г. Москва
31.01.2011 г. |
N КГ-А40/16956-10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 31 января 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Стрельникова А.И.
судей Денисовой Н.Д., Кузнецова В.В.
при участии в заседании:
от заявителя - Гунов В.Ю., доверенность N 58 от 27.09.2010 года;
от ответчика - Столярова А.О., доверенность N 33-И-3159/10 от 27.12.2010 года, Николаев А.А., доверенность N 33-И-3177/10 от 27.12.2010 года
рассмотрев 24.01.2011 г. в судебном заседании кассационную жалобу
Департамента земельных ресурсов гор. Москвы
на решение от 26 августа 2010 года
Арбитражного суда гор. Москвы,
принятое судьей Уточкиным И.Н.,
на постановление от 26 октября 2010 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Пронниковой Е.В., Гончаровым В.Я., Якутовым Э.В.,
по заявлению ООО "Система-Лизинг"
к Департаменту земельных ресурсов гор. Москвы
об оспаривании решения N 33-5Т3-104/10-104 от 01 марта 2010 года,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Система-Лизинг" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным решения Департамента земельных ресурсов г. Москвы от 01.03.2010 N 33-5ТЗ-104/10-104 об отказе в предоставлении (оформлении) в собственность ООО "Система-Лизинг" земельного участка кадастровый номер 77:03:06009:026 общей площадью 820 кв.м. по адресу: Москва, ул.1-я Владимирская, вл.26А.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 26.08.2010 года, заявление ООО "Система-Лизинг" удовлетворено в полном объеме. Кроме того, суд обязал Департамент земельных ресурсов г. Москвы издать распорядительный акт о предоставлении (оформлении) в собственность ООО "Система-Лизинг" земельного участка кадастровый номер 77:03:06009:026 общей площадью 820 кв.м. по адресу: Москва, ул.1-я Владимирская, вл. 26А в десятидневный срок с даты вступления в законную силу решения.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2010 года данное решение оставлено без изменения.
В обоснование принятых судебных актов суды первой и апелляционной инстанций указали, что отказ в предоставлении в собственность земельного участка является незаконным, поскольку заявителем в департамент представлены все необходимые документы в точном соответствии с перечнем документов, указанных в приложении к приказу Министерства экономического развития и торговли РФ от 30.10.2007 N 370.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ответчик обратился с кассационной жалобой, в которой просит оспариваемые судебные акты отменить и принять новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на то, что оспариваемый отказ является законным и обоснованным. Указал, что арендатором не исполнен п. 4.4 договора аренды земельного участка, согласно которому он был обязан в течение года снести находящееся на земельном участке металлическое ограждение и благоустроить территорию.
В заседании суда кассационной инстанции представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе в полном объеме.
Представитель истца против доводов кассационной жалобы возражал, по мотивам, изложенным в представленном письменном отзыве.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и представленного на нее отзыва, заслушав представителей лиц, участвующих в деле и явившихся в судебное заседание, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как усматривается из материалов дела, заявитель является собственником капитального нежилого здания, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 19.06.2008 77АЖ 968423, расположенного на земельном участке по адресу: г. Москва, ул.Владимирская 1-я, вл.26А, с кадастровым номером 77:03:06009:026. ООО "Система-Лизинг" обратилось в Департамент земельных ресурсов г. Москвы с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок с кадастровым номером 77:03:06009:026, расположенный по адресу: г. Москва, ул.Владимирская 1-я, вл.26А. По результатам рассмотрения заявления Территориальным управлением в Восточном административном округе Департамента земельных ресурсов г. Москвы было вынесено решение об отказе в предоставлении земельного участка в собственность ООО "Система-Лизинг", оформленное письмом от 01.03.2010 г. N 33-5Т3-104/10-104. При этом, отказ мотивирован тем, что земельный участок площадью 820 кв.м., расположенный по адресу г. Москва, ул.Владимирская 1-я, д.26А, был предоставлен ООО "Система" по договору аренды от 31.10.2005 г. N М-03-025456 сроком действия до 28.02.2030 для эксплуатации административно-хозяйственного здания.
На основании договора купли-продажи недвижимого имущества N 190-03/-07 от 15.03.2007 г., дополнительного соглашения от 18.03.2008 г. к нему, заключенному между ООО "Система" и ООО "Система-Лизинг", последнему перешло право собственности на здание площадью 836 кв.м. по адресу: г. Москва, ул.Владимирская 1-я, д.26А., а в соответствии с п. 4.4 раздела 4 "Особые условия" договора аренды от 31.10.2005 г. N М-03-025456 арендатор - ООО "Система" в течение года был обязан снести металлическое ограждение и благоустроить территорию. В связи с тем, что условия договора выполнены не были, проект распорядительного документа о предоставлении ООО "Система-Лизинг" земельного участка в собственность Префектурой Восточного административного округа г. Москвы не согласован. Пункт 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ устанавливает, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Согласно пункту 5 статьи 36 ЗК РФ, для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса РФ установлено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора. Согласно ст. 29 Земельного кодекса РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков, в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 Кодекса.
Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности города, осуществляет город Москва в лице его Правительства, уполномоченного им органа исполнительной власти города Москвы, в данном случае - Департамента земельных ресурсов города Москвы, в соответствии с установленным порядком управления и распоряжения землями города Москвы.
Согласно ст. 8 Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве", земельные участки, распоряжение которыми осуществляют органы исполнительной власти города Москвы, могут быть предоставлены в аренду, собственность гражданам и юридическим лицам в соответствии с федеральным законодательством, настоящим Законом и иными правовыми актами города Москвы при условии соблюдения обременений и ограничений по использованию этих земельных участков. В силу п. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. При чем, перечень оснований для отнесения земельных участков к участкам, изъятым из оборота или ограниченных в обороте, содержится в п.п. 2, 4 ст. 27 Земельного кодекса РФ и является исчерпывающим.
Учитывая, что к заявлению о предоставлении в собственность земельного участка от 20.04.2009 г. N 52 Обществом были приложены все необходимые документы, указанные в приложении к Приказу Министерства экономического развития и торговли РФ от 30.10.2007 N 370, и данное обстоятельство ответчиком не оспаривается, то суд первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых судебных актов судами были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального права и направленные на переоценку доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
А поэтому руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда гор. Москвы от 26 августа 2010 года и постановление 26 октября 2010 года Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-67752/10-92-332 оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента земельных ресурсов гор. Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий - судья |
А.И. Стрельников |
Судьи |
Н.Д. Денисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.