Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 23 марта 2011 г. N Ф05-1765/2011 по делу N А40-79764/10-119-441
г. Москва
23 марта 2011 г. |
N КА-А40/1970-11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2011 года
Полный текст постановления изготовлен 23 марта 2011 года
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В. А.,
судей Латыповой Р. Р., Туболец И. В.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) - Минздрав и соцразвития Самарской области - Бутолин Д.С. - дов. от 29.12.2010 г. N 75
от ответчика - ФАС России - Кузнецова Я.В. - дов. от 12.04.2010 г. N ИА/10307, Бобровская Ю.В. - дов. от 01.06.2010 г. N ИА/16847
от третьего лица - ООО "Коммед Кардио", Главное управление организации торгов Самарской области - не явились (извещены надлежаще)
рассмотрев 17 марта 2011 г. в судебном заседании кассационную жалобу Федеральной антимонопольной службы на решение от 15 сентября 2010 года Арбитражного суда города Москвы, принятое судьей Быковой Ю.Л. на постановление от 22 декабря 2010 года Девятого арбитражного апелляционного суда, принятое судьями Цымбаренко И.Б., Бекетовой И.В., Поповым В.И. по делу N А40-79764/10-119-441, по заявлению Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области к Федеральной антимонопольной службе о признании недействительными решения и предписания третьи лица: ООО "Коммед Кардио"; Главное управление организации торгов Самарской области, установил:
Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области (далее - Минздравсоцразвития, министерство) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением об оспаривании решения и предписания Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России, антимонопольный орган) от 07.06.2010 г. по делу N К-375/10.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 15.09.2010 г., оставленного без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2010 г., заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, антимонопольный орган обратился в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.
Законность принятых судебных актов проверяется судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 284, 286 АПК РФ.
Представители ФАС России в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в жалобе.
Представитель Министерства против доводов жалобы возражал по основаниям, изложенным в оспариваемых судебных актах и отзыве, в котором выражается несогласие с изложенной ФАС России позицией.
Представители третьих лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежаще. Суд, руководствуясь ч. 3 ст. 284 АПК РФ, считает возможным рассмотреть поданную жалобу в отсутствие представителей ООО "Коммед Кардио" и Главного управления организации торгов Самарской области.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыв на нее, заслушав представителей сторон, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых судебных актов по следующим обстоятельствам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 11.05.2010 г. министерство объявило о проведении открытого аукциона на поставку медицинского оборудования для оснащения травматологических центров государственных и муниципальных учреждений Самарской области.
2 июня 2010 г. в антимонопольный орган поступила жалоба ООО "Коммед Кардио" о нарушении министерством при проведении аукциона положений Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Рассмотрев поданную жалобу, а также проведя внеплановую проверку, 07.06.2010 г. ФАС России вынесла оспариваемое решение, в соответствии с которым признал в действиях министерства нарушения п. 3.1 ст. 34 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
На основании вынесенного решения ФАС России 07.06.2010 г. выдал Минздравсоцразвития предписание, которым обязал последнего исключить из технического задания документации об аукционе требования, которые влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа, представляющих основных производителей; продлить срок подачи заявок на пятнадцать дней со дня размещения изменений на официальном сайте, ранее поданные заявки вернуть участникам размещения заказа и в срок до 22.06.2010 представить подтверждение выполнения предписания.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения министерства в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из незаконности оспариваемого решения и предписания антимонопольного органа, поскольку он не имел правовых оснований для их вынесения и проведения проверки, поскольку ООО "Коммед Кардио" не являлось участником аукциона.
В силу части 1 статьи 57 Закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ любой участник размещения заказа имеет право обжаловать в судебном порядке, а также в порядке, предусмотренном главой 8 Закона, действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника размещения заказа.
Участниками размещения заказов являются лица, претендующие на заключение государственного или муниципального контракта. Участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель (часть 1 статьи 8 Закона).
Внеплановая проверка в силу ч. 5 ст. 17 Закона осуществляется в случае обращения участника размещения заказа с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации или оператора электронной площадки либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, поступления информации о нарушении законодательства Российской Федерации и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов, а также в целях контроля за исполнением предписаний, выданных в соответствии с частью 9 названной статьи.
Из анализа приведенных норм следует, что лицо становится участником размещения заказов с того момента, когда оно в установленном порядке открыто изъявило желание заключить государственный или муниципальный контракт.
ООО "Коммед Кардио" таких действий не выполняло, а сам по себе факт его ознакомления с документацией в электронном виде не может рассматриваться как необходимое и достаточное условие для признания жалобы поданной надлежащим субъектом.
Как правильно отметили суды, ФАС России было вправе рассмотреть поданную ООО "Коммед Кардио" жалобу только в случае, если бы данная организация в установленном порядке подало заявку на участие в объявленном аукционе.
Доказательств, свидетельствующих о том, что указанная организация известила министерство о своем намерении претендовать на заключение государственного контракта, ФАС России в нарушение положений статьи 65 АПК РФ не представила.
При данных обстоятельствах Федеральный арбитражный суд Московского округа не имеет оснований для отмены принятых судебных актов.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования судов и им дана надлежащая правовая оценка.
Иная оценка заявителем установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование закона не означают судебной ошибки.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушения норм процессуального права не установлено.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 15 сентября 2010 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 декабря 2010 г. по делу N А40-79764/10-119-441 оставить без изменения, кассационную жалобу ФАС России - без удовлетворения.
Председательствующий-судья |
В.А. Долгашева |
Судьи |
Р.Р. Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.