25 ноября 2024 г. |
Дело N А56-105066/2023 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Васильевой Е.С., судей Корабухиной Л.И., Родина Ю.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Городские поликлиники" Дедюхина В.В. (доверенность от 05.08.2024 N 14/2024/08/05), Суркова Р.В. (решение от 24.06.2024 N 01/06/2024), от государственного учреждения "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга" Рубникович О.В. (доверенность от 01.07.2024 N 27),
рассмотрев 25.11.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Городские поликлиники" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.02.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2024 по делу N А56-105066/2023,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Городские поликлиники", адрес: 199178, Санкт-Петербург, Малый пр. В.О., д. 57, к. 4, лит. Ж, часть пом. 11-н, офис 1.4.18 рм 1, ОГРН 1137847071636, ИНН 7801595948 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к государственному учреждению "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга", адрес: 196006, Санкт-Петербург, ул. Коли Томчака, д. 9, лит. А, ОГРН 1037843033360, ИНН 7808024083 (далее - Фонд), о признании недействительным в части акта от 09.10.2023.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.02.2024, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2024, в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на несоответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, а также на неправильное применение судами норм материального права и нарушение норм процессуального права, просит обжалуемые судебные акты отменить, признать недействительным и отменить акт Фонда от 09.10.2023 в части осуществления возврата использованных не по целевому назначению средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) в сумме 16 054 730 руб. 35 коп. и штрафа в сумме 1 605 473 руб. 04 коп.
По мнению подателя жалобы, расходы в сумме 619 421 руб. на согласование, изготовление и размещение вывесок медицинских центров Общества являются целевыми, поскольку непосредственно связаны с оказанием медицинской помощи по ОМС, необходимы для ее оказания в силу закона и относятся к прочим расходам в соответствии со структурой тарифа на оплату медицинской помощи и в совокупности отвечают требованиям Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ), Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ), Правилам ОМС. Также Общество полагает, что расходы в сумме 15 435 309 руб. 35 коп. на оплату по договору от 01.10.2020 N 02-ТМК на оказание услуг телемаркетинга (контакт-центра), заключенному с ООО "Генеральный директор" не являются дублирующими, а являются обоснованным и целевым расходованием средств, необходимым для оказания медицинской помощи по ОМС и относятся к расходам, поименованным в структуре тарифа на оплату медицинской помощи, а в совокупности отвечают требованиям Закона N 323-ФЗ, Закона N 326-ФЗ, Правилам ОМС.
В отзыве на кассационную жалобу Фонд просит оставить ее без удовлетворения, полагая принятые по делу судебные акты законными и обоснованными.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Фонда возражал относительно ее удовлетворения.
Ходатайство Общества об отложении рассмотрения кассационной жалобы рассмотрено судом в судебном заседании и отклонено, поскольку оснований для отложения судебного заседания не установлено.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в пределах доводов жалобы.
Из материалов дела следует, что Фондом в период с 19.09.2023 по 09.10.2023 проведена плановая комплексная проверка использования Обществом средств ОМС в 2021-2022 годах.
По результатам проверки Фондом выявлены факты нецелевого использования Обществом средств ОМС на общую сумму 16 351 360 руб. 35 коп., что отражено в акте проверки от 09.10.2023.
Согласно акту Фонда от 09.10.2023 Обществу предъявлены требования в течение 10 рабочих дней со дня получения указанного акта осуществить возврат в Фонд использованных не по целевому назначению средств ОМС в сумме 16 351 360 руб. 35 коп., а также перечислить штраф в размере 1 635 136 руб.03 коп.
Обществом 16.10.2023 в Фонд были представлены возражения на акт от 09.10.2023, в которых Общество частично не согласилось с выводами о нецелевом использовании средств ОМС.
По результатам рассмотрения возражений Общества, Фонд признал частично обоснованными возражения на сумму 51 000 руб., в связи с чем сумма средств, использованных Обществом не по целевому назначению, подлежащих возврату в Фонд, составила 16 300 360 руб. 35 коп., сумма штрафа составила 1 630 036 руб. 04 коп.
