10 октября 2024 г. |
Дело N А26-9798/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Бобарыкиной О.А., Серовой В.К.,
рассмотрев 08.10.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации Петрозаводского городского округа на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 11.01.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2024 по делу N А26-9798/2023,
УСТАНОВИЛ:
В рассматриваемом деле, выделенным в отдельное производство из дела N А26-2343/2023, публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 1", адрес: 197198, Санкт-Петербург, проспект Добролюбова, дом 16, корпус 2А, помещение 54Н, ОГРН 1057810153400, ИНН 7841312071 (далее - Компания, истец), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с исковым заявлением к Администрации Петрозаводского городского округа, адрес: 185035, Республика Карелия, город Петрозаводск, проспект Ленина, дом 2, ОГРН 1021000538481, ИНН 1001040505 (далее - Администрация, ответчик), о взыскании 52 150 руб. 50 коп. задолженности за теплоснабжение, в том числе:
- 40 603 руб. 78 коп. задолженности за период с 01.12.2021 по 31.12.2022 в отношении жилого помещения N 11 по улице Анохина, дом 13Б, город Петрозаводск;
- 11 546 руб. 76 коп. задолженности за период с 02.08.2021 по 26.07.2022 в отношении жилого помещения N 31 по улице Труда, дом 6, город Петрозаводск.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное казенное учреждение Петрозаводского городского округа "Служба заказчика", Соколов Иван Михайлович, Проняева Светлана Геннадьевна.
Решением суда первой инстанции от 11.01.2024, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 13.05.2024, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение ими норм процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить обжалуемые решение и постановление, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Как указывает податель жалобы, суды неправильно применили нормы Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ). Спорные жилые помещения заселены на основании договоров найма специализированного жилого помещения маневренного фонда и найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем обязанность по оплате коммунальных услуг лежит на нанимателях этих помещений.
В отзыве Компания возражает против доводов кассационной жалобы и просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте его рассмотрения, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Компания с 01.02.2015 предоставляет коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных в городе Петрозаводске.
В собственности муниципального образования "Петрозаводский городской округ" находятся следующие жилые помещения:
- город Петрозаводск, улица Анохина, дом 13Б, квартира 11 (далее - жилое помещение N 11);
- город Петрозаводск, улица Труда, дом 6, квартира 31 (далее - жилое помещение N 31).
Жилое помещение N 11 передано Проняевой С.Г. по договору найма специализированного жилого помещения маневренного фонда, согласно пункту 2 которого жилое помещение предоставлено в связи с признанием ранее предоставленного жилого помещения непригодным для проживания.
Жилое помещение относится к маневренному фонду по решению органа местного самоуправления (пункт 3 договора).
Жилое помещение N 31 предоставлено Соколову И.М. по договору найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, согласно преамбуле и пункту 3 договора помещение включено в состав специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В период с 01.12.2021 по 31.12.2022 Компания осуществляла теплоснабжение жилого помещения N 11, стоимость поставленной тепловой энергии составила 40 603 руб. 78 коп.
В период с 02.08.2021 по 26.07.2022 Компания осуществляла теплоснабжение жилого помещения N 31, стоимость поставленной тепловой энергии составила 11 546 руб. 76 коп.
Компания, полагая, что Администрация, как представитель собственника помещений, обязана нести расходы на оплату тепловой энергии, направила в адрес последней претензию с требованием об оплате 52 150 руб. 50 коп. задолженности.
Оставление претензионных требований без удовлетворения послужило основанием для обращения Компании в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, руководствуясь статьями 210 и 249 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, установили факт поставки коммунальных ресурсов в заявленный период в спорные жилые помещения и в отсутствие доказательств их оплаты удовлетворили иск.
Законность обжалуемых судебных актов проверяется в кассационном порядке в пределах доводов, приведенных в кассационной жалобе Администрации.
Поскольку услуги по отоплению и горячему водоснабжению оказывались населению многоквартирных домов, расположенных в городе Петрозаводске Республики Карелия, к спорным правоотношениям в приоритетном порядке применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Как установлено частью 1 статьи 153 ЖК РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за тепловую энергию и горячую воду (часть 4 статьи 154 ЖК РФ).
Согласно части 7.5 статьи 155 ЖК РФ в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, плата за коммунальные услуги вносится собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме соответствующей ресурсоснабжающей организации и региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Судами установлено и участвующими в деле лицами не оспаривается, что Компания на основании части 1 статьи 157.2 ЖК РФ предоставляет коммунальные услуги отопления и горячего водоснабжения собственникам помещений в спорных многоквартирных домах по прямым договорам.
