г. Москва
14.01.2011
|
N КА-А40/16962-10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 14 января 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Нагорной Э.Н.
судей Егоровой Т.А., Летягиной В.А.
при участии в заседании:
от истца (заявителя) не яв.
от ответчика Сучков А.В. - дов. от 11.01.2011 N 01-14/00026
рассмотрев 13.01.2011 в судебном заседании кассационную
жалобу ИФНС N 17
на решение от 05.07.2010
Арбитражного суда г. Москвы
принятое Назарцом С.И.
на постановление от 20.09.2010
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое Кольцовой Н.Н., Голобородько В.Я., Окуловой Н.О.
по иску (заявлению) ООО "НИК-АВТО"
о признании действия незаконным
к ИФНС N 17
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "НИК-АВТО", с учетом изменения требований, обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными действий Инспекции ФНС России N 17 по г. Москве, выразившихся в невыдаче уведомления о возможности применения упрощенной системы налогообложения.
Решением от 05.07.2010 Арбитражного суда г. Москвы, оставленным без изменения постановлением от 20.09.2010 Девятого арбитражного апелляционного суда, признаны незаконными действия Инспекции, выразившиеся в невыдаче Обществу уведомления о возможности применения упрощенной системы налогообложения по заявлению от 16.07.2008, на налоговый орган возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав заявителя путем направления ему в месячный срок с даты принятия решения уведомления о применении упрощенной системы налогообложения с момента создания согласно заявлению Общества от 16 июля 2008 г.
При этом суды исходили из соблюдения заявителем условий, предусмотренных п. 2 ст. 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации, а также из того, что выбор специального режима - упрощенной системы налогообложения носит уведомительный характер, поэтому несвоевременная подача заявления о переходе на названную систему налогообложения не может служить основанием для отказа Обществу в ее выборе.
Законность судебных актов проверена в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой Инспекции ФНС России N 17 по г. Москве, в которой налоговый орган повторил доводы апелляционной жалобы.
В судебном заседании Инспекцией поддержаны доводы кассационной жалобы.
В соответствии с п. 1 ст. 346.11 НК РФ переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно, в порядке, предусмотренном главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу п. 2 ст. 346.13 НК РФ вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с абзацем вторым п. 2 ст. 84 НК РФ. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель вправе применять упрощенную систему налогообложения с даты постановки их на учет в налоговом органе.
Как следует из материалов дела, Общество было зарегистрировано 09 июля 2008 г., что подтверждается свидетельством о внесении записи о его создании в Единый государственный реестр юридических лиц, и тогда же поставлено на учет в налоговом органе. Налогоплательщик 16 июля 2008 г. обратился в Инспекцию с заявлением о переходе на упрощенную систему налогообложения (УСН) с выбором в качестве объекта налогообложения доходов, уменьшенных на величину расходов. По результатам рассмотрения заявления налоговым органом в соответствии с приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 19.09.2002 N ВГ-3-22/495 вынесено уведомление о невозможности применения упрощенной системы налогообложения от 18 июля 2008 г. N 4655 (исх. N 05/2-15/12805 от 24.07.2008 г.), при этом основанием для его вынесения явилось то, что заявление подано Обществом в налоговый орган с нарушением пятидневного срока, установленного п. 2 ст. 346.13 НК.
Между тем, суды, исследовав доказательства, применив ст. 6.1, 346.13 НК РФ, установили, что срок подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения истекал 16.07.2008, когда Обществом было подано заявление. Данные обстоятельства не опровергаются налоговым органом в кассационной жалобе.
Кроме того, суды, руководствуясь положениями статей 346.11, 346.12, 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации, сделали вывод о том, что выбор специального режима - упрощенной системы налогообложения носит уведомительный характер, в связи с чем подача заявления по истечении пяти дней с момента постановки на учет в налоговом органе не может служить основанием для отказа Обществу в выборе специального режима налогообложения.
Изложенные выводы соответствуют сложившейся судебно-арбитражной практике (постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 27.08.2009 N КА-А40/6972-09, от 25.12.2008 N КА-А41/12220-08, от 14.05.2008 N КА-А41/3941-08, определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.01.2010 N ВАС-18114/09, от 13.07.2010 N ВАС-8567/10).
В связи с этим Инспекция ссылается на то, что уведомление о невозможности применения упрощенной системы налогообложения не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика, так как не влечет для него правовых последствий в связи с отсутствием у налоговых органов права на запрет налогоплательщикам в применении той или иной системы налогообложения.
В соответствии со статьей 137 НК РФ каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если по мнению этого лица такие акты, действия или бездействие нарушают его права.