Не согласившись с выводами Фонда относительно нецелевого расходования Обществом средств ОМС в сумме 16 098 230 руб. 35 коп. (в том числе: 43 500 руб. на оплату страхования имущества, 619 421 руб. на оплату услуг по размещению рекламных конструкций на фасадах многоквартирных жилых домов, изготовлению световых вывесок/информационных фасадных вывесок, согласованию, монтажу, демонтажу, утилизации, установке и подключению рекламных вывесок, аренде рекламных мест, 15 435 309 руб. 35 коп. на оплату услуг телемаркетинга) и со штрафом в сумме 1 609 823 руб. 04 коп., Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, в удовлетворении заявления Обществу отказал.
Суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции поддержал.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие их выводов представленным доказательствам, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Исходя из положений статей 10, 13 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов входят в структуру бюджетной системы Российской Федерации.
В статье 147 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 24.10.2013 N 1648-О, в системе действующего правового регулирования средства обязательного медицинского страхования, за счет которых осуществляется оплата расходов медицинских организаций на оказание бесплатной медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования, имеют особое публичное предназначение, а потому медицинские организации, осуществляющие свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, вне зависимости от формы собственности (частная, государственная, муниципальная) и организационно-правовой формы должны обеспечить их целевое использование.
Пунктом 1 статьи 306.4 БК РФ предусмотрено, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
Пунктом 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ установлена обязанность медицинских организаций использовать средства ОМС, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами ОМС.
В силу части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд аккумулирует средства ОМС и управляет ими, осуществляет финансовое обеспечение реализации территориальных программ ОМС в субъектах Российской Федерации, формирует и использует резервы для обеспечения финансовой устойчивости ОМС в порядке, установленном Федеральным фондом (пункт 2); осуществляет контроль за использованием средств ОМС страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии (пункт 12).
За использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования (часть 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 35 Закона N 326-ФЗ базовая программа ОМС определяет виды медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по ОМС в Российской Федерации за счет средств ОМС, а также критерии доступности и качества медицинской помощи.
Частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ установлено, что структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в ходе проверки Фондом было выявлено нарушение Обществом целевого использования средств ОМС, в том числе: 43 500 руб. на оплату страхования имущества, 619 421 руб. на оплату услуг по размещению рекламных конструкций на фасадах многоквартирных жилых домов, изготовлению световых вывесок/информационных фасадных вывесок, согласованию, монтажу, демонтажу, утилизации, установке и подключению рекламных вывесок, аренде рекламных мест, 15 435 309 руб. 35 коп. на оплату услуг телемаркетинга.
Выводы судов об отказе Обществу в удовлетворении требований в части признания незаконным акта Фонда от 09.10.2023 о нецелевом использовании Обществом в 2021 году средств ОМС в сумме 43 500 руб. на оплату страхования недвижимого имущества (находящего в государственной собственности и арендуемого Обществом по адресам: Санкт-Петербург, Торики, ул. Политрука Пасечника, д. 8, лит. А, пом. 6Н, 7Н; Санкт-Петербург, поселок Парголово, ул. Федора Абрамова, д. 4, лит. А, пом. 30-Н), Обществом в кассационной жалобе не оспариваются, в связи с чем судом кассационной инстанции не проверяются.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки Фондом были выявлены расходы Общества в размере 619 421 руб. на оплату услуг по размещению рекламных конструкций на фасадах многоквартирных жилых домов, изготовлению световых вывесок/информационных фасадных вывесок, согласованию, монтажу, демонтажу, утилизации, установке и подключению рекламных вывесок, аренде рекламных мест.
Пунктами 6 и 7 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ на медицинскую организацию возложены обязанности: размещать на своем официальном сайте в сети "Интернет" информацию о режиме работы, видах оказываемой медицинской помощи; предоставлять застрахованным лицам, страховым медицинским организациям и территориальному фонду сведения о режиме работы, видах оказываемой медицинской помощи, а также показателях доступности и качества медицинской помощи, перечень которых устанавливается в территориальной программе обязательного медицинского страхования.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Для обеспечения информированности каждого застрахованного лица о правах в сфере здравоохранения и ОМС возможно применение методов рекламной информации, в целях привлечения внимания к организации и ее деятельности, к тем работам, услугам, которые она производит и (или) оказывает, в том числе и по ОМС.
