21 августа 2024 г. |
Дело N А56-53844/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Трощенко Е. И., судей Лущаева С. В., Соколовой С. В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Праздник" Аронова Г. З. (доверенность от 22.08.2023), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Санкт-Петербургу Сердюкова М. В. (доверенность от 22.01.2024), Журун О. И. (доверенность от 13.03.2024),
рассмотрев 20.08.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Праздник" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.12.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2024 по делу N А56-53844/2023,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Фирма "Праздник", адрес: 196211, Санкт-Петербург, пр. Юрия Гагарина, д. 14, ОГРН 1037821062410 (далее - заявитель, Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция, налоговый орган), от 06.02.2023 N 1124 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, требования об уплате задолженности N 1746 по состоянию на 23.05.2023.
В качестве заинтересованного лица к участию в деле также привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу (далее - Управление).
Решением от 07.12.2023 требования заявителя отклонены.
Постановлением апелляционного суда от 04.04.2024 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит решение от 07.12.2023 и постановление от 04.04.2024 отменить, направить дело на новое рассмотрение.
По мнению подателя жалобы, в требованиях неправомерно отказано, Общество не включало спорные нежилые помещения в декларацию по налогу на имущество и не исчисляло налог по кадастровой стоимости правомерно, так как объекты не включены в перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В отзыве Инспекция просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу Общества - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представители Инспекции возражали против ее удовлетворения.
Управление, надлежащим образом уведомленное о времени и месте заседания, своих представителей в суд не направило, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьей 284 АПК РФ.
От Общества поступило ходатайство об отложении рассмотрении жалобы, ввиду невозможности явки представителя, находящегося в отпуске.
Рассмотрев данное ходатайство, суд кассационной инстанции не находит указанные в нем основания уважительными, в связи с чем в его удовлетворении отказывает.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что Инспекцией проведена камеральная проверка представленной Обществом 08.09.2022 декларации по налогу на имущество за 2021 год.
По результатам проверки принято решение от 06.02.2023 N 1124 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым Обществу доначислено 1 448 480 руб. налога на имущество, начислено 289 696 руб. штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), а также 434 544 руб. штрафа по пункту 1 статьи 119 НК РФ.
Основанием для принятия данного решения послужил вывод о занижении Обществом налога на имущество в результате не отражения объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами 78:14:0007845:11509, 78:14:0007645:1511, 78:14:0007645:11510, которые ранее входили в состав нежилого здания с кадастровым номером 78:14:0007645:2036, включенного в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых, налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год.
Решением Управления от 04.04.2023 N 16-15/16262@ решение Инспекции оставлено без изменения.
На основании решения Инспекции в адрес Общества выставлено требование N 1746 об уплате задолженности по состоянию на 23.05.2023.
Общество оспорило решение и требование в судебном порядке.
Суд первой инстанции требования отклонил, указав, что у Общества имеется обязанность по представлению декларации и уплате налога на имущество организаций за 2021 год на основании кадастровой стоимости за помещения с кадастровыми номерами 78:14:0007645:11509, 78:14:0007645:11510, 78:14:0007645:11511, входящими в здание с кадастровым номером 78:14:0007645:2036.
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктом 1 статьи 14 НК РФ налог на имущество организаций отнесен к региональным налогам.
Налог устанавливается и вводится в действие в соответствии с НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (пункт 1 статьи 372 НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 373 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ.
В соответствии со статьей 374 НК РФ объектами налогообложения признаются:
1) недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 375 НК РФ, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 НК РФ,
2) недвижимое имущество, находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 375 НК РФ, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 НК РФ.
В силу статьи 378.2 НК РФ подлежат обложению налогом на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости объекты недвижимого имущества, принадлежащие организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, если объекты недвижимого имущества, указанные в подпунктах 1, 2 и 4 статьи 378.2 НК РФ, поименованы в законе субъекта Российской Федерации, устанавливающем особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
В отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, необходимо также их указание в перечне объектов недвижимого имущества, определяемом уполномоченным органом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ.
К объектам, указанным в подпункте 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, облагаемым по кадастровой стоимости, отнесены административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.
На территории Санкт-Петербурга налог на имущество организаций введен Законом Санкт-Петербурга от 26.11.2003 N 684-96 "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон N 684-96), согласно пункту 1 статьи 1.1 которого налоговая база как кадастровая стоимость имущества определяется в соответствии со статьей 378.2 НК РФ и с учетом особенностей, установленных в пункте 2 данной статьи, в том числе в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.
Пунктом 3 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что в целях статьи 378.2 НК РФ административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
Согласно пункту 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1 числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень).
Формирование Перечня, а также порядок его применения, внесение изменений находятся в компетенции уполномоченных органов власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.03.2016 N 207 "О мерах по совершенствованию контроля за использованием объектов недвижимости Санкт-Петербурга" уполномоченным органом по составлению, определению Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется, как кадастровая стоимость в Санкт-Петербурге является Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга.
Приказом Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 29.12.2020 N 128-п утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год (далее - Перечень).
По мнению подателя жалобы, в требованиях неправомерно отказано, Общество не включало спорные нежилые помещения в декларацию по налогу на имущество и не исчисляло налог по кадастровой стоимости правомерно, так как объекты не включены в перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Указанные доводы несостоятельны по следующим основаниям.
Как установлено судами, согласно ответу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу от 20.09.2023 N 01.05-01581@ объект (здание) с кадастровым номером 78:14:0007645:2036, имеющий площадь более 1000 кв.м., по адресу: Санкт-Петербург, пр. Юрия Гагарина, д. 14, корп. 1, лит. А, поставлен на кадастровый учет 29.08.2012 и на данный момент является актуальным объектом.