Судами установлено, что в период с октября 2008 г. заявитель начал представлять в Инспекцию декларации по упрощенной системе налогообложения и авансовые расчеты по страховым взносам на ОПС (л.д. 22 - 23).
Согласно материалам дела 02.11.2009 налоговым органом принято решение N 2340 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке за непредставление налоговых деклараций по единому социальному налогу, налогу на добавленную стоимость, налогу на имущество организаций, налогу на прибыль организаций (л.д. 37 - 38).
В связи с этим Общество, начиная с ноября 2009 г., стало подавать декларации в Инспекцию по указанным налогам, а также продолжало подавать отчетность по УСН. Поэтому не принимается довод Инспекции о том, что заявитель не является организацией, перешедшей на УСН, в связи подачей в налоговый орган указанной налоговой отчетности по ЕСН, НДС, налогу на прибыль, налогу на имущество.
Между тем, согласно материалам дела налогоплательщик подал жалобу на незаконные действия Инспекции в Управление ФНС России по г. Москве, в которой сообщал об отсутствии у него обязанности представлять налоговые декларации по ЕСН, НДС, налогу на имущество организаций, налогу на прибыль организаций в связи с применением упрощенной системы налогообложения и о необоснованности вынесения Инспекцией решения о приостановлении операций по счетам от 02.11.2009. Из ответа Управления от 10.12.2009 г. N 21-19/131361 на данную жалобу следует, что вышестоящий налоговый орган указал, что предусмотренный ст. 346.13 НК РФ пятидневный срок не является пресекательным и пропуск этого срока не влечет отказ в переходе на упрощенную систему налогообложения, однако, поскольку решение Инспекции от 02.11.2009 N 2340 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика было отменено налоговым органом, Управление пришло к выводу об урегулировании спора и прекратило производство по жалобе (л.д. 46 - 47).
Как следует из материалов дела, налоговый орган не ссылается на доказательства отсутствия у заявителя иных оснований, кроме нарушения указанного срока, для применения упрощенной системы налогообложения.
Вместе с тем, судами установлено, что 25.01.2010 Инспекцией составлен акт N 3937 об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений предусмотренных статьями 120, 122, 123 НК РФ). При этом выявленное нарушение, предусмотренное п. 1 ст. 119 НК РФ, состояло в представлении Обществом налоговой декларации по налогу на имущество за 2008 г. в более поздний срок, чем предусмотрено Налоговый кодексом Российской Федерации (л.д. 35-36). Кроме того, Инспекция направила на обращение заявителя ответ от 26.01.2010 г. за исх. N 05/2-15/00360 (л.д. 6), согласно которому Инспекция отказала заявителю в выдаче уведомления о возможности применения упрощенной системы налогообложения в силу нарушения срока, установленного п. 2 ст. 346.13 НК РФ.
На основании изложенного суды пришли к выводу, что данные действия Инспекции повлекли для заявителя необходимость подачи налоговых деклараций по ЕСН, НДС, налогу на прибыль и налогу на имущество, что является нарушением прав и законных интересов Общества, заявившего о применении упрощенной системы налогообложения. Поэтому судами признаны незаконными действия Инспекции, выразившиеся в невыдаче уведомления о возможности применения упрощенной системы налогообложения, в связи с чем у суда кассационной инстанции в силу пределов полномочий, установленных п. 2 ч. 1 ст. 287 АПК РФ, оснований для переоценки обстоятельств, оцененных судами первой и апелляционной инстанций, не имеется.
В соответствии с приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 19.09.2002 N ВГ-3-22/495 "Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения" (действовавшим в период подачи заявителем 16.07.2008 заявления о переходе на УСН) в целях реализации положений главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации утверждены формы документов, рекомендуемые для применения организациями и индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения, согласно приложениям к настоящему Приказу.
Пунктом 1.3 данного приказа утверждена форма N 26.2-3 "Уведомление о невозможности применения упрощенной системы налогообложения" (приложение N 3).
В настоящий момент действует приказ ФНС России от 13.04.2010 N ММВ-7-3/182@ "Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения", согласно которому в целях реализации положений статьи 346.13 главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации утверждена форма N 26.2-3 "Уведомление об отказе от применения упрощенной системы налогообложения" согласно приложению N 3 к настоящему приказу (п. 1.3 приказа).
В соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
С учетом изложенного суды в данном конкретном случае в порядке устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя обязали Инспекцию выдать заявителю уведомление о применении упрощенной системы налогообложения.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены судебных актов.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 05 июля 2010 г. Арбитражного суда г. Москвы и постановление от 20 сентября 2010 г. Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-16227/10-4-87 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции ФНС России N 17 по г. Москве без удовлетворения.
Председательствующий-судья |
Э.Н.Нагорная |
Судьи |
Т.А.Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.