г. Москва
07 декабря 2010 г. |
N КГ-А41/14013-10-1,2 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 декабря 2010 года
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Зверевой Е.А.
судей Кобылянского В.В., Стрельникова А.И.
при участии в заседании:
от ФГУП "ФТ-Центр" - Абдулкадырова Т.К., дов. N 194 от 01.09.2010г.
от МСП "Ритуал" - Орлов А.С., дов. от б/н от 23.04.2010г.
от Комитета по управлению имущество Администрации городского округа Химки Московской области - Рогозина Е.Ю., дов. N 1575 от 05.07.2010г.
от Росимущества, Управление Росреестра по Московской области - неявка, извещены
рассмотрев 30 ноября 2010г. в судебном заседании кассационные жалобы Комитета по управлению имущество Администрации городского округа Химки Московской области и Муниципального специализированного предприятия г.Химки "Ритуал"
на постановление 26 августа 2010г.
Десятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Ивановой Л.Н., Диаковской Н.В., Ханашевичем С.К.
по иску (заявлению) ФГУП "ФТ-Центр"
о выселении
к МСП "Ритуал"
третьи лица: Росимущество, Управление Росреестра по Московской области, Комитет по управлению имущество Администрации городского округа Химки Московской области, Администрация муниципального образования Химкинский район Московской области, установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный компьютерный центр фондовых и товарных технологий (ФТ-Центр)" (далее по тексту - ФГУП "ФТ-Центр") обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Муниципальному специализированному предприятию городского округа Химки "Ритуал" (далее по тексту - МСП ГО Химки "Ритуал") о выселении из части помещений 9, комнаты 3-5, 15, площадью 48,3 кв.м., расположенных на первом этаже здания по адресу: Московская область, г. Химки, пр-т Мельникова, д. 10, обязав его передать ФГУП "ФТ-Центр" в освобожденном виде.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество), Комитет по управлению имущество Администрации городского округа Химки Московской области (далее - КУИ Администрации городского округа Химки Московской области), Администрация муниципального образования Химкинский район Московской области, Управления Федеральной регистрационной службы по Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 25 мая 2010 года в удовлетворении исковых требований ФГУП "ФТ-Центр" отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 26 августа 2010г. по этому же делу решение суда от 25 мая 2010г. отменено, суд апелляционной инстанции постановил: выселить МСП ГО Химки "Ритуал" из части помещений 9, комнаты 3-5, 15, площадью 48,3 кв.м., расположенных на первом этаже здания по адресу: Московская область, г. Химки, пр-т Мельникова, д. 10, обязав его передать ФГУП "ФТ-Центр" в течение месяца со дня принятия настоящего постановления.
На постановление суда апелляционной инстанции КУИ Администрации городского округа Химки Московской области и МСП ГО Химки "Ритуал" поданы кассационные жалобы, в которых они просят отменить постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 26 августа 2010г. полностью и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражного суда Московской области, ссылаясь на то, что суд апелляционной инстанции вышел за рамки рассмотрения заявленного истцом требования, а именно: указал на незаконное нахождение данной организации в вышеуказанном помещении, что не соответствует действительности, и не принял во внимание тот факт, что право собственности на данное помещение никем и никогда не оспаривалось.
КУИ Администрации городского округа Химки Московской области в своей жалобе также ссылается на то, что судом не рассматривался и не исследовался вопрос соответствия перечня передаваемого в муниципальную собственность имущества Приложению N 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991г. N 3020-1, в связи с чем считает незаконным признание судом апелляционной инстанции недействительным Постановления Главы Администрации Московской области от 15.12.1994г. N 285 "О разграничении собственности на объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения и нежилые помещения"; что суд апелляционной инстанции не привлек к участию в деле ОАО "Энергомаш", чьи права могут быть затронуты; и указал на неисследованность вопроса, касающегося технических характеристик спорного помещения.
МСП ГО Химки "Ритуал" в жалобе указывает на то, что судом неправильно было определено процессуальное положение третьих лиц - КУИ Администрации городского округа Химки Московской области и Администрации муниципального образования Химкинский район Московской области, и что необходимо было привлечь к участию в деле ГУП МО "МОБТИ".
В судебном заседании заявители жалоб - КУИ Администрации городского округа Химки Московской области и МСП ГО Химки "Ритуал" поддержали доводы и требования кассационных жалоб.
ФГУП "ФТ-Центр" приведенные в кассационных жалобах доводы считает необоснованными, просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц и проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемый судебный акт отмене не подлежит в связи со следующим.
