г. Москва
14 января 2011 г. |
N КГ-А40/15710-10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 января 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 января 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Нужнова С.Г.
судей Кузнецова В.В., Стрельникова А.И.
при участии в заседании:
от истца Лисина Ю.Н., дов. от 12.05.2010г. б/н
от ответчика неявка, извещен
от третьего лица неявка, извещено
рассмотрев 12 января 2011 г. в судебном заседании кассационную жалобу
Росимущества (ответчик)
на решение от 17 марта 2010 г. Арбитражного суда г. Москвы
принятое судьей Дейна Н.В.
на постановление от 05 октября 2010 г. N 09АП-11529/2010
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Якутовым Э.В., Поташовой Ж.В., Цымбаренко И.Б.
по иску (заявлению) ООО "Снабсервис"
о признании незаконными действий и обязании принять решение
к Росимуществу
третье лицо: ТУ Росимущества в Ивановской области
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Снабсервис" (далее - ООО "Снабсервис") обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением, с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество), третье лицо - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ивановской области (далее - ТУ Росимущества в Ивановской области), о признании незаконными действий ответчика, выраженных в письме от 14.10.2009г. N 10/1188, адресованном ТУ Росимущества по Ивановской области, о возврате на доработку представленных ООО "Снабсервис" документов на выкуп находящегося в собственности Российской Федерации земельного участка с кадастровым номером 38:24:040902:77, расположенного по адресу: Ивановская область, г.Иваново, ул.25 Линия, д.3 и образованного в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 37:24:040902:0010, обязании ответчика принять решение о предоставлении этого земельного участка в собственность ООО "Снабсервис" и в десятидневный срок с даты вступления в силу решения подготовить проект договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка и направить его ООО "Снабсервис" для заключения, ссылаясь на предоставленное пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам и юридическим лицам исключительное право на приватизацию земельных участков, на которых расположены принадлежащие им на праве собственности здания, строения и сооружения, и на неправомерность требований ответчика о предоставлении дополнительных документов, не предусмотренных приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007г. N 370.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 17 марта 2010 г. по делу N А40-168545/09-147-1174, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 05 октября 2010 г. N 09АП-11529/2010 требования удовлетворены.
Дополнительным решением от 14 июля 2010 г. Арбитражный суд г. Москвы обязал Росимущество в месячный срок с даты вступления в законную силу решения подготовить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 38:24:040902:77 по адресу: Ивановская область, г.Иваново, ул.25 Линия, д.3, направив его в адрес ООО "Снабсервис" для заключения.
При принятии судебных актов суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам об отсутствии у Росимущества оснований для возврата на доработку представленных заявителем - ООО "Снабсервис" документов по приведенным в письме от 14.10.2009г. N 10/1188 доводам, необоснованности замечаний Росимущества к оформлению кадастрового паспорта земельного участка, представленного заявителем по установленной форме, а также на утверждение границ земельного участка и определения его размера распоряжением ТУ Росимущества по Ивановской области от 31.07.2008г. N 384.
В кассационной жалобе на вынесенные по делу судебные акты ответчик - Росимущество ссылается на уклонение судов от выяснения вопроса о необходимости использования испрашиваемого заявителем земельного участка общей площадью 61.030 кв.м. для эксплуатации находящихся на нем и принадлежащих на праве собственности заявителю объектов недвижимости общей площадью 24.420,2 кв.м., на несоответствие представленных заявителем документов установленному пунктом 7 приказа Минэкономразвития России от 30.10.2007г. N 370 перечню документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, а также на отсутствие у суда полномочий по принуждению Росимущества к принятию решения о предоставлении в собственность ООО "Снабсервис" испрашиваемого земельного участка, поскольку полномочия по проверке на соответствие законодательству представленных заявителем документов на приватизацию земельного участка предоставлены только Росимуществу, в связи с чем просит решение от 17 марта 2010 г. и постановление от 05 октября 21010 г. отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Заявитель - ООО "Снабсервис" поддерживает приведенные в ранее представленном отзыве доводы о представлении всех предусмотренных приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007г. N 370 документов, необходимых для принятия ответчиком решения о приватизации испрашиваемого земельного участка, а также иных дополнительных документов, обязанность представления которых не возлагается на заявителя, в том числе, проекта территориального землеустройства земельного участка с кадастровым номером 37:24:040902:0010, из которого был образован испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 38:24:040902:77, и распоряжения ТУ Росимущества по Ивановской области от 31.07.2008г. N 384, которым был утвержден проект границ и площадь выкупаемого земельного участка, о возврате Росимуществом документов на доработку без указания, какие именно документы из указанных в пункте 7 приказа Минэкономразвития России от 30.10.2007г. N 370 не были представлены вместе с заявлением о выкупе испрашиваемого земельного участка, а также ссылается на избрание надлежащего способа защиты своих нарушенных прав, поскольку способом устранения и восстановления нарушенного права на приватизацию испрашиваемого земельного участка является именно обязание ответчика подготовить и направить в адрес заявителя проект договора купли-продажи данного земельного участка, просит судебные акты оставить без изменения.
Третье лицо - ТУ Росимущества в Ивановской области в представленном отзыве поддерживает приведенные в кассационной жалобе доводы и требования ответчика - Росимущества и просит рассмотреть кассационную жалобу этого лица без участия своего представителя.
Надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства ответчик и третье лицо явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие этих лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя заявителя - ООО "Снабсервис" и проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты отмене не подлежат в связи со следующим.