В кассационной жалобе Администрация указывает, что поскольку спорные жилые помещения в заявленный период были заселены нанимателями по договорам найма жилого помещения специализированного жилищного фонда, у Администрации отсутствует обязанность по оплате коммунальных услуг. Администрация настаивает на том, что обязанность по внесению платы за жилищно-коммунальные услуги лежит на нанимателях жилых помещений по договорам найма жилого помещения специализированного жилищного фонда.
Приведенные доводы были предметом рассмотрения судов двух инстанций и обоснованно отклонены по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Администрация в обоснование своих возражений в отношении спорных помещений представила в материалы дела договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей от 16.08.2021 N 12-Сд, заключенный в отношении жилого помещения N 31 (том дела 1, листы 109-110), договор найма специализированного жилого помещения маневренного фонда от 29.11.2017 N 43-СМ, заключенный в отношении жилого помещения N 11 (том дела 2, листы 50-52), а также справки регистрации гражданина за период проживания на территории города Петрозаводска от 18.01.2021 N 55711 и от 26.07.2022 N 104734 (том дела 1, листы 22 разворот, 47).
В соответствии с частью 1 статьи 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся:
- служебные жилые помещения;
- жилые помещения в общежитиях;
- жилые помещения маневренного фонда;
- жилые помещения в домах системы социального обслуживания граждан;
- жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев;
- жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами;
- жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан;
- жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно приведенной норме жилищного законодательства жилые помещения маневренного фонда и жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
В силу пункта 1 части 1 статьи 157.2 при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме предоставляются ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса.
При этом частью 9 статьи 157.2 ЖК РФ установлено, что положения настоящей статьи также распространяются на отношения с участием лиц, указанных в пунктах 1, 1.1, 3, 4, 6, 7 части 2 статьи 153 ЖК РФ.
В указанный перечень входят следующие категории лиц:
- наниматель жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора (пункт 1 части 2 статьи 153 ЖК РФ);
- наниматель жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования с момента заключения данного договора (пункт 1.1 части 2 статьи 153 ЖК РФ);
- наниматель жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора (пункт 3 части 2 статьи 153 ЖК РФ);
- член жилищного кооператива с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом (пункт 4 части 2 статьи 153 ЖК РФ);
- лицо, принявшее от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи (пункт 6 части 2 статьи 153 ЖК РФ);
- застройщик (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) в отношении помещений в данном доме, не переданных иным лицам по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию (пункт 7 части 2 статьи 153 ЖК РФ).
Таким образом, возможность заключения прямого договора между нанимателем жилого помещения и ресурсоснабжающей организацией поставлена в зависимость, в том числе от вида жилого фонда, к которому относится такое помещение.
Вопреки доводам подателя жалобы, наниматели жилых помещений специализированного жилищного фонда не входят в перечень нанимателей, на которых распространяются положения статьи 157.2 ЖК РФ.
Таким образом, модель регулирования по статье 157.2 ЖК РФ не влечет заключение прямых договоров между нанимателями жилых помещений специализированного жилищного фонда и ресурсоснабжающими организациями. Прямые договоры ресурсоснабжения в такой ситуации должны быть заключены между ресурсоснабжающей организацией и наймодателем, а наниматели жилых помещений специализированного жилищного фонда сохраняют обязанность по оплате коммунальных услуг наймодателю, договоры с которым не утрачивают силы (статья 100 ЖК РФ). Обязанность по внесению платы за весь объем ресурса, потребленного нанимателями специализированных жилых помещений в виде коммунальных услуг, возникает у наймодателя (статья 210 ГК РФ, часть 1 статьи 153 ЖК РФ, пункты 11, 12 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354).
Администрация разногласий по объему и стоимости отпущенной тепловой энергии за спорный период не заявила, доказательств, подтверждающих потребление ресурса в меньшем объеме, либо указывающих на недостоверность сведений, содержащихся в выставленных Компанией платежных документах, не представила.
Доказательства оплаты задолженности в материалы дела также не представлены.
С учетом установленных обстоятельств дела суды правомерно удовлетворили иск.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для иной оценки выводов судов применительно к установленным ими обстоятельствам дела.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку и обоснованно отклонены.
Иное толкование подателем жалобы норм действующего законодательства и иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 11.01.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2024 по делу N А26-9798/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации Петрозаводского городского округа - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.В. Пастухова |
Судьи |
М.В. Пастухова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность требований о взыскании задолженности за теплоснабжение, установив, что ответчик, как представитель собственника, обязан оплачивать коммунальные услуги, несмотря на наличие договоров найма специализированного жилого фонда. Судебные акты первой и апелляционной инстанций оставлены без изменения, кассационная жалоба отклонена.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 октября 2024 г. N Ф07-12145/24 по делу N А26-9798/2023