27 августа 2024 г. |
Дело N А56-102095/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе судьи Трощенко Е.И.,
рассмотрев 27.08.2024 в порядке упрощенного производства без проведения судебного заседания и вызова сторон кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агент Арсенал" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.01.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2024 по делу N А56-102095/2023,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Агент Арсенал", адрес: 197342, Санкт-Петербург, Сердобольская ул., д. 64, лит. К, пом. 10Н, ч.п. 62, ОГРН 1147847393870, ИНН 7814628485 (далее - Общество, ООО "Агент Арсенал"), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Читинской таможни, адрес: 672007, Забайкальский край, г. Чита, ул. Чкалова, д. 129, ОГРН 1027501148553, ИНН 7536030497 (далее - Таможня, таможенный орган), от 10.10.2023 по делу N 10719000-2366/2023.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда первой инстанции в виде резолютивной части от 20.12.2023 (мотивированное решение изготовлено 24.01.2024) в удовлетворении заявленных требований отказано, постановлением апелляционного суда от 24.04.2024 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит решение от 24.01.2024 и постановление от 24.04.2024 отменить, принять новый судебный акт - об удовлетворении требований.
По мнению подателя жалобы, в требованиях неправомерно отказано, в действиях таможенного представителя отсутствует состав правонарушения и вина, у таможенного представителя не было возможности осуществить предварительный осмотр товара.
В отзыве на кассационную жалобу Таможня, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов проверена в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.
Как следует из материалов дела, 17.08.2023 на таможенный пост МАПП Забайкальск Читинской таможни (код таможенного органа 10719110), расположенный в месте прибытия/убытия товаров на (с) таможенную территорию Евразийского экономического союза для регистрации таможенного транзита на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) поданы документы - международная товарно-транспортная накладная N 8635 от 14.08.2023, инвойс N FEHSP-ZJQ230629A/00399 от 31.07.2023 на товары "части транспортных средств", инвойс N 401 от 26.07.2023 на товары "фирменная рабочая одежда ENSIGN, рекламная продукция ENSIGN", следующие в автомобиле N М808РХ161/СЕ448861, который зарегистрирован по электронной транзитной декларации (далее - ТД) N 10719110/170823/0068551.
Отправителем товара являлась компания ENSIGN HEAVY INDUSTRIES CO. LTD (CN, SHANDONG, NO. 1567 ENSIGN STREET, ECONOMIC DEVELOPMENT ZONE), получателем -OOO "АСТ-ТРЕЙД" (RU, 350012, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Красных Партизан, д. 117, офис 508). Таможенным органом назначения был определен ОТО и ТК N 3 Азовского таможенного поста (10313013), срок таможенного транзита был установлен до 04.09.2023.
В соответствии со сведениями, указанными в графе 50 ТД N 10719110/170823/0068551, перевозчиком и декларантом выступал ИП Зиновьев А.А., который заключил договор таможенного представителя с декларантом N 0867/00-1211 от 07.12.2018 (далее - договор) с ООО "Агент Арсенал".
В силу пункта 1.1 договора ООО "Агент Арсенал" по поручению ИП Зиновьева А.А. принимает на себя обязательства совершать таможенные операции, связанные с помещением товаров под процедуру таможенного транзита с применением электронной транзитной декларации.
Согласно пункту 2.2 договора ООО "Агент Арсенал" своевременно, полно и надлежащим органом на основании представленных ИП Зиновьевым А.А. документов и сведений составляет и подает таможенному органу электронную транзитную декларацию в соответствии с требованиями таможенного законодательства ЕАЭС.
ТД N 10719110/170823/0068551 была принята и зарегистрирована таможенным постом МАПП Забайкальск Читинской таможни 17.08.2023 с использованием программного средства КПС "Транзитные операции" и выпущена в соответствии с заявленной таможенной процедурой 17.08.2023.
ТД N 10719110/170823/0068551 была подана заместителем руководителя отдела таможенного оформления ООО "Агент Арсенал" Максимовым Михаилом Андреевичем по доверенности от 26.04.2023 N 21.
При завершении таможенной процедуры таможенного транзита по ТД N 10719110/170823/0068551 в базе КПС "Транзитные операции" был выявлен профиль риска N 20/10313/180823/249657(1), в соответствии с которым была применена форма таможенного контроля в виде таможенного досмотра.