Как установлено судами, в представленных к проверке актах выполненных работ по договорам Общества с исполнителями работ (услуг) (ООО "РПК "Полюса Рекламы", ООО "Эксплуатация ГС-СПб", ООО Управляющая компания "Единение") в графе "наименование работ" указаны следующие услуги: услуга по размещению рекламной конструкции на фасаде многоквартирного жилого дома, услуга по осмотру конструкции на фасаде многоквартирного жилого дома, предоставление части общего имущества МКД (фасад) для размещения фасадной вывески, услуга по осмотру фасадной вывески, согласование вывески, изготовление световой вывески/информационной фасадной вывески, демонтаж старой вывески, утилизация старой вывески, установка и подключение вывески, изготовление короба/демонтаж короба.
Общество включено в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС в 2021 и 2022 годах с присвоением реестрового номера 780396 с названием ООО "Городские поликлиники".
Вместе с тем, на макетах световых вывесок, световых коробов, логотипов, указанных в представленных к проверке договорах и дополнительных соглашениях к договорам обозначены названия "ПОЛИС EUROMED GROUP МЕДИЦИНСКИЙ ЦЕНТР", "EUROMED GROUP", "БЕСПЛАТНЫЙ ПРИЕМ ВРАЧА.ПОЛИС.УЧАСТКОВЫЕ ВРАЧИ", без указания названия - ООО "Городские поликлиники" - участника системы ОМС Санкт-Петербурга.
Таким образом, как обоснованно указали суды, вывески с названиями "ПОЛИС EUROMED GROUP МЕДИЦИНСКИЙ ЦЕНТР", "EUROMED GROUP", "БЕСПЛАТНЫЙ ПРИЕМ ВРАЧА.ПОЛИС.УЧАСТКОВЫЕ ВРАЧИ" не позволяют отождествлять ООО "Городские поликлиники" (Общество) с участником системы ОМС Санкт-Петербурга.
При таких обстоятельствах, суды пришли к правомерному выводу о том, что информация, содержащаяся на вывесках, является рекламой медицинских услуг, оказываемых Обществом, и главной целью баннера является не информирование населения об оказании медицинских услуг по полисам ОМС и о предоставлении бесплатной медицинской помощи, а привлечение неопределенного круга лиц потребителей именно платных услуг.
С учетом изложенного, отказывая в удовлетворении требований Общества в указанной части, суды обоснованно указали, что такие расходы не предусмотрены структурой тарифа ОМС.
Довод Общества об отсутствии упоминаний о платных услугах в проверяемом периоде в акте, не свидетельствует о том, что такие услуги не могли оказываться Обществом.
Ссылка Общества на положения законодательства о рекламе и на пункт 1 статьи 1538 Гражданского кодекса Российской Федерации о возможности использования коммерческого наименования "ПОЛИС" по месту оказания услуг и на то, что его использование будет являться информационной вывеской, а не рекламой, не опровергает наличие иной информации в наименовании, которая может быть отнесена к рекламной.
Из материалов дела также следует, что в ходе проверки Фондом были выявлены расходы Общества в размере 15 435 309 руб. 35 коп. на оплату услуг телемаркетинга.
Судами установлено, что в системе ОМС Санкт-Петербурга в 2021 и 2022 годах Общество в соответствии с договорами на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС от 15.01.2021 N 780396/2021 и от 10.01.2022 N 780396/2022 оказывало застрахованным лицам первичную медико-санитарную помощь.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.05.2012 N 543н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медикосанитарной помощи взрослому населению" утверждено Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению (далее - Положение).
Положение устанавливает правила организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению на территории Российской Федерации.
Пунктом 2 Положения установлено, что организация оказания первичной медико-санитарной помощи осуществляется в медицинских и иных организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, в том числе индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на медицинскую деятельность, полученную в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Организация оказания первичной медико-санитарной помощи осуществляется медицинскими организациями и их структурными подразделениями в соответствии с приложениями N 1-27 к Положению (пункт 2 Положения).
Первичная медико-санитарная помощь, согласно пункту 10 Положения, включает: первичную врачебную медико-санитарную помощь, которая оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами) поликлиник; первичную специализированную медико-санитарную помощь, которая оказывается врачами-специалистами разного профиля поликлиник.
