г. Москва
Дело А40-166928/09-77-961
01 октября 2010 г. |
N КГ-А40/11582-10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 1 октября 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Нечаева С.В.
судей Нужнова С.Г., Петровой В.В.
при участии в заседании:
от истцов (заявителя): Росимущество - не явился, извещен, ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве" - Бойченко Н.Н., дов. от 13.11.2009 N 36, Бухарев А.Ф., дов. от 01.10.2009,
от ответчиков: Правительство Москвы - не явился, извещен, Департаменту имущества города Москвы - Бускин А.А., дов. от 13.12.2007 N Д-07/44866, Управление Росреестра по Москве - Бухарев А.Ф., дов. от 03.11.2009 N 22-02/19273,
рассмотрев 27 сентября 2010 г. в судебном заседании кассационную жалобу Правительства Москвы и Департамента имущества города Москвы (ответчики) на решение от 23 марта 2010 г. Арбитражного суда г.Москвы, принятое судьей Кочко Т.В. и постановление от 24 июня 2010 г. N 09АП-11255/2010-ГК Девятого арбитражного апелляционного суда, принятое судьями Красновой С.В., Савенковым О.В., Кораблевой М.С. по иску (заявлению) Росимущества, ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве" о признании права собственности, права оперативного управления и признании недействительной государственной регистрации права собственности к Правительству Москвы, Департаменту имущества города Москвы, Управлению Росреестра по Москве, установил:
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и Федеральное государственное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве" (далее - ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве") обратились в Арбитражный суд города Москвы с иском к Правительству Москвы, Департаменту имущества города Москвы, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве:
- о признании права собственности Российской Федерации на помещения в здании, расположенном по адресу: г. Москва, Дмитровский пр-д, д. 14, общей площадью 968,4 кв. м,
- о признании права оперативного управления ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве" на помещения в здании, расположенном по адресу: г. Москва, Дмитровский пр-д, д. 14, общей площадью 968,4 кв. м,
- о признании недействительной государственной регистрации права собственности города Москвы на помещения в здании, расположенном по адресу: г. Москва, Дмитровский пр-д, д. 14, общей площадью 968,4 кв. м.
Исковые требования мотивированы тем, что право собственности города Москвы на спорный объект недвижимости зарегистрировано неправомерно; спорное здание относится исключительно к объектам федеральной собственности, поскольку оно было построено и в нем располагается санитарно-эпидемиологическая служба, из федеральной собственности указанное здание в установленном порядке не выбывало.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 23 марта 2010 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 июня 2010 года N 09АП-11255/2010-ГК исковые требования удовлетворены в части признания права федеральной собственности на спорные помещения. В удовлетворении требования о признании права оперативного управления отказано со ссылкой на предъявление указанного требования ненадлежащим ответчикам. Требования о признании недействительной государственной регистрации права собственности города Москвы оставлены без удовлетворения ввиду избрания истцами ненадлежащего способа защиты права.
Удовлетворяя исковые требования в указанной части, суды первой и апелляционной инстанции указали на то, что истец является учреждением, обеспечивающим деятельность органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, спорный объект из федеральной собственности не выбывал, ответчиками не представлено доказательств пропуска истцом срока исковой давности.
Не согласившись с данными судебными актами, ответчики подали настоящую кассационную жалобу, полагая, что выводы, сделанные судами первой и апелляционной инстанций, не соответствуют материалам дела, не основаны на нормах действующего законодательства, судами неправильно применены нормы материального права.
Истец - Росимущество, ответчик - Правительство Москвы, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что согласно ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В заседании суда кассационной инстанции ответчик - Департамент имущества г. Москвы - поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель истца возражал против удовлетворения кассационной жалобы, просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, явившихся в заседание суда, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в оспариваемом судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как усматривается из материалов дела, согласно Приказу Главного управления здравоохранения Исполкома Мосгорсовета народных депутатов от 18.03.1991 N 105 с 01.04.1991 санитарно-эпидемиологические станции (СЭС) переданы в состав Городской СЭС с передачей всех материальных ценностей СЭС с баланса Управлений и Отделов здравоохранения на баланс Городской СЭС.