Как усматривается из материалов дела, распоряжением Министерства имущественных отношений от 20 ноября 2002 года N 3901-р (в редакции распоряжения Росимущества от 14 декабря 2004 года N 967-р) за Федеральным государственным унитарным предприятием "ВПК-Инвест" были закреплены на праве хозяйственного ведения нежилые помещения (1 этаж, 17а, 25-32, 32а, 33-40, 40а, 41-45, площадью 531,2 кв.м., часть помещения 9, комн. 3-5, 15, площадью 48,3 кв.м.).
06 июня 2007 года ФГУП "ВПК-Инвест" на основании распоряжения Федерального агентства по управлению государственным имуществом N 3609р прекратило свою деятельность, присоединившись в порядке реорганизации в ФГУП "Федеральный компьютерный центр фондовых и товарных информационных технологий (ФТ-Центр)", к которому в соответствии с пунктом 1 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 31 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" перешли все права и обязанности присоединенного к нему унитарного предприятия в соответствии с передаточным актом. Данные помещения были внесены в реестр федерального имущества (выписки из реестра федерального имущества от 12 ноября 2008 года N 565/2; N 565/4; N 565/3).
ФГУП "ФТ-Центр" 08 сентября 2009г. была проведена проверка использования и технического состояния переданных ему по передаточному акту зданий, строений, в ходе которой было установлено пользование спорным имуществом - 1 этаж, часть помещ.9, комн. 3-5, 15, площадью 48,3 кв.м. по адресу: Московская область, г. Химки, пр-т Мельникова, д. 10, сторонней организацией - Муниципальным специализированным предприятием городского округа Химки "Ритуал".
Данные обстоятельства явились основанием для обращения ФГУП "ФТ-Центр" в арбитражный суд с настоящим иском.
Как усматривается из материалов дела, в томе 2 (л.д. 68) имеется свидетельство о праве собственности Российской Федерации на нежилое помещение, назначение: нежилое, общая площадь 48,3 кв.м., этаж 1, адрес объекта: Московская область, г. Химки, пр. Мельникова, д. 10, пом. 9 (часть), кадастровый номер 50-50-10/028/2008-358, выданное 19 сентября 2008 года.
19 сентября 2008 года истцу выдано свидетельство о праве хозяйственного ведения на указанное помещение (т. 2 л.д. 69).
Из технического описания нежилого помещения N 9 (часть) литер А, расположенного по пр. Мельникова, д. 10 г. Химки (поэтажный план), закрепленного за истцом на праве хозяйственного ведения, усматривается, что спорное помещение идентично помещению, указанному в приложении к договору аренды N 3995 от 07 декабря 2009 года, заключенному между КУИ Администрации городского округа Химки и Московской области и МСП ГО Химки "Ритуал".
Ссылка на поэтажный план помещения, как приложения к договору аренды, указана в пункте 1.1 договора.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что ответчик занимает помещение, которое является федеральной собственностью и зарегистрировано на праве хозяйственного ведения за истцом.
В силу требований статьи 305 Гражданского кодекса Российской Федерации, права, предусмотренные статьями 301-304 Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором.
В связи с изложенным, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что исковые требования ФГУП "ФТ-Центр" о выселении ответчика из помещений, принадлежащих истцу на праве хозяйственного ведения, основаны на законе и подлежат удовлетворению.
Доводы кассационной жалобы о том, что договор аренды N 3995 от 07 декабря 2009г. не оспорен и не признан в судебном порядке недействительным, не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, в связи с наличием имеющейся правовой позиции и сложившейся судебной практики по данному вопросу (Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 февраля 1998 N 8 (п. 21), Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010г. N 10/22 (п.п. 34, 35)).
Довод кассационной жалобы относительно применения постановления Главы Администрации Московской области от 15 декабря 1994г. N 285 "О разграничении собственности на объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения и нежилые помещения" в части возникновения права муниципальной собственности на спорное помещение N 9 также не принимается во внимание в связи со следующим.
Из содержания вышеуказанного ненормативного правового акта усматривается, что передача имущества осуществлена в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 и Указа Президента Российской Федерации от 10 января 1993 года N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий".
Согласно пункту 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов и районов. В Приложении 3 указанного постановления жилищный фонд отнесен к муниципальной собственности.
Статьей 1 Закона Российской Федерации от 24 декабря 1992 года N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" установлено, что жилищный фонд есть совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые дома.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 01 января 1993 года N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий" при приватизации предприятий, находящихся в федеральной собственности, жилищный фонд в состав приватизируемого имущества включению не подлежит.
В пункте 5 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа (утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 01 июля 1992 года N 721) предусмотрено условие, которым запрещено включать в уставный капитал акционерного общества объекты социально-культурного, коммунально-бытового назначения и иные объекты, для которых действующим законодательством РФ предусмотрено ограничение или установлен особый режим приватизации.