Указанным Положением установлены Правила организации деятельности поликлиники (приложение N 1 к Положению).
В соответствии с пунктом 2 Правил организации деятельности поликлиники, поликлиника является самостоятельной медицинской организацией или структурным подразделением медицинской организации (ее структурного подразделения), оказывающей первичную медико-санитарную помощь, и организуется для оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи, первичной врачебной медико-санитарной помощи, первичной специализированной медико-санитарной помощи, а также паллиативной медицинской помощи населению.
Согласно пункту 7 Правил организации деятельности поликлиники структура поликлиники и штатная численность устанавливаются главным врачом поликлиники или руководителем медицинской организации (ее структурного подразделения), в структуру которой она входит, исходя, из объема проводимой лечебно-диагностической работы, уровня и структуры заболеваемости и смертности, половозрастного состава населения, его плотности, а также иных показателей, характеризующих здоровье населения.
Таким образом, законодателем установлено, что штатная численность и структура поликлиники должны предусматривать тот необходимый штат работников и структуру, которые будут в должной мере обеспечивать медицинское обслуживание застрахованных лиц и оказывать всю необходимую первичную медико-санитарную помощь в полном объеме.
Судами установлено, что в период проверки с 19 сентября по 09 октября 2023 года Обществом представлено штатное расписание на 2021-2022 годы, утвержденное приказами генерального директора Управляющей компании ООО "Генеральный директор" от 30.12.2020 с изменениями от 01.04.2021, 01.07.2021, 01.06.2021, 01.11.2021, 30.12.2021, 01.02.2022, 04.05.2022, 01.10.2022, 01.11.2022), в соответствии с которыми количество штатных единиц администраторов составляло: по состоянию на 01.01.2021 - 46,25 штатных единиц; по состоянию на 01.01.2022 - 51,25 штатных единиц; по состоянию на 01.11.2022 - 51,25 штатных единиц.
Должностная инструкция администратора (утвержденная генеральным директором ООО "Городские поликлиники" А.Е. Лобовым 12.01.2021) устанавливает должностные обязанности администратора, в том числе: работать с пациентами, пришедшими на личный прием, на основе направлений от врача; записывать пациентов на первичный и повторный прием, согласно установленным заявителем временным правилам приема пациентов в медицинском центре; предоставлять информацию о графике работы заявителя, врачей, работе отдельных кабинетов, процедуре оформления документов, готовности анализов и пр.; на основе документов заполнять и/или редактировать анкету амбулаторной карты пациента, впервые посетившего медицинскую организацию, перед приемом врача, и иных пациентов 1 раз в год; предоставлять пациенту для заполнения на стойке регистратуры следующие документы: информированное добровольное согласие (на виды медицинских вмешательств, включенных в "Перечень определенных видов медицинских вмешательств, на которые граждане дают информированное добровольное согласие при выборе врача и медицинской организации для получения первичной медико-санитарной помощи"); заявление на прикрепление к заявителю (ежегодно); информированное согласие на получение информации о медицинских услугах по электронной почте; согласие на обработку персональных данных пациента; распечатывать выписки к электронным листам нетрудоспособности и выдавать пациентам направления, результаты анализов и рекомендации, оформленные врачом; сканировать внутреннюю и стороннюю медицинскую документацию пациента с последующим прикреплением файлов к амбулаторной карте; распечатывать и оформлять справки утвержденных форм для обратившихся пациентов; выполнять ежемесячно плановые показатели по показателям, утверждаемые руководителем службы клиентского сервиса или старшим администратором; предупреждать врача о визите пациента, в том числе информировать врача о факте обращения экстренного больного; контролировать поступление/выгрузку заявок на вызов врача на дом и распределять их в соответствии с маршрутизацией внутри медицинского центра (заявки как по линии 122, так и от контакт-центра), незамедлительно информировать дежурного врача о поступлении новых вызовов личным сообщением в Mattermost или иным утвержденным способом; формировать в МИС расписание для записи к врачам и в процедурный кабинет, утвержденное заведующим медицинского центра и т.д.