На основании поручения на таможенный досмотр N 10313013/300823/100251 товары, прибывшие в автомобиле N М808РХ161/СЕ448861, были досмотрены в объеме 100% с полным взвешиванием, пересчетом грузовых мест, с выборочным вскрытием грузовых мест.
По результатам фактического контроля составлен акт таможенного досмотра (далее - АТД) N 10313013/040923/100251.
Согласно АТД в результате таможенного досмотра установлено, что кроме товаров N 1-19 "части транспортных средств" в количестве грузовых мест 90 шт. и товаров N 20-30 "фирменная рабочая одежда ENSIGN, рекламная продукция ENSIGN" в количестве грузовых мест 10 шт. в автомобиле NМ808РХ161/СЕ448861 обнаружено грузовое место (картонная коробка) в количестве 1 шт., содержащее трубки металлические с фитингами (арт. ТЕС433А000025 HY-S 23.6.8 в количестве 5 шт., арт. ТЕС433А000027 HY-S 23.6.8 в количестве 5 шт., арт. ТЕС433А000023 HY-S 23.6.8 в количестве 5 шт., арт. ТЕС433А000021 HY-S 23.6.8 в количестве 5 шт.) не указанные в ТД N10719110/170823/0068551.
Общее количество грузовых мест товаров, перемещаемых в автомобиле N М808РХ161/СЕ448861, составляет 101 шт., что больше на 1 грузовое место, заявленное в ТД N 10719110/170823/0068551 (в графе 6 транзитной декларации: всего мест 100 шт.).
Сведения о товаре N 29 в графе 31 (описание товара: ЧАШКА ИЗ БОРОСИЛИКАТНОГО СТЕКЛА, код ТН ВЭД 7013371000) ТД N 10719110/170823/0068551 не соответствуют фактическому наименованию товара, который имеет вид стеклянного сосуда с двойными стенками (термоса) с металлической резьбовой крышкой и ситом, маркировка ENSIGN, BESTJOY, BEST06-1085,360 ml.
Сведения о товаре N 30 в графе 31 (описание товара: ВАКУУМНАЯ ЧАШКА ИЗ НЕРЖАВЕЮЩЕЙ СТАЛИ, код ТН ВЭД 7323930000) ТД N 10719110/170823/0068551 не соответствуют фактическому наименованию товара, который имеет вид металлического сосуда с двойными стенками (термоса) с металлической резьбовой крышкой и ситом, маркировка ENSIGN, BZM1000,1000 ml.
В служебной записке ОЗО и ТН Ростовской таможни от 07.09.2023 N 22- 24/0382 "О наименовании товара" (в ответ на служебную записку Азовского таможенного поста от 06.09.2023 N 58-43/1083) сообщается, что описание товара N 29, товара N 30, в ТД N 10719110/170823/0068551 не соответствует определениям товара - "чашка".
Таким образом, по результатам проведенного таможенного контроля в форме таможенного досмотра (АТД N 10313013/040923/100251) установлено, что ООО "Агент Арсенал" сообщило таможенному органу в ТД N 10719110/170823/0068551 недостоверные сведения о количестве грузовых мест товаров и наименовании товара N 29, товара N 30, перемещаемых в автомобиле N М808РХ161/СЕ448861, при его помещении под таможенную процедуру таможенного транзита, путем представления недействительных документов, что является нарушением положений статьи 107 ТК ЕАЭС, указывает на наличие события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении (далее - КоАП РФ).
Указанные обстоятельства послужили Таможне основанием для составления в отношении Общества протокола от 12.09.2023 N 10313000-001490/2023 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ.
Таможней 10.10.2023 вынесено постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10719000-2366/2023, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 52 500 руб.
Общество оспорило постановление Таможни в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции посчитал доказанным событие административного правонарушения и вину Общества, не усмотрел нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности.
Апелляционная инстанция согласилась с выводами суда первой инстанции и оставила решение без изменения.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В части 3 статьи 16.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам.
Согласно примечанию к статье 16.1 КоАП РФ для целей применения настоящей главы под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
Субъектом правонарушения являются лица, фактически сообщившие недостоверные сведения. Такими лицами могут быть перевозчики, экспедиторы либо лицо, имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами.
Согласно пункту 1 статьи 104 ТК Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) при помещении под таможенную процедуру товары подлежат таможенному декларированию.
