26 ноября 2024 г. |
Дело N А66-12495/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 ноября 2024 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Сапоткиной Т.И., Чуватиной Е.В.,
при участии от Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери Воробьевой Ю.А. (доверенность от 19.08.2024 N 122),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тверская генерация" на решение Арбитражного суда Тверской области от 07.03.2024 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2024 по делу N А66-12495/2023,
УСТАНОВИЛ:
Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери, адрес: 170034, Тверская обл., г. Тверь, ул. Ерофеева, д. 5, ОГРН 1036900087806, ИНН 6901043057 (далее - Департамент), обратился в Арбитражный суд Тверской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Тверская генерация", адрес: 170003, Тверская обл., г. Тверь, Петербургское ш., д. 2, каб. 12, ОГРН 1106906000068, ИНН 6906011179 (далее - Общество), об обязании ответчика заключить с Департаментом дополнительное соглашение к договору от 01.06.2017 N 3 аренды муниципального имущества, относящегося к объектам теплоснабжения города Твери, в редакции проекта дополнительного соглашения, представленного истцом (с учетом уточнения иска).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери, адрес: 170100, Тверская обл., г. Тверь, Московская ул., д. 24, к. 1, ОГРН 1036900014469, ИНН 6901001988 (далее - Департамент ЖКХ).
Решением от 07.03.2024 иск удовлетворен с установлением Обществу десятидневного срока для заключения дополнительного соглашения.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2024 данное решение оставлено без изменения.
Общество в кассационной жалобе просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. По мнению подателя жалобы, наличие у Общества статуса единой теплоснабжающей организации и присоединение объектов теплоснабжения к центральной системе теплоснабжения в силу положений статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" наделяет Общество как единую теплоснабжающую организацию правом, но не обязанностью заключить договор аренды объектов теплоснабжения, а также не исключает исходя из пункта 6 статьи 17 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) фактическое использование Обществом этих объектов для передачи тепловой энергии вне зависимости от наличия договора аренды; суды неверно истолковали пункт 3.3.16 договора аренды, предусматривающий обязанность арендатора принять дополнительное имущество, не тождественную обязанности заключить дополнительное соглашение по поводу этого дополнительного имущества; передача в аренду части объектов теплоснабжения не означает безусловную обязанность арендатора заключить договор в отношении другой части таких объектов.
Департамент в отзыве на кассационную жалобу просит оставить ее без удовлетворения, считая выводы судов правильными.
В судебном заседании представитель Департамента против удовлетворения жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании постановления администрации города Твери от 27.12.2013 N 1652, решения Тверской городской Думы от 27.04.2016 N 101 Общество наделено статусом единой теплоснабжающей организации города Твери.
Департамент (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договор от 01.06.2017 N 3 аренды муниципального имущества, относящегося к системе коммунального теплоснабжения города Твери, с целью оказания арендатором услуг бесперебойного теплоснабжения (отопления и горячего водоснабжения) города Твери сроком на 11 месяцев с момента подписания акта приема-передачи.
Пообъектный перечень передаваемого имущества указывается в приложениях N 1, 2, 3, 4 к договору, являющихся его неотъемлемой частью.
Согласно пункту 1.2 договора по соглашению сторон в течение срока действия договора в состав имущества могут быть внесены изменения. Изменения вносятся в случаях дополнения (включения) и изъятия из состава имущества, переданного в аренду, объектов, использование которых по целевому назначению становится невозможным, и (или) передачи арендатору дополнительного имущества. Изъятие и передача дополнительного имущества осуществляются по акту приема-передачи имущества. При этом стороны заключают дополнительное соглашение к договору об исключении и (или) о включении объектов в соответствующее приложение к договору.
В соответствии с пунктом 3.3.16 договора арендатор обязан принимать во временное владение и пользование на условиях договора объекты теплоснабжения, принятые арендодателем в муниципальную собственность после заключения договора в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", с включением данных объектов в соответствующий перечень имущества, передаваемого в аренду по договору.
