Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 ноября 2011 г. N 7452/10
настоящее постановление отменено
г. Москва
08 апреля 2011 г. |
N КГ-А40/2430-11-П |
Резолютивная часть постановления объявлена 4 апреля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 8 апреля 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Мойсеевой Л. А.,
судей Завирюха Л. В., Тутубалиной Л. А.,
при участии в заседании:
от истца - Т.И. Донцова, доверенность от 25 ноября 2009 года, паспорт
от ответчиков: Министерства финансов РФ - Я.М. Смирнова, доверенность от 15 сентября 2010 года N 01-06-08/215, служебное удостоверение, Департамента социальной защиты населения Тверской области - М.Ф. Ненад, доверенность от 18 ноября 2010 года N 5/2022, С.А. Мосякова, доверенность от 15 декабря 2010 года N 5/2174, паспорта
рассмотрев 4 апреля 2011 года в судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Городской электрический транспорт" на решение от 29 сентября 2010 года Арбитражного суда города Москвы принятое судьей Л.А. Куклиной на постановление от 16 декабря 2010 года Девятого арбитражного апелляционного суда, принятое судьями И.Н. Баниным, В.И. Катуновым, О.Н. Семикиной по делу N А40-53991/09-32-397 по иску муниципального унитарного предприятия "Городской электрический транспорт" к Министерству финансов Российской Федерации, Тверской области в лице Департамента социальной защиты населения Тверской области о взыскании 74 301 997 руб. 01 коп., установил:
При новом рассмотрении решением арбитражного суда первой инстанции от 29 сентября 2010 года, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 16 декабря 2010 года, отказано в удовлетворении исковых требований муниципального унитарного предприятия "Городской электрический транспорт" о взыскании с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации и Департамента социальной защиты населения Тверской области 74 301 997 руб. 01 коп. убытков, причиненных истцу вследствие предоставления в 2008 году льгот при перевозке отдельных категорий граждан общественным транспортом.
Суд установил, что в 2008 году истец осуществлял перевозку граждан, в отношении которых оказание мер социальной поддержки относится к ведению Российской Федерации, на основании единых социальных проездных билетов.
Суд исходил из того, что во исполнение Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Тверская область установила расходные обязательства по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта на территории Тверской области, приняв следующие нормативные правовые акты:
- постановление Администрации Тверской области от 16.02.2005 г. N 32-па "О введении на территории Тверской области единого социального проездного билета";
- Закон Тверской области от 12.03.2007 г. N 9-30 "Об областной целевой программе "Социальная поддержка населения Тверской области на 2007 - 2009 годы";
- Закон Тверской области от 29.12.2007 г. N 164-30 "Об областном бюджете Тверской области на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов".
- Закон Тверской области от 16.07.2009 г. N 71-30 "Об исполнении областного бюджета Тверской области за 2008 год".
Во исполнение вышеуказанных нормативных правовых актов между территориальным отделом социальной защиты населения города Твери (заказчик) и истцом (исполнитель) заключен договор об оказании автотранспортных услуг от 26 марта 2008 года N 1, предметом которого являются правоотношения сторон, связанные с предоставлением льготного проезда на основании единого социального проездного билета отдельным категориям граждан в соответствии с постановлением от 16.02.05 г. N 32. Согласно условиям договора заказчик обязался перечислять на расчетный счет исполнителя средства от реализации ЕСПБ населению в размере суммарной стоимости ЕСПБ, реализованных населению за отчетный период на территории муниципального образования; и средства, составляющие разницу между стоимостью проездного билета для данного муниципального образования и стоимостью реализованных ЕСПБ.
Суд установил, что свои обязательства по данному договору территориальный отдел социальной защиты населения города Твери исполнил в полном объеме, что подтверждено представленными относимыми и допустимыми доказательствами.