Таможенное декларирование товаров осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено ТК ЕАЭС (пункт 2 статьи 104 ТК ЕАЭС).
Таможенное декларирование осуществляется в электронной форме (пункт 3 статьи 104 ТК ЕАЭС).
На основании пункта 3 статьи 105 ТК ЕАЭС при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита используется транзитная декларация.
Перечень сведений, подлежащих указанию в транзитной декларации, установлен пунктом 1 статьи 107 ТК ЕАЭС, в том числе: о наименовании, количестве и стоимости товаров в соответствии коммерческими, транспортными (перевозочными) документами; о коде товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее первых 6 знаков; о весе товаров брутто или объеме, а также количестве товаров в дополнительных единицах измерения, если Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза в отношении декларируемого товара установлена дополнительная единица измерения, по каждому коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности; о количестве грузовых мест.
В ТК ЕАЭС установлено, что действия по таможенному декларированию товаров совершает, в том числе таможенный представитель (пункт 2 статьи 104 ТК ТС), в связи с чем он несет все обязанности, сопутствующие этому действию.
Согласно пункту 2 статьи 84 ТК ЕАЭС декларант обязан в том числе: произвести таможенное декларирование товаров; выполнять иные требования, предусмотренные ТК ЕАЭС.
В силу пункта 3 статьи 84 ТК ЕАЭС декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств - членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 статьи 84 ТК ЕАЭС, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений.
На основании пункта 8 статьи 111 ТК ЕАЭС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
В соответствии с подпунктом 25 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС перемещение товаров через таможенную границу Союза, в том числе с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, равно как и покушение на такое перемещение является незаконным перемещением товаров через таможенную границу Союза.
Согласно пункту 1 статьи 142 ТК ЕАЭС таможенная процедура таможенного транзита - таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся (транспортируются) от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру.
В силу подпункту 2 пункта 3 статьи 142 ТК ЕАЭС таможенная процедура таможенного транзита применяется при перевозке (транспортировке) товаров от таможенного органа в месте прибытия до внутреннего таможенного органа.
Согласно пункту 4 статьи 82 ТК ЕАЭС декларанты, перевозчики, лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, иные заинтересованные лица совершают таможенные операции, непосредственно или через работников, состоящих в трудовых отношениях с такими лицами. От имени декларанта, перевозчика, лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, иного заинтересованного лица таможенные операции могут совершаться таможенным представителем, а в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС, - иным лицом, действующим по поручению этих лиц.
В соответствии с пунктом 3 статьи 84 ТК ЕАЭС декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения.
Согласно статье 2 ТК ЕАЭС таможенный представитель - юридическое лицо, включенное в реестр таможенных представителей, совершающее таможенные операции от имени и по поручению декларанта или иного заинтересованного лица.
Пунктом 1 статьи 404 ТК ЕАЭС определено, что при совершении таможенных операций таможенный представитель обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает его представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами.
В пункте 1 статьи 89 ТК ЕАЭС также установлена обязанность представить таможенному органу документы и сведения, в том числе: о количестве грузовых мест, их маркировке, видах упаковок товаров, о весе брутто товаров (в килограммах) либо объеме товаров (в кубических метрах), о товарах (наименования и коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее первых 6 знаков).
Как установили суды, подтверждается материалами дела, при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита Общество путем представления недействительных документов сообщило таможенному органу недостоверные сведения о количестве грузовых мест.
Следовательно, в действиях Общества имеется событие административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как правильно указали суды, Общество не представило доказательств, свидетельствующих о принятии Общество необходимых и достаточных мер по соблюдению законодательства, по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, что свидетельствует о наличии вины таможенного представителя во вмененном ему правонарушении.
Как правильно отметил таможенный орган, при проявлении надлежащей степени заботливости и осмотрительности, в ходе осуществления проверки представленных документов Общество имело возможность до подачи ЭДТ N 10719110/170823/0068551 установить расхождение по товарам и запросить у представляемого лица достоверные сведения о декларируемых товарах.
Таможенный представитель не был лишен возможности заключить договор с отправителем, продавцом, либо иным лицом на территории КНР, с целью осуществления контроля при погрузке транспортных средств. Одним из средств такого контроля могла бы послужить онлайн погрузка товара, с фиксацией весовых и количественных характеристик товара. Таким образом, Общество имело возможность установить достоверные сведения о товаре до подачи транзитной декларации.