Нежилое здание с кадастровым номером 78:14:0007645:2036 является рестораном и включено в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год под N 4487.
Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 78:14:0007645:9 и видом разрешенного использования "Для размещения объектов бытового обслуживания".
Согласно сведениям Управления Росреестра по Санкт-Петербургу в здании с кадастровым номером 78:14:0007645:2036 существуют выделенные объекты с кадастровыми номерами 78:14:0007645:11509, 78:14:0007645:11510, 78:14:0007645:11511.
Соответственно, спорные объекты, принадлежащие налогоплательщику, входят в состав здания, которое включено в Перечень.
В пункте 2 статьи 1-1 Закона Санкт-Петербурга N 684-96 указано, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества в 2019-2023 годах определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов), указанных в подпункте 1 пункта 1 этой статьи, при условии, что их площадь составляет свыше 1000 кв.м.
Объекты с кадастровыми номерами 78:14:0007645:11509, 78:14:0007645:11510, 78:14:0007645:11511 отдельно в Перечне не поименованы.
Как правильно указали суды, если здание (строение, сооружение) безусловно и обоснованно определено административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) и включено в Перечень, то все помещения в нем, принадлежащие одному или нескольким собственникам, подлежат налогообложению, исходя из кадастровой стоимости, вне зависимости от отсутствия этих помещений в Перечне. При этом помещения в указанных зданиях могут не включаться в Перечень, однако включение здания в Перечень с соответствующим кадастровым номером здания и его адресом является основанием применения норм статьи 378.2 НК РФ в отношении этих помещений.
При таких обстоятельствах суды сделали обоснованный вывод, что соответствующий режим налогообложения распространяется как на административно-деловой центр или на торговый центр в целом, так и на входящие в него помещения, даже если последние не поименованы непосредственно в указанном Перечне.
При этом, из буквального содержания вышеуказанных положений следует, что условие о площади свыше 1000 кв.м установлено пунктом 2 статьи 1-1 Закона Санкт-Петербурга N 684-96 в отношении самих центров (комплексов), но не в отношении помещений в них.
Абзац второй пункта 10 статьи 378.2 НК РФ предусматривает, что в случае, если объект недвижимого имущества образован в результате раздела объекта недвижимого имущества, включенного в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, указанный вновь образованный объект недвижимого имущества при условии соответствия его критериям, предусмотренным статьей 378.2 НК РФ, до включения его в перечень подлежит налогообложению по кадастровой стоимости, определенной на день внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта.
Поскольку помещение с кадастровым номером 78:14:0007645:2036 было включено в Перечень на 2021 год, в силу приведенных выше положений статьи 378.2 НК РФ и положений Закона Санкт-Петербурга N 684-96 в отношении рассматриваемых помещений налоговая база определяется как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества.
Суды обоснованно отклонили ссылку Общества на то, что спорные объекты с кадастровыми номерами 78:14:0007645:11509, 78:14:0007645:11510, 78:14:0007645:11511 имеют площадь мене 1000 кв.м, так как исчисление налога по кадастровой стоимости производится в отношении помещений, указанных в пункте 2 статьи 1-1 Закона N 684-96, которым не установлены ограничения по площади помещений, расположенных в административно-деловых центрах и торговых центрах (комплексах), указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 1-1 Закона N 684-96.
Пунктом 1 статьи 386 НК РФ установлено, что налогоплательщики обязаны по истечении налогового периода представлять в налоговые органы по месту нахождения объектов недвижимого имущества налоговую декларацию по налогу, если иное не предусмотрено данной статьей, в срок не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Срок представления налоговой декларации за 2021 год определен не позднее 30.03.2022.
Поскольку налоговая декларация по налогу на имущество организаций за 2021 представлена Обществом с нарушением установленного срока, Инспекция правомерно привлекла налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 НК РФ.
В связи с неуплатой налога Инспекция обоснованно привлекла Общество к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ.
Следовательно, оценив материалы дела, доводы сторон и представленные ими доказательства в совокупности и взаимосвязи, суды правомерно пришли к выводу о наличии у Общества обязанности по представлению декларации и уплате налога на имущество организаций за 2021 год в отношении нежилых помещений с кадастровыми номерами 78:14:0007645:11509, 78:14:0007645:11510, 78:14:0007645:11511, входящих в здание с кадастровым номером 78:14:0007645:2036, о законности принятых налоговым органом требования и решения, в связи с чем законно и обоснованно отклонили заявленные требования.
При таких обстоятельствах суды правильно применили нормы материального и процессуального права, их выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы жалобы не опровергают правомерности выводов судов, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшихся судебных актов.
В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки представленных сторонами доказательств и обстоятельств, установленных судами, а также сделанных ими выводов.
Таким образом, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.12.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2024 по делу N А56-53844/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Праздник" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Фирма "Праздник" (адрес: 196211, г. Санкт-Петербург, пр. Юрия Гагарина, дом 14, ОГРН 1037821062410) из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной на основании платежного поручения от 27.05.2024 N 130.
Председательствующий |
Е.И. Трощенко |
Судьи |
Е.И. Трощенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил правомерность привлечения общества к ответственности за неуплату налога на имущество, установив, что спорные нежилые помещения подлежат налогообложению по кадастровой стоимости, поскольку входят в состав административно-делового центра, включенного в перечень объектов. Решения судов первой и апелляционной инстанций оставлены без изменения.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 августа 2024 г. N Ф07-9988/24 по делу N А56-53844/2023