Суд отверг доводы истца о том, что представленные им доказательства подтверждают размер убытков транспортной организации от перевозки пассажиров и исходил из следующего. Расчет убытков произведен истцом по методике, утвержденной Постановлением Росстата от 19 января 2007 г. N 9 которое действовало в спорный период. Кроме того, в основу расчета истца положены сведения о количестве реализованных ЕСПБ, о тарифе на одну поездку, о сумме финансирования, о доле истца в городских и перевозках. Не согласившись с данным расчетом, суд указал, что в соответствии с пунктом 3.3 приложения N 1 к Постановлению Администрации Тверской области от 16 февраля 2005 года N 32-па размер компенсации за каждый билет определяется как разница между стоимостью льготного проезда и стоимостью ЕСПБ, оплаченной гражданином. Размер компенсации по каждому муниципальному образованию определяется из расчета размера компенсации за каждый билет, умноженного на общее количество выданных ЕСПБ в муниципальном образовании. Стоимость ЕСПБ установлена в размере 64 руб. в месяц. Полная стоимость проезда одного пассажира по ЕСПБ в месяц установлена в 2008 году для города Твери - 250 рублей. Установив, что истцу в полном объеме выделены областным и федеральным бюджетом денежные средства на возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по бесплатному проезду граждан по территории Тверской области, исходя из расчета, определенного в соответствии с Порядком, утвержденным Постановлением Администрации Тверской области от 16.02.2005 N 32-па, суд пришел к выводу, что правомерность и обоснованность иного расчета не подтверждена.
С кассационной жалобой обратился истец, который просит решение и постановление апелляционной инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении иска полностью, ссылается на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, на неправильное применение судом статей 15, 790 Гражданского кодекса Российской Федерации. По мнению заявителя, расчет убытков, представленный истцом, соответствует правильному применению норм материального права.
В заседании суда кассационной инстанции представитель истца изложил те же доводы, что и в жалобе, представители ответчиков просили оставить судебные акты без изменения, как законные и обоснованные, представлен отзыв.
Рассмотрев доводы жалобы и отзыва, изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, проверив в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и норм процессуального права, соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и установленным судом обстоятельствам, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Суд исследовал и оценил все представленные обеими сторонами доказательства, установил все обстоятельства, установление которых необходимо для правильного разрешения данного спора, правильно применил нормы материального права и нормы процессуального права и принял законные и обоснованные судебные акты. Указания, данные кассационной инстанцией при направлении дела на новое рассмотрение, судом выполнены.
Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 1 января 2005 года отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Вместе с тем названный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Во исполнение вышеназванного закона Тверская область установила расходные обязательства по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта на территории города Твери, приняв вышеперечисленные нормативные правовые акты.
Ввиду отсутствия на законодательном уровне способа расчета размера не полученной платы от льготных категорий пассажиров и их количества и в соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 23 июня 2009 года N 2992/09, возможно использование расчетного метода исходя из конкретных обстоятельств дела. При этом расходы транспортной организации определяются исходя из числа выданных единых социальных проездных билетов, тарифа на перевозку, количества поездок по таким билетам (согласно данным последних натурных обследований для соответствующего периода). Сведения федерального и регионального регистра льготников учитываются при определении публично-правового образования, к расходным обязательствам которого отнесено финансирование соответствующих льгот.
В данном случае суд правильно исходил из того, что истец не доказал, что понёс реальные убытки в связи с перевозкой отдельных категорий граждан, и эти убытки подлежат возмещению в соответствии со статьей 790 Гражданского кодекса Российской Федерации.
По мнению суда кассационной инстанции, суд с достаточной полнотой выяснил имеющие значение для дела обстоятельства. Выводы суда об этих обстоятельствах основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исходя из установленных обстоятельств дела, суд правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, в том числе статью 15, пункт 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, нормативные акты города Твери об обеспечении равной доступности транспортных услуг и о соответствующих компенсациях транспортным организациям убытков. Выводы суда об обстоятельствах дела, а также о применении законов и иных нормативных правовых актов доводами кассационной жалобы не опровергаются.
При таких обстоятельствах кассационная жалоба не может быть удовлетворена.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 29 сентября 2010 года Арбитражного суда города Москвы и постановление от 16 декабря 2010 года Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-53991/09-32-397 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Л.А. Мойсеева |
Судьи |
Л.В. Завирюха |
|
Л.А. Тутубалина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.