г. Москва
24 января 2011 г. |
N КА-А40/16819-10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 января 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Бочаровой Н.Н.,
судей Коротыгиной Н.В., Черпухиной В.А.,
при участии в заседании:
от заявителя - Бондарев А.С. дов-ть от 22.11.10 N ЭХ-294/Д; Смирнов Д.А. дов-ть от 29.11.10 N ЭХ-208/Д; Бондарев А.Ю. дов-ть от 29.11.10 N ЭХ-301/Д;
от заинтересованного лица - МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 - Суховей Е.А. дов-ть от 29.01.10 N 187; ФНС России - Злобин А.В. дов-ть от 22.12.10 N ММВ-29-7/602;
рассмотрев 17.01.2011 в судебном заседании кассационные жалобы
МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 и ФНС России
на решение от 10.08.2010
Арбитражного суда г. Москвы,
принятое судьей Кофановой И.Н.
на постановление от 15.10.2010
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Сафроновой М.С., Марковой Т.Т., Румянцевым П.В.,
по заявлению ОАО "НК "Роснефть"
о признании частично недействительными решений
к МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1, ФНС России,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "НК "Роснефть" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительными решений МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 (далее - инспекция, налоговый орган) от 19.02.2009 N 52-17-14/366р в части предложения внести необходимые исправления в документы налогового и бухгалтерского учета, соответствующие отказу в возмещении НДС в сумме 62 235 572 рублей (пункт 2 резолютивной части); от 19.02.2009 N 52-17-14/365р в части отказа в возмещении НДС в сумме 62 235 572 рублей (пункт 3 резолютивной части) и предложения внести соответствующие необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета (пункт 4 резолютивной части); от 19.02.2009 N 52-17-14/364р в части предложения внести необходимые исправления в документы налогового и бухгалтерского учета, соответствующие отказу в возмещении НДС в сумме 104 080 064 рублей (пункт 4 резолютивной части), а также о признании недействительным решения ФНС России (далее - налоговая служба) от 11.12.2009 N 9-1-08/00501@ в части оставления решений инспекции от 19.02.2009 N 52-17-14/366р, N 52-17-14/365р, N 52-17-14/364р без изменения.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 10.08.2010 заявленные требования удовлетворены частично. Признаны частично недействительными решения инспекции от 19.02.2009 N 52-17-14/366р, N 52-17-14/365р, N 52-17-14/364р; в удовлетворении требований о признании частично недействительным решения ФНС России от 11.12.2009 N 9-1-08/00501@ отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2010 решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.08.2010 изменено. В части признания недействительным решения инспекции от 19.02.2009 N 52-17-14/366р об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части предложения внести необходимые исправления в документы налогового и бухгалтерского учета, соответствующие отказу в возмещении НДС в сумме 41 111 рублей 49 копеек (пункт 2 резолютивной части); признания недействительным решения инспекции от 19.02.2009 N 52-17-14/365р об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в части отказа в возмещении НДС в сумме 41 111 рублей 49 копеек и предложения внести соответствующие необходимые исправления в документы налогового и бухгалтерского учета (пункт 4 резолютивной части); признания недействительным решения инспекции от 19.02.2009 N 52-17-14/364р о возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в части предложения внести необходимые исправления в документы налогового и бухгалтерского учета, соответствующие отказу в возмещении НДС в сумме 41 111 рублей 49 копеек (пункт 4 резолютивной части); признания недействительным решения ФНС России от 11.12.2009 N 9-1-08/00504@ в части оставления решений инспекции от 19.02.2009 N 52-17-14/366р, от 19.02.2009 N 52-17-14/365р и N 52-17-14/364р без изменения в части, соответствующей отказу в возмещении НДС в сумме 41 111 рублей 49 копеек, решение Арбитражного суда г. Москвы отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с отказом заявителя от требований в этой части. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке статей 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационными жалобами налоговых органов, в которых ставится вопрос об их отмене и принятии нового судебного акта об отказе заявителю в удовлетворении заявленных требований. В обоснование своих жалоб налоговые органы ссылаются на неправильное применение судами норм материального права, а также на нарушение норм процессуального права.
Обществом представлен отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, который приобщен к материалам дела.
В заседании суда кассационной инстанции представитель инспекции поддержал доводы своей кассационной жалобы.
В заседании суда кассационной инстанции представитель налоговой службы поддержал доводы своей кассационной жалобы.
В заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя против доводов кассационных жалоб возражал, считая судебные акты законными и обоснованными.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права, доводы кассационных жалоб и возражений относительно них, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки представленной заявителем четвертой уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за август 2007 года и представленных документов инспекцией вынесены решения от 19.02.2009 N 52-17-14/366р "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", которым отказано в привлечении общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, обществу предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета, N 52-17-14/365р "Об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению", которым в том числе признано необоснованным применение налоговой ставки 0 процентов по НДС по операциям реализации товаров (работ, услуг) в сумме 149 956 648 рублей, обществу отказано в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 104 080 064 рублей, предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета, N 52-17-14/364р "О возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению", которым в том числе признано необоснованным применение обществом налоговой ставки 0 процентов по операциям по реализации товаров (работ, услуг) в сумме 149 956 648 рублей, обществу предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Отказ в возмещении НДС мотивирован тем, что общество, по мнению инспекции, неправомерно применило налоговую ставку 18 процентов по налогу на добавленную стоимость, исчисленную при оказании заявителю услуг, связанных с транспортировке трубопроводным транспортом нефтепродуктов по территории Российской Федерации, вывозимых с территории Российской Федерации морским транспортом.
Решением ФНС России от 11.10.2009 N 9-1-08/00501@ решение инспекции N 52-17-14/366р изменено путем отмены в мотивировочной части отказа в возмещении НДС в сумме 41 844 492 рублей в отношении услуг, связанных с транспортировкой железнодорожным транспортом нефти и нефтепродуктов, впоследствии вывозимых за пределы Российской Федерации морским транспортом; изменено решение N 52-17-14/365р путем отмены в пункте 1 резолютивной части отказа в возмещении НДС в сумме 41 844 492 рублей в отношении услуг, связанных с транспортировкой железнодорожным транспортом нефти и нефтепродуктов, впоследствии вывозимых за пределы Российской Федерации морским транспортом; в остальной части указанные решения инспекции оставлены без изменения, апелляционная жалоба общества - без удовлетворения.
Посчитав решения инспекции и налоговой службы частично незаконными, общество обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с настоящим заявлением.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.
На основании абзаца первого подпункта 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в подпункте 1 настоящего пункта, производится по ставке 0 процентов.
Суды пришли к правильному выводу о том, что при осуществлении перевозки товаров до помещения их под таможенный режим экспорта применяется ставка 18 процентов, соответственно, покупатель услуг вправе заявить вычет НДС по ставке 18 процентов. При этом суды исходили из того, что оказанные собственникам нефти и нефтепродуктов услуги по транспортировке, связанные с перевозкой трубопроводным транспортом нефти и нефтепродуктов, вывозимых за пределы территории Российской Федерации морским транспортом и декларируемых в местах, установленных Приказом ФТС России от 24.08.2006 N 800, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость как услуги, оказанные в отношении не помещенных под таможенный режим экспорта товаров. ЗАО "ЮКОС РМ" согласно договору об оказании услуг от 31.12.2004 N 0000605/0001Д, оказывало услуги управленческого характера, связанные с информационным обслуживанием и координацией действий ряда нефтеперерабатывающих предприятий по вопросам отгрузки и транспортировке произведенной продукции, в связи с чем данные услуги не могут быть квалифицированы в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации. Кроме того, судами учтено, что при вынесении оспариваемых решений налоговым органом не принималась во внимание учетная политика компании, в соответствии с которой производилось распределение налоговых вычетов по НДС (пропорциональный метод применения налоговых вычетов, приходящийся на внутренний экспорт и на экспорт).
Правомерность предъявления налогоплательщиками, экспортирующими нефть и нефтепродукты, к вычету сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных по налоговой ставке 18 процентов, за работы (услуги) перевозчиков и подрядчиков, в том числе при осуществлении железнодорожной перевозки нефти и нефтепродуктов от места их погрузки до места разгрузки в порту с последующим вывозом морскими судами и судами смешанного плавания, убывающими с таможенной территории Российской Федерации, подтверждена правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.10.2010 N 17977/09
Контрагенты общества в связи со спецификой оформления экспорта нефтепродуктов (в морских портах) не располагали и не могли располагать надлежащими транспортными и товарораспорядительными документами, предусмотренными пп. 4 пункта 1 и пп. 4 пункта 4 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу чего не претендовали на применение налоговой ставки 0 процентов и обоснованно указывали в счетах-фактурах налоговую ставку 18 процентов.
Фактические обстоятельства, установленные судами при рассмотрении данного дела, налоговыми органами не оспариваются, а ссылка на сложившуюся правоприменительную практику по рассматриваемому вопросу не является основанием для иного толкования сложившихся между сторонами сделок хозяйственных взаимоотношений.
Суд кассационной инстанции считает, что судебными инстанциями при рассмотрении спора правильно, в соответствии с положениями части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определен предмет доказывания по делу, установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделан правильный вывод по делу.
Доводы кассационных жалоб нарушения или неправильного применения судами норм материального и процессуального права не подтверждают, а направлены на переоценку доказательств, всесторонне, полно и объективно исследованных судебными инстанциями, и в силу статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Нормы материального права применены правильно, нарушения норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов, судами не допущено.
Оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены судебных актов, не имеется.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 октября 2010 года по делу N А40-34302/10-127-157 оставить без изменения, кассационные жалобы МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 и ФНС России - без удовлетворения.
Председательствующий-судья |
Н.Н.Бочарова |
Судьи |
Н.В.Коротыгина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.