На момент издания Главой Администрации Московской области постановления от 15 декабря 1994 года N 285 "О разграничении собственности на объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения и нежилые помещения" (приложение N 5 пункту 42-49) Федеральное государственное унитарное предприятие Научно-производственное объединение "Энергомаш" Российского космического агентства, чье имущество передано в муниципальную собственность, не было включено собственником в план приватизации, что подтверждается тем, что лишь спустя 4 года Мингосимуществом России издано распоряжение от 11 февраля 1998 года N 132-р "О приватизации Научно-производственного объединения энергетического машиностроения имени Академика В.П Глушко".
Кроме того, в соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 07 марта 1995 года N 235 объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий, не подлежащие приватизации передавались в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность в порядке, установленном распоряжением Президента Российской Федерации от 18 марта 1992 года N114-рп "Об утверждении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления права собственности".
В соответствии с пунктом 9 Положения, утвержденного распоряжением Президента Российской Федерации от 18 марта 1992 года N 114-рп в перечень объектов, передаваемых в муниципальную собственность, могут быть включены только объекты, относящиеся к муниципальной собственности, в соответствии с приложением 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1.
Государственное предприятие "Научно-производственное объединение энергетического машиностроения имени Академика В.П.Глушко" до приватизации находилось в ведомственном подчинении сначала Министерства промышленности Российской Федерации, впоследствии Государственного комитета по оборонным отраслям промышленности, Российского космического агентства и на момент законодательного разграничения общесоюзной собственности в Российской Федерации использовало спорное здание в своей уставной деятельности.
В силу пункта 3 раздела II приложения N 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 исключительно к федеральной собственности относились все предприятия, производящие системы и элементы вооружения, взрывчатые и отравляющие вещества, расщепляющиеся и радиоактивные материалы, ракетные носители, космические и летательные аппараты, военное снаряжение, предприятия и объекты, обеспечивающие обслуживание, запуск и сопровождение, космических аппаратов, осуществляющие ПИР и ОКР в указанных областях - независимо от доли военных заказов.
Поскольку спорное имущество не передавалось в муниципальную собственность, то орган местного самоуправления самостоятельно определил его как принадлежащее ему, что не допускается в отношении объектов, имеющих собственников.
Таким образом, суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод о том, что Администрация муниципального образования Химкинский район Московской области не приобрела право собственности на спорное помещение ни по одному из оснований, установленных действующим на тот момент законодательством, а потому не вправе было передавать его МСП "Ритуал" на основании аренды N 3995 от 07 декабря 2009 года, заключенного между КУИ Администрации городского округа Химки Московской области и Муниципальным специализированным предприятием городского округа Химки Московской области "Ритуал".
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что постановление Главы Администрации Московской области от 15 декабря 1994 года N 285 "О разграничении собственности на объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения и нежилые помещения" является недействительным.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого судебного акта, не усматривается, доводы заявителей кассационных жалоб направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, что является недопустимым в кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 августа 2010г. по делу N А41-42186/09 оставить без изменения, кассационные жалобы КУИ Администрации городского округа Химки Московской области и Муниципального специализированного предприятия г.Химки "Ритуал" - без удовлетворения.
Председательствующий-судья |
Е.А.Зверева |
Судьи |
В.В. Кобылянский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 3 раздела II приложения N 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 исключительно к федеральной собственности относились все предприятия, производящие системы и элементы вооружения, взрывчатые и отравляющие вещества, расщепляющиеся и радиоактивные материалы, ракетные носители, космические и летательные аппараты, военное снаряжение, предприятия и объекты, обеспечивающие обслуживание, запуск и сопровождение, космических аппаратов, осуществляющие ПИР и ОКР в указанных областях - независимо от доли военных заказов.
Поскольку спорное имущество не передавалось в муниципальную собственность, то орган местного самоуправления самостоятельно определил его как принадлежащее ему, что не допускается в отношении объектов, имеющих собственников.
Таким образом, суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод о том, что Администрация муниципального образования Химкинский район Московской области не приобрела право собственности на спорное помещение ни по одному из оснований, установленных действующим на тот момент законодательством, а потому не вправе было передавать его МСП "Ритуал" на основании аренды N 3995 от 07 декабря 2009 года, заключенного между КУИ Администрации городского округа Химки Московской области и Муниципальным специализированным предприятием городского округа Химки Московской области "Ритуал".
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что постановление Главы Администрации Московской области от 15 декабря 1994 года N 285 "О разграничении собственности на объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения и нежилые помещения" является недействительным."
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 7 декабря 2010 г. N Ф05-12775/2010 по делу N А41-42186/2009