20 августа 2024 г. |
Дело N А56-68265/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Жуковой Т.В., Старченковой В.В.,
при участии от Администрации Московского района Санкт-Петербурга Диановой А.Н. (доверенность от 11.07.2022 N 01-51-3732/22-0-0), от государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" Свистуновой Н.В. (доверенность от 09.01.2024 N 1),
рассмотрев 13.08.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации Московского района Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.11.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2024 по делу N А56-68265/2023,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга", адрес: 190031, Санкт-Петербург, улица Малая Морская, дом 12, литера А, ОГРН 1027810310274, ИНН 7830001028 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Администрации Московского района Санкт-Петербурга, адрес: 196084, Санкт-Петербург, Московский проспект, дом 129, ОГРН 1037821059540, ИНН 7810435274 (далее - Администрация), и Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Жилищное агентство Московского района Санкт-Петербурга", адрес: 196084, Санкт-Петербург, Московский проспект, дом 146, литера Б, ОГРН 1027804913487, ИНН 7810120355 (далее - Агентство), о взыскании 249 128 руб. 34 коп. задолженности за потребленную тепловую энергию и горячее водоснабжение для нужд объекта, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, улица Смоленская, дом 31/20, литера А, квартира 1С, за период с 01.05.2020 по 30.04.2023, и объекта, расположенного по адресу:
Санкт-Петербург, улица Ленсовета, дом 81, литера А, квартира 48, за период с 01.05.2021 по 31.03.2023, а также 62 635 руб. 94 коп. неустойки, начисленной по состоянию на 30.06.2023, с последующим начислением, начиная с 01.07.2023 по дату фактического исполнения обязательства, рассчитанной в соответствии с пунктом 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Решением суда первой инстанции от 07.11.2023, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 03.04.2024, иск Предприятия удовлетворен за счет Администрации. В удовлетворении иска к Агентству отказано.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение ими норм процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить обжалуемые решение и постановление, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. Как указывает податель жалобы, суды неправильно применили статью 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и нормы Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ). Спорные жилые помещения заселены гражданами на основании договоров безвозмездного пользования жилым помещением специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга, в связи с чем обязанность по оплате коммунальных услуг лежит на нанимателях этих помещений.
В отзыве Предприятие возражает против доводов кассационной жалобы и просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Агентство надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в судебное заседание не направило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Предприятия возражал против её удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, жилые помещения, расположенные в Санкт-Петербурге по адресам: улица Смоленская, дом 31/20, литера А, квартиры N 1С, N 3; улица Ленсовета, дом 81, литера А, квартира N 48, находятся в собственности Санкт-Петербурга, что подтверждается представленными в материалы дела выписками из Единого государственного реестра недвижимости.
По результатам проведения внеочередного общего собрания собственниками помещений в доме N 81 литера А по улице Ленсовета принято решение о переходе на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями, о чем составлен протокол от 09.08.2019 N 2.
Собственниками жилых помещений в доме N 31/20 литера А по улице Смоленская также принято решение о переходе на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями, о чем составлен протокол от 25.09.2018 N 1.
Договор теплоснабжения между Предприятием и городом Санкт-Петербург в лице его органов и уполномоченных организаций не заключен.
В период с мая 2020 года по апрель 2023 года Предприятие осуществляло теплоснабжение жилых помещений в многоквартирных домах (далее - МКД), расположенных по улице Смоленская, а в период с мая 2021 года по март 2023 года - жилого помещения, расположенного в МКД по улице Ленсовета.
Стоимость коммунальных услуг составила:
за период с мая 2020 года по апрель 2023 года:
- по квартире N 1С по улице Смоленская - 218 659 руб. 17 коп.,
- по квартире N 3 по улице Смоленская - 16 386 руб. 89 коп.
за период с мая 2021 года по март 2023 года:
- по квартире N 48 по улице Ленсовета - 30 469 руб.17 коп.
Задолженность за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению за спорный период в общей сумме составила 265 515 руб. 23 коп.
Полагая, что лицами, обязанными от имени публичного собственника производить оплату коммунальных услуг, являются Администрация и Агентство, Предприятие направило в их адрес претензию с требованием об оплате задолженности, оставление которой без удовлетворения послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
В ходе судебного разбирательства Предприятие, ознакомившись с отзывом Агентства на исковое заявление и приложенными к нему доказательствами, уточнило исковые требования, просило взыскать с ответчиков 249 128 руб. 34 коп. задолженности за потребленную тепловую энергию и горячее водоснабжение за период с 01.05.2020 по 30.04.2023, 62 635 руб. 94 коп. неустойки, начисленной по состоянию на 30.06.2023, с последующим начислением, начиная с 01.07.2023 по дату фактического исполнения обязательства.
Суды, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, руководствуясь статьями 210 и 249 ГК РФ, нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, установили факт оказания коммунальных услуг в отношении спорных жилых помещений и в отсутствие доказательств их оплаты удовлетворили иск за счет Администрации.
Законность обжалуемых судебных актов проверяется в кассационном порядке в пределах доводов, приведенных в кассационной жалобе Администрации.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Поскольку услуги по отоплению и горячему водоснабжению оказывались населению МКД, расположенных в Московском районе Санкт-Петербурга, к спорным правоотношениям в приоритетном порядке применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Как установлено частью 1 статьи 153 ЖК РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за тепловую энергию и горячую воду (часть 4 статьи 154 ЖК РФ).
