город Москва |
|
25 июня 2014 г. |
Дело N А41-40988/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 июня 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Петровой В.В.
при участии в заседании:
от истца ООО "Гречер": Датхужева Ч.Д. (дов. от 03.06.2014 г.);
от ответчика Комитета лесного хозяйства Московской области: Присакарь А.А. (дов. N 30-290/ДОВ от 26.12.2013 г.);
от ответчика Федерального агентства лесного хозяйства: Гулевич И.С. (дов. N ВЛ-03-28/5452 от 14.05.2014 г.), Фроловой А.А. (дов. N ВЛ-03-28/5449 от 14.05.2014 г.);
от ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица Администрации сельского поселения Федоскинское Мытищинского муниципального района Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица Администрации Мытищинского муниципального района Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица АОЗТ "СХП Менжинец": не явились, извещены;
от третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области: не явились, извещены;
рассмотрев 10-19 июня 2014 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "Гречер"
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 19 марта 2014 г.,
принятое судьями Коротковой Е.Н., Епифанцевой С.Ю., Огурцовым Н.А.,
по делу N А41-40988/12
по иску общества с ограниченной ответственностью "Гречер" (ОГРН 1055005178139; 141009, Московская область, г. Мытищи, Ярославское шоссе, 120Б, стр. 1)
к Комитету лесного хозяйства Московской области (ОГРН 1125024004918; 143407, Московская область, г. Красногорск, Бульвар Строителей, д. 1), Федеральному агентству лесного хозяйства (ОГРН 1047796366298; 113184, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 59/19), Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (ОГРН 1097746296977; 129346, г. Москва, ул. Коминтерна, д. 38, стр. 1)
о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок,
третьи лица: Администрация сельского поселения Федоскинское Мытищинского муниципального района Московской области (ОГРН 1055005177292; 141052, Московская область, Мытищинский район, деревня Сухарево, д. 56); Администрация Мытищинского муниципального района Московской области (ОГРН 1055005179350; 141000, Московская область, г. Мытищи, Новомытищинский проспект, д. 36/7); Акционерное общество закрытого типа "Сельскохозяйственное предприятие "Менжинец" (ОГРН 1025003522301; 141052, Московская область, Мытищинский район, с. Марфино, д. 91 а); Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ОГРН 1047727043561; 143407, Московская область, г. Красногорск, ул. Речная, д. 8)
УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью "Гречер" (далее - ООО "Гречер", общество, истец) является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:12:003 04:01:0015, площадью 60 000 кв.м., отнесенного к землям сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Московская область, Мытищинский район, Сухаревский с.о., восточнее д. Сухарево, уч. 21, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии НА N 0742135 от 01 июня 2006 г. (том 1 л.д. 33).
03 июня 2009 г. за Российской Федерацией было зарегистрировано право собственности на земельный участок - лесной участок, категории земель: земли лесного фонда, общей площадью 876 га, с кадастровым номером 50-50-98/021/2009-026, расположенный по адресу: Московская область, Мытищинский муниципальный район, Дмитровское лесничество (том 1 л.д. 187).
Ссылаясь на возможное пересечение границ земельного участка общества и лесного участка, ООО "Гречер" обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Комитету лесного хозяйства Московской области, Федеральному агентству лесного хозяйства, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области о признании права собственности Российской Федерации на часть земельного участка с кадастровым номером 50-50-98/021/2009-026 площадью 0,98 га отсутствующим в части наложения на земельный участок, принадлежащий ООО "Гречер" (кадастровый номер 50:12:0030401:15, расположен по адресу: Московская область, сельский округ Сухаревский, восточнее д. Сухарево, уч. 21).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация сельского поселения Федоскинское Мытищинского муниципального района Московской области, Администрация Мытищинского муниципального района Московской области, Акционерное общество закрытого типа "Сельскохозяйственное предприятие "Менжинец", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области.
Определением Арбитражного суда Московской области от 30 января 2013 г. производство по настоящему делу было приостановлено, в связи с назначением землеустроительной экспертизы, проведение которой было поручено экспертам Федерального бюджетного учреждения Российской Федерации центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации в лице его Филиала по Московской области, со сроком до 29 марта 2013 г.
Перед экспертом были поставлены следующие вопросы: 1) Определить, соответствует ли площадь спорного земельного участка с кадастровым номером 50:12:0030401:15, принадлежащего ООО "Гречер", правоустанавливающим и землеотводным документам; 2) Определить площадь части земельного участка, принадлежащего Российской Федерации, в части его наложения на земельный участок ООО "Гречер".
В связи с поступлением из экспертного учреждения ходатайства о предоставлении дополнительных документов, необходимых для проведения экспертизы, производство по делу было возобновлено на основании определения Арбитражного суда Московской области от 19 июня 2013 г.
20 октября 2013 г. от Федерального бюджетного учреждения Российской Федерации центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации в лице его Филиала по Московской области поступило заключение эксперта N 1169/31-19-3 от 02 октября 2013 г., из которого следует, что площадь земельного участка с кадастровым номером 50:12:0030401:15 соответствует правоустанавливающим и землеотводым документам, а по второму вопросу эксперт сообщил о невозможности дачи заключения по поставленному вопросу.
Решением Арбитражного суда Московской области от 26 ноября 2013 г. исковые требования удовлетворены. Право собственности Российской Федерации на часть земельного участка с кадастровым номером 50-50-98/021/2009-026 площадью 0,98 га признано отсутствующим в части наложения на земельный участок, принадлежащий ООО "Гречер" (кадастровый номер 50:12:0030401:15, расположен по адресу: Московская область, Сухаревский с.о., восточнее д.Сухарево, уч.21).