Согласно Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.07.2010 N 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих", раздел "квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" (далее - Приказ N 541н), медицинский регистратор ведет регистрацию больных, обратившихся в медицинскую организацию для получения медицинских услуг; обеспечивает хранение и доставку медицинских карт в кабинет врача; участвует в оформлении и регистрации листков нетрудоспособности; должен знать правила работы с первичной документацией, компьютерной и организационной техникой; основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности.
Изучив и оценив имеющиеся в деле доказательства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что в Обществе функции медицинских регистраторов выполняли администраторы, работавшие в каждом структурном подразделении - медицинском центре.
Согласно требованиям пункта 8 Правил организации деятельности поликлиники, для организации работы поликлиники в ее структуре рекомендуется предусматривать такое подразделение как регистратура.
Пунктом 4 Правил организации деятельности регистратуры поликлиники (врачебной амбулатории, центра общей врачебной практики (семейной медицины) (приложение N 4 к Положению) определено, что основными задачами регистратуры являются: организация беспрепятственной и безотлагательной предварительной записи больных на прием к врачу, в том числе в автоматизированном режиме, в кабинет медицинской профилактики, кабинет доврачебной помощи (как при их непосредственном обращении в поликлинику, так и по телефону); организация и осуществление регистрации вызовов врачей на дом по месту жительства (пребывания) больного; обеспечение регулирования интенсивности потока населения с целью создания равномерной нагрузки врачей и распределение его по видам оказываемой помощи; систематизированное хранение медицинской документации пациентов, обеспечение своевременного подбора и доставки медицинской документации в кабинеты врачей.
Пунктом 5 Правил организации деятельности регистратуры поликлиники (врачебной амбулатории, центра общей врачебной практики (семейной медицины) (приложение N 4 к Положению) определено, что функциями регистратуры является: информирование населения о времени приема врачей всех специальностей, режиме работы лабораторий, кабинетов, центра здоровья, дневного стационара и иных подразделений медицинской организации, в том числе субботу и воскресенье, с указанием часов приема, расположения и номеров кабинетов помещений; информирование о правилах вызова врача на дом, о порядке предварительной записи на прием к врачам, о времени и месте приема населения руководителем медицинской организации и его заместителями; адресах ближайших аптек, ближайшего центра здоровья, в зоне ответственности которого находится данная медицинская организация; информирование о правилах подготовки к исследованиям (рентгеноскопии, рентгенографии, анализам крови, желудочного сока и др.); запись на прием к врачам медицинской организации и регистрация вызовов врачей по месту жительства (пребывания) больного, своевременная передача врачам информации о зарегистрированных вызовах; направление в установленном порядке обратившихся в поликлинику на профилактические обследования и осмотры, подбор медицинских карт амбулаторных больных, записавшихся на прием или вызвавших врача на дом; доставка медицинской документации пациентов в кабинеты врачей; оформление листков (справок) временной нетрудоспособности, подтверждение соответствующими печатями выданных больным справок, направлений, рецептов и выписок из медицинской документации, строгий учет и регистрация в специальных журналах листков, справок временной нетрудоспособности и рецептурных бланков; сортировка и внесение в медицинскую документацию результатов выполненных лабораторных, инструментальных и иных обследований.
Кроме того, рабочее место каждого администратора оснащено телефонными аппаратами, посредством которых работники могут принимать и отвечать на телефонные звонки пациентов, желающих записаться на первичный и повторный прием и процедурный кабинет, согласно установленным правилам приема пациентов в медицинском центре, консультировать пациентов по вопросам, касающимся оказываемых услуг, собирать и обрабатывать информацию для оформления вызовов на дом, информировать (напоминать) пациентам о готовности анализов, проводить телефонный опрос пациентов, не явившихся на прием, и пациентов, входящих в диспансерные группы, собирать информацию о качестве оказанных услуг.
Также в медицинских центрах Общества имеется программное обеспечение Mattermost (внутренняя программа ООО "Городские поликлиники"), посредством которого у администраторов медицинских центров имеется возможность контролировать поступление заявок на вызов врача на дом, незамедлительно информировать дежурного врача о поступлении новых вызовов по телефону или личными сообщениями.
Данный факт подтверждается пунктом 2.5 должностной инструкции администратора, утвержденной генеральным директором Лобовым А.Е. 12.01.2021.