Согласно части 7.5 статьи 155 ЖК РФ в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, плата за коммунальные услуги вносится собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме соответствующей ресурсоснабжающей организации и региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Судами установлено и участвующими в деле лицами не оспаривается, что Предприятие на основании части 1 статьи 157.2 ЖК РФ предоставляет коммунальные услуги отопления и горячего водоснабжения собственникам и пользователям помещений в спорных МКД по прямым договорам.
В кассационной жалобе Администрация ссылается на то, что спорные жилые помещения предоставлены нанимателям на основании договоров безвозмездного пользования жилым помещением специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга, в связи с чем обязанность по оплате коммунальных услуг лежит на нанимателях этих помещений.
Приведенные доводы были предметом рассмотрения судов двух инстанций и обоснованно отклонены по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ответчики в обоснование своих возражений в отношении спорных жилых помещений представили договоры безвозмездного пользования жилым помещением специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга, справки о регистрации формы N 9.
В соответствии с частью 1 статьи 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся:
- служебные жилые помещения;
- жилые помещения в общежитиях;
- жилые помещения маневренного фонда;
- жилые помещения в домах системы социального обслуживания граждан;
- жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев;
- жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами;
- жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан;
- жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу пункта 1 части 1 статьи 157.2 при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме предоставляются ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса.
При этом частью 9 статьи 157.2 ЖК РФ установлено, что положения настоящей статьи также распространяются на отношения с участием лиц, указанных в пунктах 1, 1.1, 3, 4, 6, 7 части 2 статьи 153 ЖК РФ.
В указанный перечень входят следующие категории нанимателей:
- наниматель жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора (пункт 1 части 2 статьи 153 ЖК РФ);
- наниматель жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования с момента заключения данного договора (пункт 1.1 части 2 статьи 153 ЖК РФ);
- наниматель жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора (пункт 3 части 2 статьи 153 ЖК РФ);
- член жилищного кооператива с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом (пункт 4 части 2 статьи 153 ЖК РФ);
- лицо, принявшее от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи (пункт 6 части 2 статьи 153 ЖК РФ);
- застройщик (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) в отношении помещений в данном доме, не переданных иным лицам по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию (пункт 7 части 2 статьи 153 ЖК РФ).
Таким образом, возможность заключения прямого договора между нанимателем жилого помещения и ресурсоснабжающей организацией поставлена в зависимость, в том числе от вида жилого фонда, к которому относится такое помещение.
Вопреки доводам подателя жалобы, наниматели жилых помещений специализированного жилищного фонда не входят в перечень нанимателей, на которых распространяются положения статьи 157.2 ЖК РФ.
Приведенными нормами не предусмотрено заключение прямых договоров на предоставление коммунальных услуг ресурсоснабжающими организациями с нанимателями специализированного жилищного фонда.
Согласно части 3 статьи 92 ЖК РФ специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.
Порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга, а также порядок и условия пользования специализированными жилыми помещениями определенного вида регламентированы Законом Санкт-Петербурга от 04.04.2006 N 100-15 "О специализированном жилищном фонде Санкт-Петербурга".
Согласно условиям договоров безвозмездного пользования жилым помещением специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга ссудодатель (Агентство) передает ссудополучателям (гражданам) в безвозмездное временное пользование для проживания спорные помещения специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга.
В справках о регистрации формы N 9 установлено, что правоустанавливающим документом на жилое помещение являются договора безвозмездного пользования жилым помещением специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга, принадлежность площади - государственный фонд социальной защиты отдельных категорий граждан.
Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (часть 2 статьи 92 ЖК РФ).
Решений об исключении спорных жилых помещений из категории специализированного фонда в материалы дела не предоставлено.
Спорные жилые помещения предоставлены гражданам во временное пользование в качестве специализированного жилищного фонда.
С учетом установленных обстоятельств дела суды правомерно удовлетворили иск в обжалуемой Администрацией части.
Согласно статье 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (пункт 1 статьи 330 ГК РФ).
В соответствии со статьей 332 ГК РФ кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.
Поскольку Администрация не исполнила в установленный срок обязательства по оплате коммунальных ресурсов, Предприятие на основании пункта 14 статьи 155 ЖК РФ начислило законную неустойку.
Суды, проверив и признав правильным расчет неустойки, удовлетворили иск в указанной части в полном объеме.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для иной оценки выводов судов применительно к установленным ими обстоятельствам дела.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку и обоснованно отклонены.
Иное толкование подателем жалобы норм действующего законодательства и иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.11.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2024 по делу N А56-68265/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации Московского района Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.В. Пастухова |
Судьи |
М.В. Пастухова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд удовлетворил иск о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию и горячее водоснабжение с ответчика, указав на отсутствие доказательств оплаты. Кассационная жалоба ответчика отклонена, поскольку суды правильно применили нормы материального и процессуального права, установив, что обязательства по оплате коммунальных услуг лежат на ответчике как собственнике помещений.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 августа 2024 г. N Ф07-9365/24 по делу N А56-68265/2023