г. Москва
25 апреля 2011 г. |
N КГ-А40/984-11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 25 апреля 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Мойсеевой Л.А.,
судей Завирюха Л.В., Чалбышевой И.В.,
при участии в заседании:
от истца - Р.З. Хафизов, доверенность от 15 декабря 2010 года N 12-07/023-175
от ответчиков: ГУ г. Москвы "Инженерная служба Восточного административного округа" - Ю.Г. Козионов, доверенность от 20 октября 2010 года N 20, паспорт, ГУ г. Москвы "Инженерная служба Северного административного округа" - Е.Ю. Дмитриева, доверенность от 25 января 2011 года, паспорт, ГУ г. Москвы "Инженерная служба Юго-Восточного административного округа" - Е.О. Буркова, доверенность от 05 мая 2010 года
от третьих лиц - не явились, извещены
рассмотрев 18 апреля 2011 года в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения города Москвы "Инженерная служба Северного административного округа" на постановление от 24 ноября 2010 года Девятого арбитражного апелляционного суда принятого судьями Баниным И.Н., Юрковой Н.В., Яремчук Л.А. по иску открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Мосэнерго" к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, государственному учреждению города Москвы "Инженерная служба Центрального административного округа", Государственному учреждению города Москвы "Инженерная служба Южного административного округа", государственному учреждению города Москвы "Инженерная служба Северо-Восточного административного округа", государственному учреждению города Москвы "Инженерная служба Восточного административного округа", государственному учреждению города Москвы "Инженерная служба Северо-Западного административного округа", государственному учреждению города Москвы "Инженерная служба Северного административного округа", государственному учреждению города Москвы "Инженерная служба Юго-Западного административного округа", государственному учреждению города Москвы "Инженерная служба Юго-Восточного административного округа", субъекту Российской Федерации (город Москва) в лице главного распорядителя бюджетных средств (Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы) о взыскании 10 800 374 руб. 24 коп. в счет возмещения разницы в тарифах на тепловую энергию
третьи лица - Префектуры Центрального административного округа, Южного административного округа, Северо-Восточного административного округа, Восточного административного округа, Северо-Западного административного округа, Северного административного округа, Юго-Западного административного округа, Юго-Восточного административного округа установил:
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Мосэнерго" (теплоснабжающая организация) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы (распорядитель бюджетных средств) о взыскании 10 800 374 руб. 24 коп. в счет возмещения разницы в тарифах на тепловую энергию в период с января 2007 года по ноябрь 2009 года.
К участию в деле в качестве ответчиков привлечены: государственное учреждение г. Москвы "Инженерная служба Центрального административного округа", государственное учреждение г. Москвы "Инженерная служба Южного административного округа", государственное учреждение г. Москвы "Инженерная служба Северо-Восточного административного округа", государственное учреждение г. Москвы "Инженерная служба Восточного административного округа", государственное учреждение г. Москвы "Инженерная служба Северо-Западного административного округа", государственное учреждение г. Москвы "Инженерная служба Северного административного округа", государственное бюджетное учреждение г. Москвы "Инженерная служба Юго-Западного административного округа", государственное учреждение г. Москвы "Инженерная служба Юго-Восточного административного округа".
Постановлением апелляционного суда от 24 ноября 2010 года, рассмотревшего дело по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции, исковые требования удовлетворены. Апелляционный суд взыскал в пользу истца:
с Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы 5 423 984 руб. 10 коп. в возмещение разницы в тарифах за январь 2007 года - июль 2008 года;
с государственного учреждения г. Москвы "Инженерная служба Центрального административного округа" 1 131 325 руб. 28 коп. в возмещение разницы в тарифах за август 2008 года - ноябрь 2009 года;
с государственного учреждения г. Москвы "Инженерная служба Южного административного округа" 350 282 руб. 50 коп. в возмещение разницы в тарифах за август 2008 года - ноябрь 2009 года;
с государственного учреждения г. Москвы "Инженерная служба Северо-Восточного административного округа" 71 036 руб. 86 коп. в возмещение разницы в тарифах за август 2008 года - ноябрь 2009 года;
с государственного учреждения г. Москвы "Инженерная служба Восточного административного округа" 12 765 руб. 39 коп. в возмещение разницы в тарифах за август 2008 года - ноябрь 2009 года;
с государственного учреждения г. Москвы "Инженерная служба Северо-Западного административного округа" 230 791 руб. 50 коп. в возмещение разницы в тарифах за август 2008 года - ноябрь 2009 года;
с государственного учреждения г. Москвы "Инженерная служба Северного административного округа" 501 558 руб. 66 коп. в возмещение разницы в тарифах за август 2008 года - ноябрь 2009 года;
с государственного бюджетного учреждения г. Москвы "Инженерная служба Юго-Западного административного округа" 1 503 457 руб. 60 коп. в возмещение разницы в тарифах за август 2008 года - ноябрь 2009 года;
с государственного учреждения г. Москвы "Инженерная служба Юго-Восточного административного округа" 575 172 руб. 42 коп. в возмещение разницы в тарифах за август 2008 года - ноябрь 2009 года.
