд первой инстанции удовлетворил иск.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд округа не нашел оснований для отмены или изменения судебных актов по доводам кассационной жалобы.
В силу положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не оценивает доказательства и не устанавливает обстоятельства по делу, а проверяет законность принятых судами первой и апелляционной инстанций актов исходя из обстоятельств, которые существовали на момент вынесения этих судебных актов.
Оценив имеющиеся в деле документы и приняв во внимание пояснения Комитета со ссылкой на Порядок рассмотрения в Администрации Ленинградской области проектов документов территориального планирования муниципальных образований Ленинградской области, проектов изменений в документы территориального планирования муниципальных образований Ленинградской области, представляемых на утверждение в Правительство Ленинградской области, утвержденный постановлением Правительства Ленинградской области от 16.03.2015 N 68, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что работы предъявлены Обществом к приемке своевременно, в то же время в нарушение установленной законом процедуры согласительная комиссия главой Администрации не была создана.
При этом с учетом представленных доказательств, в том числе заключения от 05.09.2023 N 23/46-А56-9455/2022, а также установленных фактических обстоятельств суды пришли к правильному выводу о доказанности факта выполнения Обществом работ по Контракту на 754 596 руб., о несущественности выявленных недостатков и их устранимости.
Вопреки утверждению подателя жалобы, Решение УФАС не подтверждает выполнение Обществом работ с отступлениями от условий Контракта и нарушением срока.
Ссылка Администрации на то, что ее односторонний отказ от Контракта Обществом не оспорен и не признан недействительным в установленном порядке, не может служить основанием для отмены или изменения оспариваемых судебных актов ввиду того, что материалы дела подтверждают обоснованность заявленных требований.
Таким образом, установив факт расторжения Контракта и наличия потребительской ценности части выполненных работ, суды на законном основании удовлетворили иск.
Поскольку фактические обстоятельства установлены судами на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств и процессуальных нарушений, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного акта, ими не допущено, суд кассационной инстанции не усматривает установленных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.12.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2024 по делу N А56-9455/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации муниципального образования "Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Боголюбова |
Судьи |
Е.В. Боголюбова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность решения о взыскании задолженности за выполненные работы, признав, что недостатки в проектной документации не являются существенными. Администрация не смогла обосновать односторонний отказ от контракта, поскольку работы были выполнены в установленный срок и имели потребительскую ценность. Кассационная жалоба оставлена без удовлетворения.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 августа 2024 г. N Ф07-10199/24 по делу N А56-9455/2022