Кроме того, на сайте ООО "Городские поликлиники" (www.polisoms.ru) указана вся необходимая информация для пациентов, а именно: информация компании, оказываемые услуги по ОМС, информация о врачах, адреса, режим работы; предоставлена возможность вызова врача на дом, записи на прием, отмена записи, указан номер телефона для связи. В разделе "записаться на прием" указано, что запись на прием к врачу осуществляется на официальном портале "здоровье петербуржца", где можно выбрать район, в котором находится медицинский центр, специальность врача, удобное время и т.д.
С учетом установленного, суды обоснованно отметили, что выполнение администраторами поликлиники своих функций соответствует осуществлению задач и функций регистратуры поликлиники согласно Положению.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что Обществом был заключен договор от 01.01.2020 N 02-ТМК на оказание услуг телемаркетинга с ООО "Генеральный директор".
В ходе анализа сравнения должностных инструкций администраторов медицинских центров Общества и оказываемых услуг по договору от 01.01.2020 N 02-ТМК с ООО "Генеральный директор", Фонд установил схожесть и однотипность функций между ними.
Как пояснило Общество, им избран метод работы как "деление функций регистратуры на логические блоки", то есть функции регистратуры фактически выполняли и работники Общества и ООО "Генеральный директор", тогда как штатная численность, согласно пункту 7 Правил организации деятельности поликлиники (приложение N 1 к Положению), должна быть сформирована исходя из объема проводимой лечебно-диагностической работы, уровня и структуры заболеваемости и смертности, половозрастного состава населения, его плотности, а также иных показателей, характеризующих здоровье населения.
При этом в силу требований нормативных актов в сфере ОМС, договоров на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, заключенных между Обществом, Фондом и страховыми медицинскими организациями, работающими в системе ОМС Санкт-Петербурга, Общество обязано оказать весь комплекс медицинской помощи самостоятельно.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу, что из средств ОМС дважды произведена оплата за одни и те же услуги в виде заработной платы администраторам, занимающим штатные должности, и работникам ООО "Генеральный директор", оказывающим услуги на основании заключенного договора.
При этом установлено, что Фонд руководствовался первичными документами и сведениями, которые предоставлены самим медицинским учреждением по запросу Фонда.
Суды обоснованно отметили, что при наличии изначально завышенного количества штатных должностей администраторов, фактически реализующих задачи и осуществляющих функции регистратуры поликлиники, установленные Положением, Общество необоснованно заключило договор на оказание услуг телемаркетинга, что привело к нецелевому использованию средств ОМС в сумме 15 435 309 руб. 35 коп., в связи с чем суды правомерно отказали Обществу в удовлетворении требований о признании незаконным акта Фонда от 09.10.2023 в указанной части.
Как правомерно отметил суд апелляционной инстанции, право Общества самостоятельно формировать и утверждать штатное расписание, не освобождает его от обязанности соблюдать требования действующего законодательства, в частности, приказа Министерства здравоохранения и социального развития N 541н.
Приведенные в кассационной жалобе доводы Общества не опровергают выводы судов и, по существу, направлены на иную оценку доказательств по делу и установленных фактических обстоятельств, что в полномочия суда кассационной инстанции в силу статей 286, 287 АПК РФ не входит.
Иное толкование Обществом положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального и процессуального права и не являются основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
При таком положении кассационная жалоба Общества удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.02.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2024 по делу N А56-105066/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Городские поликлиники" - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.02.2024 и постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2024 по делу N А56-105066/2023, принятое определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.09.2024 по настоящему делу.
Председательствующий |
Е.С. Васильева |
Судьи |
Е.С. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд отказал в удовлетворении требований о признании недействительным акта о нецелевом использовании средств обязательного медицинского страхования, установив, что расходы на размещение рекламных конструкций и услуги телемаркетинга не соответствуют целям использования данных средств. Судебные акты первой и апелляционной инстанций оставлены без изменения, кассационная жалоба не удовлетворена.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 ноября 2024 г. N Ф07-14278/24 по делу N А56-105066/2023
Хронология рассмотрения дела:
25.11.2024 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-14278/2024
08.07.2024 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-11445/2024
27.02.2024 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-105066/2023