Во исполнение постановления Совета Министров РСФСР от 01.07.1991 N 375 "О государственной санитарно-эпидемиологической службе РСФСР" приказом Санитарно-эпидемиологической службы города Москвы от 24.09.1991 N 46-лс предписано реорганизовать 33 районные СЭС, преобразовав их в 33 районных центра государственного санэпиднадзора и реорганизовать 33 районных центра Госсанэпиднадзора в 10 Центров Госсанэпиднадзора административных округов Москвы; главным врачам районных Центров санэпиднадзора произвести списание и инвентаризацию материальных ценностей и передать по акту передачи здания, сооружения, оборудование, инвентарь - учреждению-правопреемнику.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.01.2005 г. N 23-р созданы 90 федеральных государственных учреждений здравоохранения - центров гигиены и эпидемиологии, Росимуществу предписано закрепить в оперативном управлении за образуемыми федеральными государственными учреждениями здравоохранения - центрами гигиены и эпидемиологии относящееся к федеральной собственности имущество учреждений, реорганизуемых в соответствии с п. 1 данного распоряжения.
Из устава Федерального государственного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве" усматривается, что оно создано в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.01.2005 г. N 23-р путем слияния федеральных государственных учреждений, в том числе десяти центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора административных округов города Москвы и является их правопреемником.
Согласно статьям 214, 215 Гражданского кодекса Российской Федерации субъектами права государственной собственности является Российская Федерация либо субъект Российской Федерации, субъектом права муниципальной собственности являются городские и сельские поселения, а также другие муниципальные образования. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности, к собственности субъектов Российской Федерации и к муниципальной собственности осуществляется в порядке, установленном законом.
В соответствии со статьей 48 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" помещения, здания, сооружение, оборудование, транспортные средства и другое имущество, используемое органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и учреждениями, обеспечивающими их деятельность, для выполнения возложенных на них задач, находятся в федеральной собственности и передаются указанным органам и учреждениям в пользование на праве хозяйственного ведения или оперативного управления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Таким образом, все имущество данных предприятий, включая здания, в силу закона является федеральной собственностью.
Из материалов дела следует, что распоряжением Исполнительного комитета Московского городского совета народных депутатов от 29.07.1988 г. N 1695 заводу "Авиаприбор" отведен земельный участок по Тимирязевской улице под строительство 9-ти этажного жилого дома с расположением на первом этаже санитарно-эпидемиологической станции Тимирязевского района.
Из письма Центрального архива Научно-технической документации Москвы от 05.06.2009 г. N Т-963/08 следует наличие в данном архиве технической документации, подтверждающей строительство указанного выше объекта.
Помещения в здании по ул. Тимирязевской, д. 7-5 переданы санитарно-эпидемиологической станции Тимирязевского района 26.04.1971 г. по ордеру Б N 013736 Московского городского отдела нежилых помещений Мосгорисполкома, что также подтверждается письмом Департамента имущества города Москвы от 21.01.2010 г. N 10/2446.
Из справки МосгорБТИ от 27.07.2009 г. N 94 92 001699-1 следует, что адрес: ул. Тимирязевская, 5, вл. 3-5, является строительным адресом жилого дома с нежилыми помещениями по адресу: Дмитровский пр-д, д. 14.
Таким образом, спорные помещения в здании по адресу: г. Москва, Дмитровский пр-д, д. 14 были построены для размещения санитарно-эпидемиологической службы и с момента ввода дома в эксплуатацию находятся в пользовании истца, что представителями лиц, участвующих в деле, не оспаривается.
При изложенных обстоятельствах, принимая во внимание указанные выше нормы права, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов о том, что спорное здание является объектом федеральной собственности.
Вместе с тем, на спорное здание было зарегистрировано право собственности города Москвы, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имуществом и сделок с ним от 31.03.2009 N 09/002/2009-141.
Поскольку спорный объект из федеральной собственности не выбывал, находился в пользовании истца ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве" с момента его создания по настоящее время, коллегия суда кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов о том, что истцами не был пропущен срок исковой давности по заявленным требованиям.
Доказательств того, что о нарушении права собственности в отношении спорного помещения истцу - Федеральному агентству по управлению государственным имуществом стало известно ранее, чем им были получены сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имуществом и сделок с ним заявителями суду не представлено.
Доказательств того, что спорное имущество в установленном законом порядке выбыло из федеральной собственности в собственность города Москвы, в материалы дела не представлено.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что доводы заявителя кассационной жалобы направлены на переоценку выводов судов первой и апелляционной инстанций по существу, что является недопустимым в кассационной инстанции, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого судебного акта, не усматривается.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 23 марта 2010 г. и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 июня 2010 г. по делу N А40-166928/09-77-961 оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Москвы и Департамента имущества города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
С.В. Нечаев |
Судьи |
С.Г. Нужнов |
|
В.В. Петрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.