В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что между ним как теплоснабжающей организацией и управляющими организациями ООО "Каховка-Аремэкс", ГУП "Жилищник-1" и ОАО "Мосинжстрой заключены договоры энергоснабжения для потребителей тепловой энергии в горячей воде, что поставка энергии производилась в 2007-2009 года по тарифам, установленным для населения. Истец просил взыскать с ответчиков разницу в тарифах, которая подлежит возмещению из бюджета в связи с тарифным регулированием цен на тепловую энергию в соответствии с распоряжением Правительства Москвы от 05 августа 2004 года N 1575-РП "О расходах бюджета города Москвы в связи с государственным регулированием цен на тепловую энергию, потребляемую населением".
Суд апелляционной инстанции установил, что органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию на территории города Москвы, является Региональная энергетическая комиссия города Москвы. В соответствии с положением статьи 4 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ" при государственном регулировании тарифов на тепловую энергию должны соблюдаться принципы обеспечения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей тепловой энергии, учета экономически обоснованных затрат коммерческих организаций на производство, передачу и распределение тепловой энергии.
Во исполнение Федерального закона РЭК Москвы Постановлением от 11 декабря 2006 года N 51 утвердила тарифы на тепловую энергию, реализуемую ОАО "Мосэнерго" потребителям города Москвы в 2007 году. Данные тарифы дифференцированы по двум группам потребителей: население и прочие потребители. Тарифы на 2008 год были утверждены аналогичным образом Постановлением от 19 декабря 2007 года N 87, тарифы на 2009 год - Постановлением от 08 декабря 2008 года N 97.
Суд установил, что Правительством Москвы осуществлены меры к принятию на себя расходных обязательств в связи с тарифным регулированием цен на тепловую энергию. Суть их сводилась к возмещению за счет средств регионального бюджета непосредственно теплоснабжающим организациям разницы в стоимости поставленной для нужд населения тепловой энергии, исчисленной по тарифу "управляющие организации", и стоимости энергии, определенной по тарифу "население". Пунктом 1 Распоряжения Правительства Москвы от 05 августа 2004 года N 1575-РП "О расходах бюджета города Москвы в связи с государственным регулированием цен на тепловую энергию, потребляемую населением" установлено, что финансирование расходов бюджета города Москвы, связанных с применением теплоснабжающими организациями государственных регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, используемую для бытовых нужд населения, осуществляется в форме долевого финансирования целевых расходов - субсидий и отражается в составе бюджетных показателей по статье "субсидии по покрытие убытков теплоснабжающих организаций, связанных с применением государственных регулируемых цен (тарифов) при продаже товаров населению", а также утверждена типовая форма Регламента взаимодействия участников бюджетного процесса.
В соответствии с Законами города Москвы от 22 ноября 2006 года N 58 "О бюджете города Москвы на 2007 год", от 05 декабря 2007 года N 47 "О бюджете города Москвы на 2008 год", от 10 декабря 2008 года N 65 "О бюджете города Москвы на 2009 год" на 2007-2009 годы предусмотрено выделение субсидий на покрытие убытков теплоснабжающих организаций, связанных с применением государственных тарифов при продаже товаров (работ, услуг) населению.