Таможенным законодательством к оформлению и представлению транзитных деклараций предъявляются требования, аналогичные обычному декларированию товаров и соответственно декларанту, в целях заявления достоверных сведений о товарах предоставляются определенные возможности.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 84 ТК ЕАЭС декларант вправе осматривать, измерять товары, находящиеся под таможенным контролем, и выполнять с ним грузовые операции.
В соответствии со статьей 90 ТК ЕАЭС, статьей 85 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" разгрузка, перегрузка (перевалка) товаров и иные грузовые операции с товарами, а также замена транспортных средств, осуществляющих международную перевозку, доставивших товары на территорию Российской Федерации, другими транспортными средствами осуществляется во время работы таможенного органа в местах, специально предназначенных для этих целей, с разрешения таможенного органа, выдаваемого по запросу заинтересованного лица. При этом осуществление разгрузочно-погрузочных работ производится под непосредственным наблюдением таможенного органа.
Довод Заявителя о том что, у перевозчика и таможенного представителя отсутствовала техническая возможность разместить декларируемых товар после его прибытия на СВХ в целях осмотра и проверки характеристик декларируемых товаров, а также получения разрешения таможенного органа на проведение грузовых операций с товарами является необоснованным.
Как указывает таможня, для получения разрешения на проведение грузовых операций заинтересованные лица должны подать в таможенный орган письменное заявление в произвольной форме на русском языке. Разрешение или отказ на проведение перегрузки транзитных товаров оформляется в виде резолюции на заявлении ("Разрешаю" или "Запрещаю") начальника таможенного органа (его заместителя, курирующего вопросы таможенного оформления и таможенного контроля). Разрешение на проведение грузовых операций выдается в день принятия соответствующего решения, которое принимается в течение суток после подачи заявления (пункт 22.3 приказа ГТК РФ от 08.09.2003 N 973 "Об утверждении Инструкции о совершении таможенных операций при внутреннем и международном таможенном транзите товаров"). Общество имело объективную возможность составить такое обращение заранее, заблаговременно предвидя поступления груза.
Доказательств невозможности исполнения Обществом требований указанных выше норм права в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлено.
Общество, являясь лицом, представившим в таможенный орган документы для помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита по ТД N 10218030/140123/0000487, фактически вступило в правоотношения с таможенным органом, имело разумную возможность установить достоверные сведения о товарах, которые фактически находились в транспортном средстве и ввезены на территорию ЕАЭС.
Общество не воспользовалось данной возможностью и не приняло все зависящие от него меры по соблюдению таможенных правил, тем самым приняло на себя все сопутствующие риски, в том числе риск заявления при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их количестве и наименовании.
Будучи профессиональным участником таможенных отношений, Общество как таможенный представитель несет самостоятельную ответственность за достоверность заявленных сведений о наименовании, местах, весовых характеристиках товара при прибытии на таможенную территорию ЕАЭС.
Таможенный представитель имел реальную возможность, гарантированную взаимосвязанными положениями статей 82, 84, 107, 142, 401, 404 ТК ЕАЭС, совершить действия по проверке сведений о наименовании и количестве грузовых мест декларируемого товара до подачи декларации, а также его соответствие товаросопроводительным документам, в том числе путем реализации предоставленного статьей 84 ТК ЕАЭС права на проведение осмотра и измерения, находящихся под таможенным контролем товаров.
При таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения.
Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Существенных процессуальных нарушений в ходе привлечения Общества к административной ответственности Таможней не допущено.
Суды обоснованно не установили оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ.
Назначенное Обществу наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суды правильно применили нормы материального и процессуального права, их выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы жалобы не опровергают правомерности выводов судов, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшихся судебных актов.
В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки представленных сторонами доказательств и обстоятельств, установленных судами, а также сделанных ими выводов.
Таким образом, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 288.2 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.01.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2024 по делу N А56-102095/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агент Арсенал" - без удовлетворения.
Судья |
Е.И. Трощенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд отклонил кассационную жалобу на решение о законности административного штрафа, наложенного на таможенного представителя за предоставление недостоверных сведений в транзитной декларации. Суд установил наличие состава правонарушения и отсутствие оснований для отмены решения, указав на ответственность представителя за достоверность заявленных данных.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 августа 2024 г. N Ф07-10409/24 по делу N А56-102095/2023