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что обе стороны имеют зарегистрированное право собственности на часть одного и того же недвижимого имущества, а Российская Федерация безосновательно стала владельцем части земельного участка с кадастровым номером 50:12:0030401:15 площадью 60 000 кв.м., право собственности на которую в установленном законом порядке зарегистрировано за ООО "Гречер".
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 19 марта 2014 г. решение Арбитражного суда Московской области от 26 ноября 2014 г. отменено, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Гречер" просит постановление суда апелляционной инстанции отменить и оставить в силе решение Арбитражного суда Московской области от 26 ноября 2013 г., полагая, что судом апелляционной инстанции неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, поскольку вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области по делу N А41-31279/2011 установлено частичное наложение спорного земельного участка на земельный участок ООО "Гречер", в связи с чем Российская Федерация безосновательно стала владельцем части земельного участка, право собственности на который в установленном законом порядке зарегистрировано за истцом.
В отзывах на кассационную жалобу Комитет лесного хозяйства Московской области и Федеральное агентство лесного хозяйства просят постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судом норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта.
Отзывы на кассационную жалобу от ответчика (Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области) и третьих лиц не поступили.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 10 июня 2014 г. был объявлен перерыв до 19 июня 2014 г.
В заседание кассационной инстанции представитель ООО "Гречер" поддержал доводы кассационной жалобы. Представители Комитета лесного хозяйства Московской области и Федерального агентства лесного хозяйства против ее удовлетворения возражали.
Представители Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Администрации сельского поселения Федоскинское Мытищинского муниципального района Московской области, Администрации Мытищинского муниципального района Московской области, АОЗТ "Сельскохозяйственное предприятие "Менжинец", Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемого судебного акта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации арбитражный суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными в законе.
Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, то лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты.
Избранный способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 52 Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 (далее - Постановление N 10/22) в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Таким образом, требование о признании права отсутствующим является исключительным способом защиты и применяется в случаях, когда невозможно защитить право путем предъявления других исков.
В силу пункта 1 статьи 45 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости) государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости). При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - объекты недвижимости с условными номерами), также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
При включении сведений и соответствующих документов о ранее учтенном здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости такому объекту недвижимости присваивается кадастровый номер (пункт 4 стать 45 Закон о государственном кадастре недвижимости).
Пунктом 1 статьи 4.2 Федерального закона от 04 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
В соответствии со статьей 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.
Согласно статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
В силу статьи 38 Закона о государственном кадастре местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость. При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости (статья 39 Закона о государственном кадастре).
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что материалами дела не подтверждается наличие такого основания для признания отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок с условным номером 50-50-98/021/2009-026 как регистрация права собственности двух лиц на один и тот же объект недвижимости.
При этом суд указал, что истец в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации документально не подтвердил факт наложения земельного участка с кадастровым номером 50:12:0030401:15 на земли лесного фонда, поскольку материалы дела не содержат доказательств постановки земельного участка, принадлежащего Российской Федерации, на кадастровый учет.
Спорному земельному участку присвоен условный номер и право собственности на него зарегистрировано в ЕГРП, однако определения границ земельного участка Российской Федерации в соответствии с положениями Закона о государственном кадастре в материалы дела не представлено.
Границы земельного участка с кадастровым номером 50:12:0030401:15, принадлежащего истцу, определены были до вступления в действие Закона о государственном кадастре, доказательств определения границ земельного участка истца в соответствии с положениями Закона о государственном кадастре в материалы дела также не представлено.
Судом также принято во внимание, что в заключении эксперта, подготовленного в рамках проведенной судебной экспертизы, указано на невозможности дать заключение по вопросу определения площади части земельного участка, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации, в части его наложения на земельный участок, принадлежащий истцу, в связи с отсутствием документов с данными (с необходимой точностью) о спорном земельном участке (непредставлением по ходатайству экспертов координат характерных точек).
Таким образом, установив отсутствие определенных в соответствии с требованиями действующего законодательства границ спорного земельного участка и земельного участка истца, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для признания отсутствующим права собственности Российской Федерации на спорную часть земельного участка.
Принимая во внимание, что между сторонами имеется спор о границах земельных участков, который не может быть разрешен в результате рассмотрения иска о признании зарегистрированного права отсутствующим, суд кассационной инстанции считает выводы суда апелляционной инстанции правильными.
В кассационной жалобе ООО "Гречер" ссылается на решение Арбитражного суда Московской области по делу N А41-31279/2011, которым, по его мнению, установлен факт частичного наложения спорного земельного участка на земельный участок ООО "Гречер".
Указанный довод был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.
Отклоняя приведенный довод, суд апелляционной инстанции указал на то, что в рамках рассмотрения спора по делу N А41-31279/2011 судом не был исследован вопрос о границах вышеуказанных земельных участках.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта.
Учитывая изложенное обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 19 марта 2014 г. по делу N А41-40988/12 оставить без изменения, а кассационную жалобу ООО "Гречер" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости (статья 39 Закона о государственном кадастре).
...
Спорному земельному участку присвоен условный номер и право собственности на него зарегистрировано в ЕГРП, однако определения границ земельного участка Российской Федерации в соответствии с положениями Закона о государственном кадастре в материалы дела не представлено.
Границы земельного участка с кадастровым номером 50:12:0030401:15, принадлежащего истцу, определены были до вступления в действие Закона о государственном кадастре, доказательств определения границ земельного участка истца в соответствии с положениями Закона о государственном кадастре в материалы дела также не представлено."
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 25 июня 2014 г. N Ф05-5027/14 по делу N А41-40988/2012