Согласно пункту 2.1 Распоряжения Правительства города Москвы от 05 августа 2004 года N 1575-РП "О расходах бюджета города Москвы в связи с государственным регулированием цен на тепловую энергию, потребляемую населением" на Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы возложены функции и полномочия получателей бюджетных средств. Распоряжением Правительства Москвы от 10 июня 2008 года N 1306-РП внесены изменения в Распоряжение N 1575-РП, в соответствии с которым в процесс по выделению субсидий включены государственные учреждения города Москвы Инженерные службы административных округов, которые наделены функциями получателей бюджетных средств. Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы при этом является главными распорядителями бюджетных средств.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "пункта 2.1 Распоряжения Правительства города Москвы N 1575-РП" имеется в виду "пункт 3.1 Распоряжения Правительства города Москвы N 1575-РП"
Удовлетворяя исковые требования, суд установил, что факт оказания услуг теплоснабжения, объем поставленной тепловой энергии и размер долга подтверждены представленными истцом актами о сдаче-приемке энергии. Субсидии за 2007-2009 годы истцу не выплачены. Размер долга ответчиками не оспаривался.
Апелляционный суд применил положения статей 154 и 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 и исходил из того, что потребитель (абонент) должен был рассчитываться с истцом по тарифу "население", а разница между стоимостью энергии по тарифу "управляющие организации" и стоимостью по тарифу "население" подлежит возмещению из регионального бюджета путем перечисления субсидий в порядке, предусмотренном Распоряжением N 1258-РП и Распоряжением N 1575-РП, следовательно, вышеперечисленными нормами предусмотрено право теплоснабжающей организации на получение субсидий.
Суд отверг доводы ответчиков о неподписании истцом предусмотренных актами города Москвы регламентов взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы, жилищных и теплоснабжающих организаций в процессе расходования средств бюджета города Москвы по долевому финансированию целевых расходов, связанных с применением государственных регулируемых цен (тарифов) на тепловую энергию, поставляемую населению города Москвы и указал, что данное обстоятельство само по себе не лишает истца права на получение субсидий.
С кассационной жалобой обратился ответчик ГУ города Москвы "Инженерная служба Северного административного округа", который просит постановление отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам. По мнению ответчика, суд не установил такое обстоятельство, как несоблюдение истцом требований, предусмотренных Распоряжениями Правительства Москвы N 1258-РП и N 1575-РП, а именно предоставление истцом заявки для получения субсидии и документов, подтверждающих фактические расходы.
В заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя жалобы изложил те же доводы, что и в жалобе, представитель истца просил оставить постановление без изменения, считая его законным и обоснованным, а доводы жалобы направленными на переоценку доказательств. Представители ГУ города Москвы "Инженерная служба Восточного административного округа" и ГУ города Москвы "Инженерная служба Юго-Восточного административного округа" доводы заявителя жалобы поддержали.
Представители других ответчиков и третьих лиц, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, участия в рассмотрении кассационной жалобы не приняли.
Рассмотрев доводы жалобы и отзыва, изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, проверив в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и норм процессуального права, соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и установленным судом обстоятельствам, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Суд апелляционной инстанции исследовал и оценил все представленные обеими сторонами доказательства, установил все обстоятельства, установление которых необходимо для правильного разрешения данного спора, правильно применил нормы материального и процессуального права и обоснованно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований. Суд правильно установил, что субсидии за 2007-2009 года истцу не выдавались, что доказательств возмещения разницы в тарифах в спорный период не представлены.
Доводы заявителя жалобы о несоблюдении истцом требований, предусмотренных Распоряжениями Правительства Москвы N 1258-РП и N 1575-РП в части предоставление заявки для получения субсидии не могут быть положены в основу постановления суда кассационной инстанции об отмене обжалуемого судебного акта. Несоблюдение истцом правил получения субсидий на лишает последнего права на их получение.
С учетом установленного, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований и правомерно взыскал с ответчиков неполученных субсидий на покрытие убытков истца, связанных с применением государственных регулируемых (цен) при продаже теплоэнергии населению. Суд кассационной инстанции находит выводы суда соответствующими установленным обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и требованиям закона. Судом при рассмотрении спора правильно определен предмет доказывания, установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов сторон, и сделан правильный вывод об удовлетворении иска.
Доводы кассационной жалобы выводы суда не опровергают, направлены на переоценку доказательств и установлением обстоятельств, что в силу статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации находится за пределами компетенции и полномочий арбитражного суда, рассматривающего дело в кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление от 24 ноября 2010 года Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-14243/10-61-113 оставить без изменения, кассационную жалобу ГУ города Москвы "Инженерная служба Северного административного округа" - без удовлетворения.
Председательствующий-судья |
Л.А.Мойсеева |
Судьи |
Л.В.Завирюха |
|
И.В.Чалбышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.