27 августа 2024 г. |
Дело N А56-52127/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Савицкой И.Г., Толкунова В.М.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Навигатор-Т" Федорова Г.Л. (доверенность от 09.01.2024), от закрытого акционерного общества "Балама" Гимазисламовой П.Р. (доверенность от 03.06.2024),
рассмотрев 27.08.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Навигатор-Т" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.01.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2024 по делу N А56-52127/2023,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Навигатор-Т" (119313, г. Москва, ул. Гарибальди, д. 11, оф. 6; ОГРН 1057747250285; ИНН 7736523644; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (199004, г. Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 13, лит. А; ОГРН 1027809242933; ИНН 7825413361; далее - Управление) от 02.03.2023 по делу N 44-610/23.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения родильный дом N 10 (198259, г. Санкт-Петербург, ул. Тамбасова, д. 21; ОГРН 1027804611405; ИНН 7807028769; далее - Учреждение) и закрытое акционерное общество "Балама" (далее - ЗАО "Балама").
Решением суда первой инстанции от 09.01.2024 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 03.04.2024 решение суда первой инстанции отставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить. По мнению подателя жалобы, заявленные требования правомерны и подлежат удовлетворению.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, представитель ЗАО "Балама" просила в ее удовлетворении отказать.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на сайте единой информационной системы в сфере закупок Учреждением (заказчик) было размещено извещение от 17.02.2023 N 0372200006323000006 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара в 2023 году.
Согласно протоколу от 01.03.2023 победителем электронного аукциона признано ЗАО "Балама", с ним заключен контракт от 13.03.2023 N 006/263.
Общество обратилось в Управление с жалобой от 22.02.2023 на действия заказчика, выразившиеся в нарушении правил описания объекта закупки, указав на неправомерное установление требования в отношении материала корпуса фильтра самоспасателя.
Решением Управления от 02.03.2023 по делу N 44-610/23 жалоба признана необоснованной.
Общество не согласилось с решением антимонопольного органа и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, придя к выводу о правомерности и обоснованности оспариваемого решения Управления, в удовлетворении заявленных требований отказал.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Закона.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Законом и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Как предусмотрено подпунктом "а" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона N 44-ФЗ, для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки, в том числе, с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
Согласно части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ в случаях, предусмотренных настоящим Законом, заказчик при описании объекта закупки руководствуется следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки (пункт 1); использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии (пункт 2).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона N 44-ФЗ описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу части 3 статьи 33 Закона N 44-ФЗ не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Законом.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что в документации о закупке Учреждением установлено требование к материалу корпуса фильтра самоспасателя, предусмотренное документом по стандартизации - корпус комбинированного фильтра должен быть выполнен из сплава по ГОСТ 4784-2019 "Межгосударственный стандарт. Алюминий и сплавы алюминиевые деформируемые. Марки".
При этом в описании объекта закупки включено обоснование установления данного требования: материал корпуса обеспечивает возможность визуального обнаружения видимых повреждений корпуса комбинированного фильтра - образования вмятин, за счет отсутствия обратимой деформации материала, что позволяет определить пригодность самоспасателя к применению после его извлечения из герметичной упаковки.
Судами также установлено, что в описании объекта закупки отсутствует требование указывать в заявке на участие конкретный сплав алюминия; установленным требованиям соответствует любой самоспасатель, фильтр которого выполнен из сплава металла, подверженного деформации.
Как указали суды, ГОСТ 4784-2019 содержит сведения обо всех существующих марках алюминия и его сплавов, а также сведения (состав, свойства), при наличии которых алюминий или его сплав может быть отнесен к той или иной марке. Поскольку заказчик не предъявляет требования о соответствии материала корпуса фильтра определенной марке алюминия или его сплава, обозначенных в ГОСТ 4784-2019, участник закупки не ограничен в возможности поставки самоспасателей с фильтром, корпус которого выполнен из любой марки алюминия или его сплава по классификации марок данного материала согласно ГОСТ 4784-2019.
На основании изложенного суды пришли к выводу о том, что функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки, определенные заказчиком, не противоречат законодательству о контрактной системе.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии оспариваемого решения антимонопольного органа упомянутым нормам, а также об отсутствии оснований для признания прав и законных интересов заявителя нарушенными, с чем согласился и апелляционный суд.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21, подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации Обществу следует возвратить 1500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.01.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2024 по делу N А56-52127/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Навигатор-Т" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Навигатор-Т" (119313, г. Москва, ул. Гарибальди, д. 11, оф. 6; ОГРН 1057747250285; ИНН 7736523644) из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 24.04.2024 N 234.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд отказал в удовлетворении требований о признании недействительным решения антимонопольного органа, установив, что описание объекта закупки соответствует законодательству. Суд первой инстанции и апелляционный суд подтвердили правомерность установленных требований к материалу закупаемых товаров, не усмотрев нарушений прав заявителя. Кассационная инстанция согласилась с выводами нижестоящих судов и оставила их решения без изменения.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 августа 2024 г. N Ф07-8476/24 по делу N А56-52127/2023