После заключения указанного договора в результате приобретения права на бесхозяйное имущество за муниципальным образованием город Тверь зарегистрировано право муниципальной собственности на следующие объекты недвижимого имущества:
- сооружение с кадастровым номером 69:40:0100647:497 - тепловую трассу от ТК-32 между домами N 10 и 12 по ул. Маршала Василевского к учебному корпусу ТГСХА на ул. Маршала Василевского, протяженностью 17 м (дата государственной регистрации права 27.11.2020);
- сооружение с кадастровым номером 69:40:0100648:188 - тепловую трассу от ТК-7 у д. 5 на ул. Маршала Василевского к гаражам ФГБУ ГЦАС "Тверской" в районе д. 1 на ул. Маршала Василевского, протяженностью 119 м (дата государственной регистрации права 27.11.2020);
- сооружение с кадастровым номером 69:40:0100649:648 - тепловую трассу от ТК-29 между домами N 19 и 21 на Садовой улице к общежитию ТГСХА на Садовой ул., д. 21, протяженностью 12 м (дата государственной регистрации права 11.01.2021);
- сооружение с кадастровым номером 69:40:0200051:53 - тепловую трассу от ТК-820 до котельной "Южная", протяженностью 334 м (дата государственной регистрации права 11.01.2021).
В соответствии с заключением Департамента ЖКХ от 13.09.2021 N 28/1776-ви первые три сооружения являются частью единых сетей инженерно-технического обеспечения, технологически связанной с тепловыми сетями котельной "Сахарово", находящимися на обслуживании Общества; теплотрасса с кадастровым номером 69:40:0200051:53 является частью единых сетей инженерно-технического обеспечения, технологически связанной с тепловыми сетями котельной "Южная" и централизованными тепловыми сетями города Твери, находящимися на обслуживании Общества.
Департамент письмом от 15.10.2021 N 30/5799-и направил Обществу проект дополнительного соглашения к договору, предусматривающего включение в состав арендуемого имущества указанных выше четырех объектов, для его подписания.
Однако Общество дополнительное соглашение не подписало.
Департамент, ссылаясь на неправомерное уклонение Общества от заключения дополнительного соглашения к договору, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена названным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В силу статьи 450 ГК РФ, по общему правилу, изменение договора допускается по соглашению сторон; по требованию одной из сторон договор может быть изменен по решению суда в случаях, предусмотренных названным Кодексом, другими законами или договором.
Суды, проанализировав условия заключенного сторонами договора с применением правил толкования договора (статья 431 ГК РФ), правомерно пришли к выводу, что в данном случае Общество согласилось принимать в аренду на условиях заключенного сторонами договора объекты теплоснабжения, которые будут поступать в муниципальную собственность после заключения этого договора, то есть по сути приняло на себя обязательство принимать во владение и пользование иные объекты теплоснабжения, в связи с чем заключение дополнительного соглашения о дополнении перечня объектов новыми объектами является обязательным для ответчика.
Как установлено судами, спорные сооружения являются частью единой системы теплоснабжения города Твери в зоне деятельности котельных "Сахарово" и "Южная", технологически связаны с централизованными тепловыми сетями города Твери; Общество является единой теплоснабжающей организаций в г. Твери, в том числе и в этой зоне, фактически осуществляет эксплуатацию данных объектов в своей производственной деятельности, получая от конечных потребителей плату за тепловую энергию.
Суды, установив данные обстоятельства, приняв во внимание, что передача частей единой, технологически связанной системы иным образом в пользование невозможна ввиду невозможности изолированного использования этих частей, а также отсутствия статуса единой теплоснабжающей организации у потенциальных пользователей, правомерно пришли к выводу об отсутствии у Общества оснований для уклонения от исполнения обязанности принять во владение и пользование спорные участки теплотрассы путем подписания дополнительного соглашения и в отсутствие возражений Общества по содержанию условий проекта дополнительного соглашения удовлетворили исковые требования.
Доводы подателя жалобы о возможности использования спорных объектов вне зависимости от включения их в существующий договор подлежат отклонению, поскольку согласно статье 28.1 Закона N 190-ФЗ передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, возможна только двумя способами - по договорам аренды или по концессионным соглашениям, а бездоговорное использование объектов теплоснабжения не в полной мере соответствует принципам организации отношений в сфере теплоснабжения.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция находит обжалуемые решение и постановление законными и не усматривает установленных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены данных судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 07.03.2024 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2024 по делу N А66-12495/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тверская генерация" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
И.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд установил, что общество, являясь единой теплоснабжающей организацией, обязано заключить дополнительное соглашение к договору аренды объектов теплоснабжения, поскольку это предусмотрено условиями договора. Судебные акты первой и апелляционной инстанций, удовлетворившие исковые требования о понуждении к заключению соглашения, признаны законными. Кассационная жалоба оставлена без удовлетворения.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 ноября 2024 г. N Ф07-12253/24 по делу N А66-12495/2023