Как усматривается из материалов дела, ООО "Снабсервис" является собственником десяти объектов недвижимости, расположенных по адресу: г.Иваново, ул.25 Линия, д.3:
- закрытого склада метизов общей площадью 1.728,8 кв.м. (запись регистрации от 26.09.2003г. N 37-01/24-45/2003-198);
- здания администрации общей площадью 2.120,8 кв.м. (запись регистрации от 26.09.2003г. N 37-01/24-45/2003-196);
- автовесовой общей площадью 134,4 кв.м. (запись регистрации от 26.09.2003г. N 37-01/24-45/2003-197);
- закрытого склада общей площадью 1.493,1 кв.м. (запись регистрации от 26.09.2003г. N 37-01/24-45/2003-199);
- нежилого здания общей площадью 1.691,6 кв.м. (запись регистрации от 23.10.2003г. N 37-01/24-53/2003-31);
- маслосклада общей площадью 22,3 кв.м. (запись регистрации от 20.12.2004г. N 37-01/24-64/2004-340);
- эстакады склада N 1 протяженностью 278,0 кв.м.(запись регистрации от 20.12.2004г. N 37-01/24-64/2004-336);
- здания автогаража общей площадью 421,9 кв.м. (запись регистрации от 05.11.2004г. N 37-01/24-66/2004-19);
- эстакады склада N 5 общей площадью 216,0 кв.м. (запись регистрации от 05.11.2004г. N 37-01/24-66/2004-17);
- тепловозного депо общей площадью 144,0 кв.м. (запись регистрации от 05.11.2004г. N 37-01/24-66/2004-21).
Земельный участок площадью 61.030 кв.м., на котором находятся принадлежащие ООО "Снабсервис" на праве собственности объекты недвижимости, предоставлен этому лицу в аренду на основании дополнительного соглашения от 01.10.2008г. N 1 к договору аренды от 27.03.2007г. N 08/07.
Земельный участок площадью 61.030 кв.м. с кадастровым номером 38:24:040902:77, расположенный по адресу: Ивановская область, г.Иваново, ул.25 Линия, д.3, образован в результате раздела находящегося в федеральной собственности земельного участка с кадастровым номером 37:24:040902:0010. Границы и площадь этого земельного участка утверждены распоряжением ТУ Росимущества по Ивановской области от 31.07.2008г. N 384.
ООО "Снабсервис" 04.12.2008г. обратилось в ТУ Росимущества в Ивановской области с заявлением о приватизации земельного участка с кадастровым номером 37:24:040902:77 общей площадью 61.030 кв.м, расположенного по адресу: г.Иваново, ул.25 Линия, д.3, которое было направлено в Росимущество для принятия решения по существу.
Письмом Росимущества от 01.04.2009г. N 10/366 заявление и приложенные к нему документы были возвращены заявителю - ООО "Снабсервис" на доработку в связи с отсутствием в представленном кадастровом паспорте земельного участка от 01.10.2008г. N 24/08-16732 сведений о расположенных на нем зданиях, строениях и сооружениях, а также документа, подтверждающего полномочия генерального директора ООО "Снабсервис".
ООО "Снабсервис" повторно обратилось в ТУ Росимущества в Ивановской области с заявлением от 01.06.2009г. о приватизации земельного участка с кадастровым номером 37:24:040902:77 общей площадью 61.030 кв.м, расположенного по адресу: г.Иваново, ул.25 Линия, д.3, приложив к нему документы, предусмотренные приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007г. N 370, а также дополнительные документы, в т.ч. проект территориального землеустройства земельного участка с кадастровым номером 37:24:040902:0010, из которого был образован выкупаемый земельный участок с кадастровым номером 37:24:040902:77, а также ответ Территориального отдела N 9 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ивановской области от 08.05.2009г. N 9/10-438, согласно которому в переходный период до 01.01.2010 г. внесение данных о частях земельных участков под зданием, строением, сооружением в Реестр земельных участков как в графическом, так и в текстовом виде не производится.
Письмом Росимущества от 14.10.2009г. N 10/1188 документы заявителя - ООО Стройсервис" были направлены в ТУ Росимущества в Ивановской области на доработку в связи с отсутствием в представленном кадастровом паспорте земельного участка от 01.10.2008г. N 24/08-16732 сведений о расположенных на нем зданиях, строениях и сооружениях, невозможности сделать вывод о наличии или отсутствии на испрашиваемом земельном участке объектов недвижимости, принадлежащих третьим лицам, а также для представления документов, обосновывающих целесообразность передачи земельного участка в указанных границах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в названной статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден приказом Минэкономразвития и торговли России от 30.10.2007г. N 370.
В соответствии с пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в месячный срок со дня поступления заявления о приобретении прав на земельный участок принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия соответствующего решения исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Установив, что ООО "Стройсервис" представило все предусмотренные законом и необходимые для приобретения земельного участка документы, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о незаконности действий Росимущества по возврату на доработку представленных ООО "Снабсервис" документов.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005г. N 11, в тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или местного самоуправления не направляет ему проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В случае признания действий (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконными суд обязывает этот орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.
Следовательно, обязывая Росимущество принять решение о предоставлении испрашиваемого ООО "Снабсервис" земельного участка в собственность и направить этому лицу проект договора, суды первой и апелляционной инстанций не вышли за пределы предоставленных им полномочий.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 17 марта 2010 г. и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 05 октября 2010 г. N 09АП-11529/2010 по делу N А40-168545/09-147-1174 оставить без изменения, а кассационную жалобу Росимущества - без удовлетворения.
Председательствующий-судья |
С.Г.Нужнов |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.